Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Таб.16. Классификация выявленных уровней различных показателей развития медиаграмотности у студентов контрольной группы




Студенты:

Показатели медиаграмотности:

Уровни  мотивационного показателя Уровни контактного показателя Уровни информационного показателя Уровни аналитического показателя Уровни креативного показателя
1 Александра П. с с в с н
2 Анна К. с с с с н
3 Анна О. н с с н с
4 Валерия Р. н с с с в
5 Виктория Б. в с с н н
6 Виктория Э. н с с н с
7 Екатерина Д. с с с с в
8 Екатерина К. в с в в в
9 Елена А. в с в с в
10 Елена Б. н с н н н
11 Елена В. с н н н н
12 Елена К. с с с с н
13 Елена Л. н с с н н
14 Елена Ч. с с в с н
15 Ира С. н с н н н
16 Ирина С. в с с н с
17 Любовь Ч. н с н н н
18 Марина Б. с с в с в
19 Наталья Е. с н н н н
20 Наталья Р. н н н н н
21 Оксана Л. н с с н c
22 Оксана С. с с с с н
23 Ольга В. н с н н н
24 Ольга И. н с с н с
25 Ольга Л. н с с н н
26 Светлана К. н с с н н
27 Светлана С. в с с с в
28 Татьяна Т. с с с н н
29 Юлиана С. н с н н н
30 Юлия З. н с с н с
31 Юлия С. с н с н в
32 Александр Б. н с н н н
33 Алексей Б. н с в с в
34 Алексей К. с н н н н
35 Алексей П. с с с с с
36 Андрей Г. н в с с н
37 Андрей С. с с с в в
38 Антон А. н с н н н
39 Владислав Х. н с н н н
40 Дмитрий К. н с н н н
41 Кирилл Г. н н н н н
42 Николай Г. н с с н н
43 Олег П. н с н н с
44 Павел Г. н с н н н
45 Сергей С. н с н н н

* Условные обозначения:

в – высокий уровень показателя развития медиаграмотности студента.

с– средний уровень показателя развития медиаграмотности студента.

н– низкий уровень показателя развития медиаграмотности студента.

Исходя из данных таблиц 15 и 16, мы проанализировали ответы студентов, типичных для проявления различных уровней (высокого, среднего и низкого) развития медиаграмотности.

Группа В – высокий уровень показателя развития медиаграмотности студента. Здесь можно выделить студентку Марию К., у которой есть только один показатель среднего уровня – контактный. Все остальные – высокие. В самом деле, Мария К. обладает разнообразным спектром медийной мотивации, у нее накоплен основательный багаж знаний в области терминологии, теории и истории медиаобразования. Но главное, что она творческая личность, обладающая высоким уровнем восприятия и аналитического мышления по отношению к медиатекстам. Это относится как к любым видам творческих работ во время изучения ею годичного медиаобразовательного курса, так и к ее рецензиям, репликам в обсуждении медиатекстов и т.д. Аналогичный уровень развития медиаграмотности (при несколько более суженом спектре мотивации) продемонстрировали к концу годичного обучения и Евгений К. и Инна Л.

Напомню, что в контрольной группе таких студентов было 4%, а в экспериментальной группе в шесть раз больше – 26%.

Группа С – средний уровень показателя развития медиаграмотности студента. Здесь в качестве типичной студентки можно выделить Ирину К., у которой есть только один показатель высокого уровня – творческий. Все остальные – средние. Эта старательная студентка не имеет особой склонности к изучению медиакультуры. Однако она привыкла «учить» все предметы подряд, поэтому добивается некого «усредненного» уровня знаний, в том числе и медиаобразовательных, за счет усидчивости. Тем не менее, выполнение творческих работ раскрыло ее скрытый потенциал поиска нестандартных решений (к примеру, в коллажах на медиатемы). Другими типичными представителями этой группы можно считать Анну Д. (при всех остальных средних показателях она, благодаря природной памяти, показала высокий уровень знаний терминологии, теории и истории медиакультуры) и Екатерину И.

В контрольной группе таких студентов было 15%, а в экспериментальной группе – в три с лишним раза больше – 51%.

Группа Н – низкий уровень показателя развития медиаграмотности студента. Здесь типичных студентов выделить нетрудно: Дмитрий К., Кирилл Г., Сергей С. Лишь контактный показатель выходит у них на средний уровень (а по части контактов с ТВ – даже на высокий). Все остальные показатели уровней развития медиаграмотности стабильно низкие. Мотивация их медиаконтактов одинаково однообразна и ограничивается тягой к развлечению. Они нисколько не интересуются теорией и историей медиа/медиакультуры. Перцептивные и аналитические способности по отношению к медиатекстам у них абсолютно неразвиты. Творческие способности также не проявляются… Как правило, они при первом удобном случае (и без него) стараются пропустить занятия в вузе (причем - по любым предметам). В своей будущей профессии они ничуть не заинтересованы. Учеба для них – нечто вроде отбывания пятилетней трудовой повинности с конечной целью (нужной, наверное, больше их родителям, чем им самим) в виде государственного диплома в высшем образовании. Реальные мотивы их учебы (определяемые опять-таки, скорее, их родителями) сводятся в основном к трем родительским «чтобы не» (для юношей: «чтобы не попал в армию», «чтобы не болтался по улицам и подворотням», «чтобы не попал в дурную компанию»; для девушек: «чтобы не была хуже других», «чтобы не болталась без дела», «чтобы не осталась без жениха с дипломом»).

В контрольной группе студентов с низким уровнем развития медиаграмотности было подавляющее большинство (80%), а в экспериментальной группе – вчетверо меньше (22%).

Case Study 2: Анализ результатов выполнения студентами  творческих заданий по контент-анализу медиатекстов

    В целях дополнительного выяснения медийных предпочтений студентов и анализа результатов выполнения студентами творческих заданий по контент-анализу (Content Analysis) медиатекстов нами была использована медиаобразовательная методика, предложенная А.Силвэрблэтом [Silverblatt, 2001, pp.62-64]. В эксперименте участвовало 38 студентов (31 девушка и 7 юношей в возрасте 20-21 года) Таганрогского государственного педагогического института. Каждый из них выбрал для контент-анализа три своих любимых медиатекста разных видов и жанров, то есть всего студентами было проанализировано 114 медиатекстов. В каждом из медиатекстов студентами были выделены главные персонажи, у которых был выявлен род, возраст, раса, уровень образования, вид работы/учебы, брачный статус, количество детей, внешний вид, черты характера, роль и влияние данных персонажей в медиатексте. Полученные в итоге результаты были сведены нами в таблицу 17.

Таблица 17. Результаты выполнения студентами творческих заданий по контент-анализу медиатекстов

Категории

Выбор студентками данного варианта (в %) Выбор студентами данного варианта (в %) Общий выбор студентами данного варианта (в %)
1.

Виды медиатекстов:

1.1. фильмы, сериалы 48,39 85,71 55,26
1.2. телепередачи 41,93 28,57 39,47
1.3. печать, пресса 6,45 0,00 5,26
1.4. компьютерные игры 3,22 0,00 2,63
1.5. другие виды медиатекстов 0,00 0,00 0,00
2.

Жанр медиатекстов:

2.1. комедия 25,81 28,57 26,31
2.2. мелодрама 29,03 0,00 23,68
2.3. реалити-шоу 12,90 0,00 10,53
2.4. ток-шоу  9,68 14,28 10,53
2.5. фантастика  6,45 28,57 10,53
2.6. развлекательное шоу  6,45  0,00 5,26
2.7. драма  6,45  0,00 5,26
2.8. детектив  6,45  0,00 5,26
2.9. криминальная драма  0,00 28,57 5,26
2.10. другие жанры  6,45 14,28 7,89
3.

Род персонажа медиатекста:

3.1. мужской  58,06 85,71 63,16
3.2. женский 41,93 14,28 36,84
4.

Возраст персонажа медиатекста:

4.1. 0-5 3,22 0,00  2,63
4.2. 6-12 3,22 0,00  2,63
4.3. 13-18 3,22 14,28  5,26
4.4. 19-25 32,26 42,86 34,21
4.5. 26-35 45,16 28,57 42,10
4.6. 36-50 9,68 14,28 10,53
4.7. 50-65 6,45 14,28  7,89
4.8. Старше 65 0,00 0,00  0,00
5.

Раса персонажа медиатекста:

5.1. белый 83,87 85,71 84,21
5.2. цветной (метис, мулат и пр.)  6,45  0,00  5,26
5.3. негр  0,00 14,28  2,63
5.4. азиат  3,22 0,00  2,63
5.5. латиноамериканец  3,22 0,00  2,63
5.6. индеец  0,00 0,00  0,00
5.7. другое  6,45 0,00  5,26
6.

Уровень образования персонажа медиатекста:

6.1. вуз. 64,52 57,14 63,16
6.2. средняя школа. 22,58 28,57 23,68
6.3. начальная школа 3,22 14,28  5,26
6.4. другое 9,68 0,00  7,89
7.

Вид учебы/работы персонажа медиатекста:

7.1. квалифицированный работник. 67,74 57,14 65,79
7.2. безработный.  9,68 14,28 10,53
7.3. школьник/студент  6,45 28,57 10,53
7.4. работник низкой квалификации  9,68 14,28 10,53
7.5. работник занимающий высокую должность  3,22  0,00  2,63
7.6. другое  6,45 14,28  7,89
8.

Брачный статус персонажа медиатекста:

8.1. холостяк 51,61 71,42 55,26
8.2. женатый 38,71 28,57 36,84
8.3. разведенный  6,45  0,00  5,26
8.4. гражданский брак  3,22  0,00  2,63
8.5. вдовец  3,22  0,00  2,63
8.6. другое  0,00  0,00  0,00
9.

Количество детей у персонажа медиатекста:

9.1. 0 67,74 85,71 71,05
9.2. 1 25,81 14,28 23,68
9.3. 2 6,45 0,00 5,26
9.4. 3 и более 3,22  0,00  2,63
10.

Внешний вид персонажа медиатекста:

10.1 привлекательность по традиционным стандартам 58,06 57,14 57,89
10.2 «усредненность» по традиционным стандартам.   29,03 42,86 31,58
10.3. очаровательность/ гламурность 9,68 0,00 7,89
10.4. непривлекательность по традиционным стандартам. 6,45  14,28 7,89
10.5 другое 3,22 0,00 2,63
11.

Тип телосложения персонажа медиатекста:

11.1. средний вес/фигура 41,93 42,86 42,10
11.2. стройность/ худощавость 38,71 14,28 34,21
11.3. спортивность/ атлетичность 16,13 14,28 15,79
11.4. вес выше среднего 0,00 28,57  5,26
11.5. полнота 6,45  0,00  5,26
11.6. другое 3,22  0,00  2,63
12

Черты характера персонажа медиатекста:

12.1. самостоятельность 70,97 57,14 68,42
12.2. иждивенчество   3,22 0,00 2,63
12.3. интеллектуальность 51,61 42,86 50,00
12.4. тупость 3,22 0,00 2,63
12.5. прямота 41,93 57,14 36,84
12.6. находчивость, хитрость, изворотливость 9,68 14,28 10,78
12.7. активность, владение ситуацией 35,48 57,14 42,10
12.8. пассивность 3,22 0,00 2,63
12.9. остроумие 35,48 28,57 34,21
12.10. ироничность, саркастичность  9,68  0,00  7,89
12.11 объект юмора/ насмешки, иронии со стороны других персонажей 6,45 14,28 7,89
12.12. заботливость   35,48 14,28 31,58
12.13. беззаботность 12,90  0,00 10,53
12.14. верность 35,48 14,28 31,58
12.15. предательство 0,00 0,00 0,00
12.16. оптимизм 67,74 71,43 68,42
12.17. пессимизм 0,00 0,00 0,00
12.18. правдивость 32,26 28,57 31,58
12.19. лживость 0,00 0,00  0,00
12.20. наивность 9,68 0,00  7,89
12.21. цинизм 0,00 0,00  0,00
12.22. доброта  35,48 14,28 31,58
12.23. жестокость 3,22 14,28  5,26
12.24. сила, «крутизна», решительность 16,13 28,57 18,42
12.25. слабость, нерешительность 6,45 14,28  7,89
12.26. смелость 16,13 28,57 18,42
12.27. трусость 0,00  0,00 0,00
12.28. трудолюбие 32,25 14,28 29,80
12.29. ленивость  0,00  0,00  0,00
12.30. практичность  6,45 14,28  7,89
12.31. безалаберность  0,00  0,00  0,00
12.32. принципиальность  6,45 14,28  7,89
12.33. беспринципность  0,00  0,00  0,00
12.34. целеустремленность 12,90 14,28 13,16
12.35. бесцельность 0,00 0,00 0,00
12.36. эмоциональность 41,93 28,57 40,58
12.37. холодность 0,00 0,00 0,00
12.38. нежность 19,35 28,57 21,56
12.39. грубость 3,22 14,28 5,26
12.40. кокетливость  19,35 14,28 18,42
12.41. зажатость 0,00 0,00 0,00
12.42. сексуальность, чувственность 16,13 28,57 18,42
12.43. фригидность 0,00 0,00 0,00
12.44. другое 9,68 0,00 7,89
13.

Роль персонажа в сюжете медиатекста:

13.1. положительная   51,61 57,14 52,63
13.2 романтическая 22,58 14,28 21,05
13.3. комическая  9,68 14,28 10,53
13.4. отрицательная    3,22 14,28  5,26
13.5. Другая (например, роль телеведущего) 26,14 14,28 24,37
14.

Влияние персонажа медиатекста на развитие сюжета:

14.1. положительное влияние  74,19 71,43 73,68
14.2. нет влияния/слабое влияние 16,13 14,28 15,79
14.3. как положительное, так и отрицательное влияние 6,45 14,28  7,89
14.4. отрицательное влияние 3,22 28,57  7,89

Анализ таб. 17 привел нас к следующим выводам:

1. Из всего разнообразия видов медиатекстов студенты предпочитают выбирать в качестве любимых: 1)фильмы и телесериалы (55,26%, при этом количество студентов, выбравших этот вариант (85,71%) значительно превышает число студенток (48,39%); 2) телепередачи (39,47% при доминировании респондентов женского пола). Печать, пресса, компьютерные игры, интернетные сайты в целом не смогли набрать больше 8% голосов опрошенных. Полученные данные подтверждают общую картину, сложившуюся в контактах массовой аудитории с медиа: чтение постепенно утрачивает свои позиции, интернет еще не успел обрести широкого распространения, таким образом, публика предпочитает ТВ (включая просмотр по телевидению фильмов и сериалов).

2. Наиболее предпочитаемыми жанрами медиатекстов оказались: 1) комедия (26,31%, голосов респондентов мужского пола здесь больше женского); 2) мелодрама (23,68%, и это чисто женские предпочтения); 3) реалити-шоу и ток-шоу (по 10,53%); 4) фантастика (10,53%, с преимущественным числом голосов респондентов мужского пола – 28,57%). Ни один из других медийных жанров не смог набрать более 6% голосов (хотя криминальной драме отдали предпочтения 28,57% студентов мужского пола). Как и следовало ожидать, среди любимых жанров доминировали развлекательные. Жанры, которые традиционно считаются у массовой аудитории «тяжелыми» (драма, трагедия, притча, аналитическая телепередача и т.п.) в целом не смогли набрать и шести процентов голосов…

3. Подавляющее большинство любимых медийных персонажей, согласно контент-выборке, сделанной студентами, оказалось мужчинами (63,16%). При этом у респондентов мужского пола 85,71% любимых персонажей – мужчины, в то время, как голоса студенток распределились более равномерно. 58,06% респондентов выделяют персонажей-мужчин, а 41,93% - женщин. Таким образом, студенты оказались медийными «эгоцентриками»…

4. Как и следовало ожидать, персонажи в возрасте до 18 и старше 35 лет оказались не слишком популярны у двадцатилетних студентов. Максимальное предпочтение было оказано своим ровесникам – возрастной группе от 19 до 25 лет (34,21% голосов, без заметных гендерных различий в предпочтениях) и несколько более старшей возрастной группе персонажей от 26 до 35 лет (42,10%, здесь доминировали женские голоса, что психологически и социально вполне объяснимо, т.к. женщины часто инстинктивно отдают предпочтение мужчинам со сложившимся материальным статусом и жизненным опытом).

5. В расовом выборе любимых персонажей студенты оказались единодушны – 84,21% респондентов (без гендерных отличий) предпочли медийных героев с белой кожей. Вместе с тем, респонденты мужского пола оказались более толерантны к персонажам негроидной расы (14,28%), в то время, как респонденты-женщины отметили свои симпатии к сказочным, фантастическим персонажам неопределенной расы (например, из мультфильма «Шрек») – 6,45%.

6. Собственный уровень образования (учеба в вузе) существенно повлиял на выбор любимых медийных персонажей с высшим образованием (63,16%, без гендерной разницы в предпочтениях). Впрочем, 23,68% опрошенных понравились и персонажи со средним образованием.

7. Аналогично сложилась и ситуация с видом учебы/работы любимых персонажей. Большинство голосов получили квалифицированные работники (65,79%). Медийные персонажи, учащиеся в школе/вузе пришлись по душе в основном респондентам мужского пола (28,57%), студентки назвали таковых среди своих любимцев только в 6,45% ответов. Респонденты мужского пола оказались также более увлеченными безработными персонажами (14,28%, женских голосов в этом случае было почти вдвое меньше). Парадоксально, но медийные персонажи, обладающие низкой квалификацией (10,53% голосов) оказались втрое популярнее героев, занимающих высокую должность (2,63%). Быть может, в этом проявилась традиционно прохладное отношение современной молодежи к высокопоставленному начальству…

8. Как и следовало ожидать, наиболее популярными у респондентов оказались медийные персонажи-холостяки (55,26%, при этом они пришлись по душе половине студенток и 71% студентов). Второе место по популярности заняли женатые персонажи (36,84% при преимуществе женских голосов). Разведенные, вдовцы и лица, живущие в гражданском браке (вместе взятые) смогли набрать только 10% голосов. Правда, тут стоит отметить, что такого рода предпочтения (как, впрочем, и в предыдущих случаях) диктуется конкретными медиатекстами, а там, как известно, доминируют неженатые и женатые персонажи, а не вдовцы и разведенные…

9. Понятно, что симпатии двадцатилетних, как правило, неженатых респондентов были обращены к бездетным персонажам (в целом - 71,05% , у студентов мужского пола эта цифра еще больше – 85,71%). Впрочем, четверть опрошенных студенток называют среди своих любимых персонажей и отцов/матерей одного ребенка (среди респондентов мужского пола эта цифра не превысила 15%). Популярность персонажей с двумя и более детьми на руках минимальна (от 3% до 6% голосов).

10. Столь же предсказуемо, что студенты предпочитают внешне привлекательных персонажей (57,89%), или по крайней мере – средних внешних данных (31,58%). Непривлекательные по традиционным стандартам медийные персонажи симпатичны лишь 7,89% опрошенных.

11. Интересно, что персонажи со спортивной/атлетической фигурой не стали лидерами студенческих предпочтений (около 15% голосов без заметной гендерной разницы у опрошенных). По-видимому, студентам куда приятнее симпатизировать персонажам, похожим на них по среднему типу телосложения (42,10% голосов). Правда, стройные герои медиатекстов также достаточно популярны (34,21% - с преимуществом женских голосов)… По отношению к персонажам, обладающим весом выше среднего, обозначилась толерантность респондентов мужского пола (28,57%)…

12. Наиболее популярными чертами характеров медийных персонажей стали такие качества как оптимизм (68,42%), самостоятельность (68,42%), интеллектуальность (50,00%), активность, владение ситуацией (42,10%),  эмоциональность (40,58%), прямота (36,84%), остроумие (34,21%). Около трети голосов набрали такие черты характеров медийных персонажей, как доброта, правдивость, заботливость, верность, трудолюбие. При этом, естественно, что у таких черт, как интеллектуальность, доброта, заботливость и верность, больше голосов среди респондентов женского пола, а у прямоты, активности – мужского. Бесспорно, не все из вышеприведенных черт характеров могут быть однозначно трактованы как положительные. Например, прямота, активность и эмоциональность, как известно, далеко не всегда идут во благо… Однако в целом выбор студентов склоняется к положительным медийным персонажам. Такие отрицательные черты характеров персонажей, как лживость, трусость, безалаберность, пассивность, пессимизм и т.п. оставили респондентов равнодушными. Вместе с тем, 5,26% выделили у своих любимых персонажей такие отрицательные черты, как жестокость и грубость.

13. Около половины опрошенных (без заметных гендерных различий) обозначили роль персонажа из своего любимого медиатекста как положительную. Для 21,05% респондентов (с преобладанием женских голосов) оказалась важной романтическая функция героя. Каждый десятый опрошенный выделил комическую функцию персонажа. И только 5,26% - отрицательную функцию (что полностью совпадает с процентным отношением выделенных ранее таких отрицательных черт персонажей, как жестокость и грубость). Четверть респондентов отметили, что их любимые персонажи (как правило, это телевизионные ведущие) не обладают ярко выраженной положительной/отрицательной функцией в медиатексте, сохраняя своего рода нейтралитет…

14. Большинство опрошенных (73,68%, без существенной гендерной разницы) отметили, что персонажи из любимых ими медиатекстов оказывают положительное влияние на развитие сюжета. И только 7,89% выделили отрицательное влияние (или как положительное, так и отрицательное влияние вместе).

Таким образом, наш опрос подтвердил общую тенденцию медийных контактов студенческой аудитории – ее ориентации на развлекательные жанры аудиовизуальных медиа, внешне привлекательных (но среднего телосложения), положительных, активных, холостых, бездетных, образованных, обладающих высокой квалификацией героев (прежде всего - персонажей-мужчин) в возрасте от 19 до 35 лет. Этим героям свойственны оптимизм, самостоятельность, интеллектуальность, эмоциональность, остроумие. Они отлично владеют жизненной ситуацией и оказывают позитивное воздействие на развитие хода сюжета медиатекста.

Примечания

Silverblatt, A. (2001). Media Literacy. Westport, Connecticut – London: Praeger, 449 p.

Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Т. V. Вып. VII/Под ред. В.С.Собкина. – М., 2000.

Федоров А.В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов//Педагогика. – 2004. - № 4. – С.43-51.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 187.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...