Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ таблицы 3. Отношение учителей к медиаобразованию




Анализ данных таблицы 3 показывает, что большинство учителей считает необходимым обязательное (63,16% голосов) или факультативное (34,84% голосов) медиаобразование школьников. Аналогично мнение педагогов относительно обязательного (56,14%) и факультативного (21,05%) медиаобразования студентов.

57,89% опрошенных учителей (83,33% мужчин и 46,15% женщин) высказались также за введение в вузах новой педагогической специальности «медиаобразование». При этом обязательное медиаобразование школьников/студентов и специальность «медиаобразование» нашли наиболее последовательную поддержку в возрастной группе педагогов от 31 до 40 лет (83,33% голосов по всем позициям).

При этом учителя, участвовавшие в нашем анкетировании, полагают, что медиаобразование школьников/студентов должно быть интегрированным с обязательными предметами (45,61% голосов, без заметных гендерных и возрастных различий), автономным (24,56%, также без существенных гендерных и возрастных различий) или сочетанием того и другого (50,88%).

Только 14,03% опрошенных педагогов настаивает на ненужности медиаобразовании школьников. Женских голосов здесь в три раза больше мужских, а голосов представителей старшего поколения больше, чем младшего (в возрастной группе учителей от 21 года до 30 лет вообще нет ни одного противника медиаобразования школьников).

В какой-то мере полученные нами данные соотносятся с результатами исследования Л.К.Платуновой, которая обнаружила, что «26% учителей не видят необходимости в кинофакультативе для учеников. Взять на себя функцию ведущего кинофакультатива готовы только 11% учителей» [Платунова, 1995, с.13].

Однако даже учительская оппозиция радикально меняет точку зрения, отвечая на вопрос о статусе медиаобразования студентов. Против него высказывается всего 3,51% педагогов. При этом все они – женщины старше 50 лет, которые, по-видимому, уже не в состоянии изменить свои традиционные взгляды на учебный процесс.

Таким образом, свыше 75% опрошенных учителей в той или иной форме высказывается в пользу медиаобразования школьников и студентов, а 58% из них убеждены: настала пора для открытия новой вузовской специальности «медиаобразование». Это свидетельствует о том, что интенсивное развитие медиа вызывает адекватную реакцию российских педагогов – осознание, что жизнь в мире информационных технологий и бума массовых коммуникаций требует от подрастающего поколения медиаграмотности не в меньшей степени, чем традиционной грамотности.

В этой связи нам показалось интересным сравнить некоторые данные таблицы 3 с результатами опроса 26 экспертов в области медиаобразования (в опросе участвовали такие известные медиапедагоги из десяти стран мира, как О.А.Баранов, К.Ворсноп, Р.Корнелл, А.П.Короченский, Б.Мак-Махон, Дж.Пандженте, С.Н.Пензин, И.Розер, К.Тайнер, Е.В.Якушина и др.), проведенного нами для ЮНЕСКО в 2003 году [Fedorov, 2003]. Разница во мнениях между учителями и экспертами более всего проявилась в их отношении к автономному медиаобразованию. В отличие от 25,64% российских учителей только 7,69% экспертов считают, что медиаобразование должно осуществляться в виде отдельных спецкурсов/уроков. Различия в поддержке интегрированного медиаобразования заметно меньше: 46,15% голосов учителей и 30,77% - экспертов. Еще ближе позиции экспертов и учителей, сторонников синтеза интегрированного и автономного медиаобразования: 53,85% голосов учителей и 61,54% голосов экспертов. В итоге большинство учителей и экспертов в целом сходятся во мнении, что наиболее перспективный путь для развития современного медиаобразования – сочетание автономных и интегрированных занятий со школьниками и студентами.

Результаты ответов учителей на вопросы, касающиеся их отношения к основным задачам медиаобразования, систематизированы в таблице 4.

Таблица 4. Отношение учителей к основным задачам медиаобразования

Возраст/

пол

учителей:

Задачи медиаобразования *:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Число учителей (в %), выбравших данный вариант ответа:

21-30 лет/всего 60,00 100,0 20,00 40,00 30,00 50,00 20,00 60,00 10,00 40,00 0,00 20,00 20,00 30,00
21-30 лет/муж. 33,33 100,0 33,33 33,33 0,00 66,67 0,00 66,67 0,00 100,0 0,00 40,00 20,00 60,00
21-30  лет/жен. 71,43 100,0 14,28 42,86 42,86 42,86 28,57 57,14 14,28 14,28 0,00 28,57 14,28 42,86
31-40 лет/всего 58,33 41,67 41,67 33,33 58,33 58,33 41,67 41,67 33,33 25,00 16,67 8,33 8,33 16,67
21-30  лет/муж. 50,00 75,00 25,00 25,00 50,00 75,00 25,00 50,00 25,00 50,00 25,00 0,00 0,00 25,00
21-30 лет/жен. 62,50 37,50 50,00 37,50 62,50 50,00 50,00 37,50 37,50 25,00 12,50 12,50 12,50 12,50
41-50 лет/всего 45,45 72,73 36,36 27,27 27,27 36,36 63,64 36,36 45,45 18,18 45,45 9,10 0,00 27,27
41-50 лет/муж. 25,00 50,00 25,00 25,00 50,00 25,00 75,00 25,00 75,00 50,00 50,00 25,00 0,00 0,00
41-50 лет/жен. 57,14 85,71 42,86 28,57 28,57 42,86 57,14 42,86 28,57 0,00 42,86 0,00 0,00 42,86
51-60 лет/всего 66,67 33,33 33,33 33,33 50,00 58,33 25,00 50,00 50,00 33,33 16,67 8,33 8,33 41,67
51-60  лет/муж. 60,00 40,00 20,00 40,00 40,00 40,00 20,00 60,00 80,00 40,00 20,00 20,00 0,00 40,00
51-60 лет/жен. 71,43 28,57 42,86 28,57 57,14 71,43 28,57 42,86 28,57 28,57 14,28 0,00 14,28 42,86
61-70 лет/всего 58,33 66,67 41,67 33,33 41,67 50,00 33,33 33,33 33,33 25,00 8,33 25,00 0,00 16,67
61-70  лет/муж. 100,0 50,00 50,00 0,00 50,00 50,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
61-70  лет/жен. 50,00 70,00 40,00 40,00 40,00 50,00 40,00 40,00 40,00 30,00 10,00 30,00 0,00 20,00
Все возраст. группы (всего) 57,89 63,16 35,09 33,33 43,86 50,88 36,84 43,86 35,09 29,82 17,54 14,03 7,02 26,31
Все возраст. группы (муж.) 50,00 61,11 27,78 27,78 38,89 50,00 27,78 44,44 44,44 50,00 22,22 11,11 5,55 16,67
Все возраст. группы (жен) 61,54 64,10 38,46 35,90 46,15 51,28 41,02 43,59 30,77 20,51 15,38 15,38 7,69 30,77

* Задачи медиаобразования обозначены порядковыми номерами и имеют следующие формулировки:

1.Воспитание хорошего эстетического восприятия, вкуса, оценки эстетического качества медиатекстов, понимания медиатекстов, пропаганды шедевров медиакультуры.

2.Развитие критического мышления, критической автономии личности по отношению к медиа.

3.Защита от вредного влияния медиа.

4.Удовлетворение различных потребностей аудитории в области медиа.

5.Обучение аудитории практическим умениям работы с медиатехникой.

6.Развитие способностей аудитории к политическому, идеологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры.

7.Развитие способностей аудитории к восприятию, пониманию и анализу языка медиатекстов.

8.Развитие способностей аудитории к анализу медиатекстов в широком культурологическом, социокультурном контексте.

9.Подготовка людей к жизни в демократическом обществе.

10.Развитие коммуникативных способностей личности.

11.Развитие умений самовыражаться с помощью с помощью медиа, создавать медиатексты.

12.Получение аудиторией знаний по истории медиа, по истории медиакультуры.

13.Получение аудиторией знаний по теории медиа и медиакультуры.

14.Развитие способностей аудитории к моральному, нравственному, психологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...