Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структурно-семантического (внутреннего) системного или полиморфного нарушения речи.




 

Алалия (от греч. a - частица, обозначающая отрицание, и лат. IaIia – речь) – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

 

Афазия(от греч a - отрицание, и рhasis – речь) – полная или частичная утрата ранее сформированной речи, связанная с локальными поражениями головного мозга: сосудистыми нарушениями воспалительными процессами, черепномозговыми травмами.

 

В зависимости от зоны поражения, как и при алалии, выделяют две основные формы афазии - моторную и сенсорную. При моторной афазии поражается двигательный речевой центр (центр Брока) и, главным образом нарушается экспрессивная сторона речи, т.е. ребенок теряет способность говорить, либо сохраняется способность произнесения лишь отдельных слов и коротких фраз. При сенсорной афазии поражается чувственный (сенсорный) центр речи (центр Вернике) что, ведет к нарушению импрессивной стороны (понимания) речи. Восприятие неречевых звуков обычно не нарушено.

 

 Нарушения письменной речи

 подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен – продуктивный (нарушение самого акта письма) или рецептивный (расстройство чтения).

1. Дислексия(от греч. dis–приставка, обозначающая расстройство, и Iego - читаю) – нарушение чтения, связанное с поражением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга.

 

2. Дисграфия(от греч. dis–приставка, означающая расстройство и graрho - пишу) – частичное специфическое расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажениях звуко-слогового состава слова и структуры предложения.

 17. Искаженное развитие. Клинико-психологическая характеристика детей с ранним детским аутизмом

Понятие аутизма как искажённого развития, когда наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, повреждённого и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящих к ряду качественно новых патологических образований.

   Лица с расстройствами аутистического спектра (РАС). РДА – относительно детского возраста.

Наиболее характерные особенности аутичного ребенка:

1. Нарушение контакта, погруженность в свой собственный мир, «экстремальное одиночество».

2. Стремление к постоянству, проявляющееся в разных формах:

- в сопротивлении переменам в режиме или привычной обстановке;

- в стереотипных движениях (раскачивание, потряхивание рук, кручение веревочки);

- в стереотипных интересах, ритуалах, повторяющихся снова и снова действиях, прокручивании одного и того же сюжета.

3. Гиперсензитивность (сверхчувствиельность).

4. Особая характерная задержка и нарушение речевого развития вне связи с уровнем интеллектуального развития; отсутствие у некоторых детей речи, у других – речевые штампы; у части детей присутствует развернутая, на первый взгляд, речь, но лишь в русле собственных интересов – диалог при этом недоступен.

Отличие аутичных детей друг от друга по степени нарушения контакта, поведенческих проблем, уровней интеллектуального развития. Общая характеристика, объединяющая их – неприспособленность в повседневных жизненных ситуациях и трудность применения накопленных знаний в реальной жизни.

Четыре основные группы РДА, выделенные О.С.Никольской (основные критерии деления – характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой).

I группа - отрешенность от внешней среды. Наиболее глубокая аффективная патология, наиболее тяжёлые нарушения психического тонуса и произвольной деятельности. Полевой характер поведения: постоянная миграция от одного предмета к другому. Мутичность, стремление к нечленораздельным, аффективно акцентуированным словосочетаниям.

 

 

 Наиболее тяжелы и проявления аутизма: отсутствие не только форм, но и потребности в контактах, отсутствие даже самого элементарного общения с окружающими, невозможность овладения навыками социального поведения. Отсутствие активных форм аффективной защиты от окружающего, стереотипных действий, заглушающих неприятные впечатления извне, стремления к привычному постоянству окружающей среды. Бездеятельность, беспомощность, почти невозможны навыки самообслуживания.

Прогноз: нуждаются в постоянном уходе и надзоре, в условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции возможность формирования элементарных навыков самообслуживания; возможность развития внутренней речи, освоения письма, чтения «про себя», элементарного счёта.

 

 

II группы – аутистическое отвержение окружающего. Определённая возможность активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счёт стимуляции положительных ощущений при помощи стереотипов: двигательных, (прыжки, взмахи рук, перебежки и т.д.), речевых (скандирование слов, стихов и т.д.), сенсорных (самораздражения зрения, слуха, осязания) и т.д.

Внешний рисунок их поведения – манерность, стереотипность, импульсивность многочисленных движений, причудливые гримасы и позы, походка. Особые интонации речи, малодоступность к контакту, молчание , односложные предложения, шепотная речь. Страхи. Примитивная, но предельно тесная «симбиотическая» связь с матерью, ежеминутное присутствие которой – непременное условие их существования.

Прогноз: при адекватной длительной коррекции возможность подготовки к обучению в школе, в основном в массовой.

III группа – аутистическое замещение окружающего мира. Произвольность в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего страхам, более сложные формы аффективной защиты, проявляющиеся в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазиях, часто с агрессивной фабулой, спонтанно разыгрываемой ребёнком как стихийная психодрама, снимающая пугающие его переживания и страхи. Внешний рисунок поведения ближе к психопатоподобному. Развёрнутая речь, более высокий уровень когнитивного развития, меньшая аффективная зависимость от матери, отсутствие нужды в примитивном тактильном контакте и опеке.

Прогноз: при активной медико-психологической коррекции возможность к обучению в массовой школе.

 

 

IV группа – аутизм в его наиболее легком варианте, характеризующийся повышенной ранимостью и тормозимостью в контактах. Прекращение контакта при ощущении малейшего препятствия, неразвитость форм общения, менее глубокий аутистический барьер, меньшая патология аффективной и сенсорной сфер. Неврозоподобные расстройства: чрезвычайна тормозимость, робость, пугливость, особенно в контактах, чувство собственной несостоятельности, усиливающее социальную дезадаптацию. Адекватный, компенсаторный характер значительной части защитных образований: при плохом контакте со сверстниками активный поиск защиты у близких; сохранение постоянство среды за счёт поведенческих штампов, формирующих образцы правильного поведения. Большая зависимость от матери, но это не витальный, а эмоциональный симбиоз с постоянным аффективным «заряжением» от неё.

Прогноз: возможность подготовки к обучению в массовой школе.

 

 Проблемы бытовой адаптации детей с ранним детским аутизмом

Основная нагрузка по организации бытового поведения аутичных детей – семья.

 Сложность обучения социально-бытовым навыкам: нарушения контакта, сверхчувствительность и страхи аутичного ребенка, трудность произвольного сосредоточения, нарушения мотивации.

Подготовка к обучению социально-бытовым навыкам:

- организация занятий (развитие способности к контакту, освоение навыков социального взаимодействия, постоянное место и время занятий, максимальная организация занятий, исключение отвлекающих факторов, формирование положительной эмоциональной установки ребенка по отношению к занятиям;

- общее развитие моторики (снятие дефицита или неправильного распределения психофизического тонуса, подбор индивидуальных упражнений в соответствии с индивидуальными проблемами – гипер- или гипотонусом, недостаточной координацией, неумением держать равновесие и т.п.).

 

- развитие мелкой моторики (развитие моторного стереотипа действия, движения – манипуляция руками ребенка – например, вложение кисточки или карандаша в руку, действия «рука в руке», положение взрослого – за спиной ребенка, учет интересов ребенка, сюжетный комментарий взрослого);

- развитие внимания, восприятия, памяти;

- развитие речи (понимания речи, возможности активного пользования).

Обучение социально-бытовым навыкам: особенности контакта с ребенком; преодоление страхов, тревожности и сверхчувствительности; произвольная организация поведения; пространственная организация жизни; организация времени жизни аутичного ребенка.

Организация повседневной жизни ребенка с РДА.

Ученые – исследователи, занимающиеся данной проблемой: Л. Каннер, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, В.Е. Каган, М.М. Либлинг, С.А. Морозов и др.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 516.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...