Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дисгармоническое психическое развитие: психопатии и




Патологические формы развития личности.

Систематика психопатий

Дисгармоническое развитие – психопатии, в первую очередь конституциональные, в основном наследственно обусловленные, либо обусловлены экзогенными вредностями, действующими на ранних этапах онтогенеза, и патологические формирования личности.

Схожесть с искажённым развитием: сочетание явлений ретардации одних систем с парциальной акселерацией других, нарушение иерархии в последовательности развития ряда психических функций.

Отличие дисгармонического развития от искажённого развития: основой этого вида дизонтогенеза является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искажённых межфункциональных связей, а врождённая либо рано приобретённая стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Эта диспропорциональность, обуславливая формирование ряда аномальных вариантов личности, для которых по Г.Е. Сухаревой, характерна «неадекватная реакция на внешние средовые раздражители, вследствие чего более или менее нарушено поведение и затруднена активная приспособляемость к окружающей среде» (1959).

Психопатия как стойкий дисгармоничный склад психики, в основе которых дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.

Клинико-психологическая структура ограничена кругом аномальных личностных свойств, не имеющих самостоятельной тенденции к прогрессированию, хотя и взаимозаменяющихся под влиянием ряда социальных и биологических факторов; дисгармония личности в основе стойких нарушений адаптации к социальной среде, склонности к декомпенсации при изменении привычных условий.

Отсутствие общепринятой классификации.

Сходное описание разными авторами клинико-психологической структуры отдельных вариантов психопатий.

1. Конституциональные психопатии: шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психоастенические, истерические психопатии, психопатии типа неустойчивых.

Шизоидная: присущи черты аутизма. проявление опережения развития речевых и интел­лектуальных функций на фоне задержки развития психомоторики и на­выков с раннего возраста; раннее начало чтения, счета, интересы не­детскими и отвлеченными проблемами, в то же время заторможенность моторики, позднее овладение навыками самообслуживания; эмоциональная холодность в сочетании с внутренней сензитивностью и ранимостью. От­личие от шизофрении: нет прогредиентности и психических расстройств.

Эпилептоидная: обычно происходит в пре­пубертатном возрасте, но уже у дошкольников – педан­тизм, чрезмерная аккуратность, вязкость; дискомфорт или ущем­ление прав вызывает бурные аффективно-двигательные реакции; злопамятность; в школьном возрасте проявляется более выраженный эгоцентризм, стремление к борьбе "за порядок", недоброжелательное отношение к окружающим.

Циклоидный тип: немотивированное колеба­ние настроения; склонность к шуткам, озорству, чрезмерной общительности.

Психоастенический (тревожно-мнительный) тип: тревожность, мнительность, часты страхи и другие на­вязчивые состояния; плохо переносят большие психоэмоциональные состояния.

Истерическая психопатия: диагностируется в пубертатном возрас­те; стремление любым путем выделиться; эмоциональные реакции очень яркие; в происхождении истерической психопатии имеют значения конституционально-наследственные механизмы.

Психопатии типа неустойчивых: незре­лость интересов, поверхностность поступков, неспособность к дли­тельным целенаправленным действиям, легкая внушаемость. При достаточ­но высоком интеллекте плохая учеба.

2. Органические психопатии: (причина - раннее поражение нервной системы во внутриутробном периоде, при родах, в первые годы жизни): возбудимый (эксплозивный) тип, бестормозной тип.

Воз­будимый тип: преимущественно у мальчиков и впервые проявляется в 2-4 года. Чрезмерная возбудимость, повышенная двигательная активность, агрессивность, злобность, капризность, настроение неустойчивое, трудно адаптируются в детском коллективе; нарушения влечений, астенические симптомы.

Бестормозной тип: повышенный эйфорический фон настроения с грубой откликаемостью на внешние раздражители, некритичность при достаточно сохранном интеллекте, патологии влечений в школьном возрасте (склонность к бродяжничеству, импульсивным сексуальным эксцессам и т.п.).

3. Патологическое формирование личности как тип дисгармоничного развития. Этиология – в основном неблагоприятные факторы воспитания.

В патогенезе основная роль:

1) Закрепление патоло­гических реакций;

2) непосредственное "воспитание" таких черт ха­рактера, как возбудимость, неустойчивость, истеричность.

Основные варианты: аффективно-возбудимый, тормози­мый, истероидный, неустойчивый.

Аффективно-возбудимый: обусловлен неблагоприятной средой, в основном конфликтной (алкоголизм родителей, ссоры, агрессия и т.п.) Черты аффективной взрывчатости, склонности к разрядам раздражения, гнева, неадекватных раздражителю (имитация аналогичного поведения взрослых).

Истероидный вариант патологического развития личности: обусловлен или конфликтной ситуацией в семье или при воспитании по типу «кумира семьи». Проявление истерических реакций.

Патологическое развитие личности по типу психической неустойчивости: обусловлено условиями гипоопеки – безнадзорности, отсутствие у ребенка чувства долга, отсутствие волевой регуляции в преодолении трудностей. Черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы: лабильность, аффект, импульсивность, повышенная внушаемость.

Тормозимый вариант патологического развития личности: обусловлен гиперопекой, связанной авторитарностью, деспотичностью, подавление в ребенке самостоятельности, инициативы. Инфантилизм, боязливость, склонность к страхам, ипохондричность.

4. К дисгармоничному развитию относится невропатия – особый вид аномалии эмоционально-волевой сферы, обусловленной неустойчивостью регуляции вегетативных функций. Дети повышенно впечатлительны и ранимы; неврозы страха, заика­ния, тики, энурез и т.д.

5. Особый вид дисгармонического развития аномалия психического развития, связанная с отклонением темпа полового соз­ревания. Это нарушение вегетативно-эндокринной регуляции, в одних случаях приводящей к замедлению темпа развития полового созрева­ния (его ретардации), в других – к ускорению (акселерации). Эти ано­малии обусловлены либо генетическими особенностями, либо органи­ческой недостаточностью нервной системы.

Исследователи, занимающиеся данной проблемой: А.Е. Личко,

Г.Е. Сухарева, О.В. Кебрикова, В.В. Ковалев, Б.В. Зейгарник, В.В. Лебединский и др.

 

Классификация развития детей со сложными

Нарушениями развития

Понятие о сложном нарушении развития как сочетании двух и более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка.

Причины возникновения сложных нарушений в развитии (эндогенные и экзогенные факторы).

Основные группы детей с сочетанными нарушениями:

Первая группа – дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития (слепоглухие дети, умственно отсталые глухие, слабослышащие с задержкой психического развития и т.д.)

Вторая группа – дети с осложненным дефектом, имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития: умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха.

Третья группа – дети с множественными нарушениями, когда имеется три и более нарушений первичных, выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка: умственно отсталые слабовидящие глухие дети.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 365.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...