Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Группы лиц с нарушениями зрения.




Две группы детей со стойкими дефектами зрения (по степени нарушения зрительного анализатора):

- слепые (незрячие) дети – с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (с максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции – очков);

- слабовидящие дети – с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05 – 0,4 (0,2) (при помощи простой коррекции - применением очков).

Значение времени поражения зрения.

Особенностисенсорно-перцептивной деятельности слепых и слабовидящих детей: взаимодействие ощущений и восприятия (повышение зрительной чувствительности у слабовидящих под воздействием слабых звуковых раздражителей; явление синестезии – возможности возникновения при воздействии раздражителя одной модальности ощущений другой модальности, например при раздражении слухового анализатора возможность возникновения у некоторых слепых ощущения цвета; тактильные и вибрационные ощущения слепых).

Представления слепых и слабовидящих: фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности, вербализм; формирование представлений.

 

Пространственная ориентация слепых как процесс решения трех задач: выбор направления, сохранение направления, обнаружение цели; ориентация в пространстве как совокупная условнорефлекторная деятельность.

Память слепых и слабовидящих: развитие памяти по общим закономерностям с нормой; большой размах индивидуальных колебаний в объеме памяти, скорости запоминания, соотношении механического и осмысленного запоминания, обусловленные многообразными причинами (типологические особенности, сенсорно-перцептивный опыт, уровень интеллектуального развития и т.д.).

Мышление слепых и слабовидящих: функции мышления общие, что и в норме; затруднения в формировании целостного образа из-за нарушений зрительного восприятия, схематизм и фрагментарность осязательных образов, приводящий иногда к лжепонятиям; возможности абстрактных понятий, суждений, умозаключений.

Воображение слепых: возможности воссоздающего воображения, недостатки творческого воображения.

Эмоционально волевая сфера слепых: эмоционально-волевые затруднения после появления дефекта зрения; скупость мимики и пантомимики при выражении эмоций; индивидуальные различия в волевой сфере.

Особенности коррекции детей с нарушениями зрения, компенсаторные возможности лиц с нарушениями зрения. Профилактика зрительных нарушений.

Ученые – исследователи, занимающиеся данной проблемой: 

Л. Брайль, А.И. Мещеряков, И.А. Соколянский, М.И. Земцова, Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, А.Б. Гордин и др.

 

Дефицитарное развитие. Особенности развития детей с нарушениями слуха

Значение слуховых ощущений и слухового восприятия в психическом развитии ребенка. Значение слуха в развитии речи ребенка. Причины (эндогенные и экзогенные) нарушений слуха.

 

 

По степени поpажения слуха:

- неслышащие (глухие);

- слабослышащие (тугоухие).

1. Неслышащие дети – дети с полным выпадением слуха или с остаточным слухом (от 80дБ), пpи ко­тоpом слух не может быть самостоятельно использован в понимании и развитии pечи.

 

Неслышащие (глухие):

- дети с абсолютной, полной глухотой - ребенок вообще не слышит никаких звуков; 

- глухие с остатком слуха (понижение слуха от 80 дБ), которые воспринимают очень громкие звуки, но понимать речь и самостоятельно развивать не могут.

По времени поражения слуха:

- глухие без pечи – pанооглохшие;

- глухие с речью – позднооглохшие, сохранившие речь.

Варианты:

- дети, родившиеся с нарушением слуха;

- дети, потерявшие слух до начала речевой деятельности;

- дети, потерявшие слух на ранних этапах речевого развития;

- дети, потерявшие слух, когда уже речь сфоpмиpована.

Уpовень речевого развития ребенка с нарушением слуха, зависящая от сочетания следующих условий:

1. Степени нарушения слуха.

2. Времени возникновения нарушения слуха.

3. Педагогических условий развития.

4. Индивидуальных особенностей детей с нарушениями слуха.

 

2.Слабослы­шащие (тугоухие дети) – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. К слабослышащим относятся дети с понижением слуха от 20 до 75 дБ.

Выделение степеней тугоухости в зависимости от степени понижения слуха в зоне речевых частот (от 500 до 2000 Гц) у слабослышащих детей:

I степень тугоухости - понижение слуха от 20 до 50 дБ;

II степень понижение слуха от 50 до 70 дБ;

III степень - понижение слуха от 70 до75 дБ.

 

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха. Дифференциация психического развития детей в зависимости от времени и степени поражения слуха.

Ощущения и восприятие: развитие по тем же законам, что и у слышащих детей; специфика – несвоевременное формирование межфункциональных взаимодействий (между восприятием и речью), соответственно отрицательное влияние на осмысленность восприятия.

Внимание: развитие по основным законам, большее значение деятельности зрительных анализаторов, соответственно большее внимание на зрительные объекты, особенно у глухих, быстрая их утомляемость, чем слышащие и слабослышащие 1 и 2 степени тугоухости.

 

Память: прямая связь развития памяти с развитием речи, особенно логической; возможность замены слов при воспроизведении:

- сходным с первым по внешнему виду образу слова (угол – уголь),

- по единству предметной ситуации (крыло – голубь),

- слов, в которых сочетаются внешнее сходство и смысловая близость (выбрали – собрали, распределил – определил).

Мышление: слабое развитие обобщенного способа действия у глухих, использование более элементарных способов действия (по образцу, копирование); увеличение времени (в четыре раза) и количество показов (в три раза) для развития обобщенного способа действия: длительное время перехода от конкретно-понятийного мышления к абстрактно понятийному мышлению из-за особенностей развития речи.

Речь: овладение нескольких видов речи (словесная – устная и письменная; дактильная; жестовая), т.е. своеобразная полиглоссия; иные сенсорные основы формирования первичных образов слов у глухих ( у слышащих – слуховой, у глухих – зрительный, подкрепляемый двигательными ощущениями – артикуляцией, дактилированием или письмом).

Коррекция дефектов слуха. Профилактика слуховых нарушений.

Исследователи – ученые по сурдопедагогике и сурдопсихологии:

А.Ф. Остроградский, Н.М. Лаговский, Ф.А. Рау, Р.М. Боскис, Т.В. Розанова, Е.Г. Речицкая, А.Г. Зикеев и др.

Дефицитарное развитие. Психологические особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательной сферы










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 617.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...