Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Группы лиц с нарушениями зрения.
Две группы детей со стойкими дефектами зрения (по степени нарушения зрительного анализатора): - слепые (незрячие) дети – с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (с максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции – очков); - слабовидящие дети – с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05 – 0,4 (0,2) (при помощи простой коррекции - применением очков). Значение времени поражения зрения. Особенностисенсорно-перцептивной деятельности слепых и слабовидящих детей: взаимодействие ощущений и восприятия (повышение зрительной чувствительности у слабовидящих под воздействием слабых звуковых раздражителей; явление синестезии – возможности возникновения при воздействии раздражителя одной модальности ощущений другой модальности, например при раздражении слухового анализатора возможность возникновения у некоторых слепых ощущения цвета; тактильные и вибрационные ощущения слепых). Представления слепых и слабовидящих: фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности, вербализм; формирование представлений.
Пространственная ориентация слепых как процесс решения трех задач: выбор направления, сохранение направления, обнаружение цели; ориентация в пространстве как совокупная условнорефлекторная деятельность. Память слепых и слабовидящих: развитие памяти по общим закономерностям с нормой; большой размах индивидуальных колебаний в объеме памяти, скорости запоминания, соотношении механического и осмысленного запоминания, обусловленные многообразными причинами (типологические особенности, сенсорно-перцептивный опыт, уровень интеллектуального развития и т.д.). Мышление слепых и слабовидящих: функции мышления общие, что и в норме; затруднения в формировании целостного образа из-за нарушений зрительного восприятия, схематизм и фрагментарность осязательных образов, приводящий иногда к лжепонятиям; возможности абстрактных понятий, суждений, умозаключений. Воображение слепых: возможности воссоздающего воображения, недостатки творческого воображения. Эмоционально волевая сфера слепых: эмоционально-волевые затруднения после появления дефекта зрения; скупость мимики и пантомимики при выражении эмоций; индивидуальные различия в волевой сфере. Особенности коррекции детей с нарушениями зрения, компенсаторные возможности лиц с нарушениями зрения. Профилактика зрительных нарушений. Ученые – исследователи, занимающиеся данной проблемой: Л. Брайль, А.И. Мещеряков, И.А. Соколянский, М.И. Земцова, Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, А.Б. Гордин и др.
Дефицитарное развитие. Особенности развития детей с нарушениями слуха Значение слуховых ощущений и слухового восприятия в психическом развитии ребенка. Значение слуха в развитии речи ребенка. Причины (эндогенные и экзогенные) нарушений слуха.
По степени поpажения слуха: - неслышащие (глухие); - слабослышащие (тугоухие). 1. Неслышащие дети – дети с полным выпадением слуха или с остаточным слухом (от 80дБ), пpи котоpом слух не может быть самостоятельно использован в понимании и развитии pечи.
Неслышащие (глухие): - дети с абсолютной, полной глухотой - ребенок вообще не слышит никаких звуков; - глухие с остатком слуха (понижение слуха от 80 дБ), которые воспринимают очень громкие звуки, но понимать речь и самостоятельно развивать не могут. По времени поражения слуха: - глухие без pечи – pанооглохшие; - глухие с речью – позднооглохшие, сохранившие речь. Варианты: - дети, родившиеся с нарушением слуха; - дети, потерявшие слух до начала речевой деятельности; - дети, потерявшие слух на ранних этапах речевого развития; - дети, потерявшие слух, когда уже речь сфоpмиpована. Уpовень речевого развития ребенка с нарушением слуха, зависящая от сочетания следующих условий: 1. Степени нарушения слуха. 2. Времени возникновения нарушения слуха. 3. Педагогических условий развития. 4. Индивидуальных особенностей детей с нарушениями слуха.
2.Слабослышащие (тугоухие дети) – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. К слабослышащим относятся дети с понижением слуха от 20 до 75 дБ. Выделение степеней тугоухости в зависимости от степени понижения слуха в зоне речевых частот (от 500 до 2000 Гц) у слабослышащих детей: I степень тугоухости - понижение слуха от 20 до 50 дБ; II степень понижение слуха от 50 до 70 дБ; III степень - понижение слуха от 70 до75 дБ.
Особенности психического развития детей с нарушениями слуха. Дифференциация психического развития детей в зависимости от времени и степени поражения слуха. Ощущения и восприятие: развитие по тем же законам, что и у слышащих детей; специфика – несвоевременное формирование межфункциональных взаимодействий (между восприятием и речью), соответственно отрицательное влияние на осмысленность восприятия. Внимание: развитие по основным законам, большее значение деятельности зрительных анализаторов, соответственно большее внимание на зрительные объекты, особенно у глухих, быстрая их утомляемость, чем слышащие и слабослышащие 1 и 2 степени тугоухости.
Память: прямая связь развития памяти с развитием речи, особенно логической; возможность замены слов при воспроизведении: - сходным с первым по внешнему виду образу слова (угол – уголь), - по единству предметной ситуации (крыло – голубь), - слов, в которых сочетаются внешнее сходство и смысловая близость (выбрали – собрали, распределил – определил). Мышление: слабое развитие обобщенного способа действия у глухих, использование более элементарных способов действия (по образцу, копирование); увеличение времени (в четыре раза) и количество показов (в три раза) для развития обобщенного способа действия: длительное время перехода от конкретно-понятийного мышления к абстрактно понятийному мышлению из-за особенностей развития речи. Речь: овладение нескольких видов речи (словесная – устная и письменная; дактильная; жестовая), т.е. своеобразная полиглоссия; иные сенсорные основы формирования первичных образов слов у глухих ( у слышащих – слуховой, у глухих – зрительный, подкрепляемый двигательными ощущениями – артикуляцией, дактилированием или письмом). Коррекция дефектов слуха. Профилактика слуховых нарушений. Исследователи – ученые по сурдопедагогике и сурдопсихологии: А.Ф. Остроградский, Н.М. Лаговский, Ф.А. Рау, Р.М. Боскис, Т.В. Розанова, Е.Г. Речицкая, А.Г. Зикеев и др. Дефицитарное развитие. Психологические особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательной сферы |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 678. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |