Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Диагностика восприятия ребенка 1 - 3 года.




При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действия, заинтересованность, принятие помощи, установка на ре­зультат, обучаемость, реакция на успех.

 

Цветовое восприятие:

(4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый)

 

Нормативы:

□ сличение от 1,5-2 лет;

□ выбор по названию — в' 2-3 года;

□ самостоятельность названия — в 2,5~3 года.

Стимулъный материал: цветные наборы дидактичес­ких игр «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цве­точек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.

Пример инструкций:

1) «положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;

2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) ле­песточек»;

3) «назови, какого цвета этот цветочек». Аналогично предъявляются другие задания.

 

Форма

Нормативы:

□ сличение — от 1,5-2 лет;

□ выбор по названию — в 2 года;

□ самостоятельность названия — в 3 года. Стимулъпый материал: круг (шарик), квадрат (кубик),

прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша) по два набора четырех основных цветов. Пример инструкции:

1) «дай такую же» (форма и цвет совпадают);

2) «покажи, где кубик»; 3)»назови форму».

 

Восприятие окружающего мира.

Стимулъный материал: 10-12 карточек с изображени­ем знакомых предметов (лото малышам).

Инструкция:

1) «покажи, где нарисован ...»;

2) «что нарисовано?» или «что это?». Нормативы:

□ В 1,5-2 года называют 4-5 картинок.

□ В 2,5 года называют многие предметы из групп; иг­рушки, посуда, одежда, мебель.

□ В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.

Методика «Выбор по образцу» (парные картинки)

Стимульный материал: шесть пар одинаковых пред­метных картинок. Нормативы:

□ выбор из двух картинок — в 2 года;

□ выбор из четырех картинок — в 3 года.

Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.

 

 

Конструктивный праксис (методика «Разрезные картинки»)

Стимулъный материал: картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза. Нормативы:

□ разрезная картинка из двух фрагментов — в 2,5-3 года;

□ разрезная картинка из трех фрагментов — в 3-3,5 года.

Аиализ результатов:

1) совершает целенаправленные действия;

2) соединяет части без анализа полученного целого;

3) прикладывание с разворотами;

4) зрительное соотношение частей без прикладывания.

 

Конструирование по подражанию (методика предлагается детям 2,5—3 лет)

Стимулъный материал: кубики, прямоугольные брус­ки (кирпичики), треугольные призмы (крыша), полусфе­ры разных цветов.

Анализ результатов:

1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений (что для детей 3 лет является неадекватным);

2) подражание манипуляциям с учетом формы, вели­чины и пространственного расположения;

3) сопоставление и исправление ошибок;

4) точное воспроизведение расстановки фигур без оши­бок и исправлений;

5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.

 

 

Пространственный гнозис

Стимулъный материал: мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку. Пример инструкций:

«Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)».

Нормативы:

□ 2,5-3 года — дети понимают предложно-падежные конструкции; ошибаются в 1~2 заданиях, легко кор­ректируются;

□ 3,5~4 года — выполняют все задания.

Диагностика способов деятельности

Складывание пирамидки. Складывание матрешки

Стимулъпый материал: пирамидка из четырех и шес­ти колец с колпачком. Нормативы:

□ снимают кольца с пирамидки — в 1 год;

□ собирают пирамидку без учета диаметра колец — в 1,5-2,5 года;

□ собирают пирамидку с учетом диаметра колец и ус­тановки на результат без проб и примеривания — в 3-3,5 года; работа зрительным соотношением.

Анализ результатов:

1) неспецифические манипулятивные действия (ребе­нок стучит об стол, подносит к уху, гремит, берет в рот и др.). Данные действия являются неадекватными;

 2) простое манипулирование (специфическая манипу­ляция);

3) силовая проба (например, ребенок вкладывает ма­ленькую матрешку в нижнюю часть большой и, наоборот, при этом использует силу (вдавливает), не учитывая свойств предмета);

4) целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения);

5) примеривание (ребенок еще не может соотнести пред­меты на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их);

6) зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы).

Дети 3 лет с сохранным интеллектом могут работать зрительным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных способов к 3 годам свидетельствует о недостатках психического разви­тия. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 4–5 ЛЕТ:

Разборка и складывание матрешки

Разборка и складывание пирамидки: из шести колец (или можно использовать методику «Угадай чего нет»)

Коробка форм (почтовый ящик): из пяти форм

Разрезная картинка: из четырех частей

Цветные кубики: семи цветов

Достань ключик: задача на картинке (или можно использовать методику «Расскажи»)

Посчитай

Построй из палочек

Нарисуй человека (адаптированный вариант методики Гудинаф–Харрисона)

Поиграй

Описание заданий

1. Разборка и складывание матрешки [12, с. 266] Цель: выявить уровень развития практической ориентировки на величину, обучаемость. Оборудование: четырехместная (пятиместная) матрешка. Проведение обследования: взрослый дает ребенку четырехместную (пятиместную) матрешку и просит ее раскрыть, рассмотреть другие матрешки. Затем предлагает собрать все матрешки в одну. При затруднении взрослый берет матрешку и просит ребенка посмотреть, как он это делает: «Сначала беру маленькую матрешку и ищу чуть меньше, затем подбираю к нес ней платочек и т.д.». Психолог показывает складывание матрешки методом проб, привлекая внимание ребенка к поиску следующей части. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно. Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату своей деятельности. Оценка в баллах [12, с. 270]: 1 балл – не понимает цель и действует неадекватно даже в условиях обучения; 2 балла – понимает цель, но действует хаотически, т.е. не учитывает величину, в процессе обучения действует адекватно, а после обучения самостоятельно задание не выполняет; 3 балла – понимает цель, складывает матрешку методом перебора вариантов, в условиях обучения действует адекватно после обучения переходит к выполнению задания, пользуясь целенаправленными пробами; 4 балла – понимает цель и самостоятельно складывает матрешку, пользуясь целенаправленными пробами.

2. Разборка и складывание пирамидки [12, с. 266] Цель: выявить умение ребенка отвлечься от цвета и выделить величину как основной принцип действия, выявить практическую ориентировку на величину. Оборудование: пирамидка из четырех (шести) колец, кольца разного размера, разного цвета. Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не действует, взрослый начинает разбирать ее сам и привлекает ребенка к этому действию. Затем предлагает собрать такую же пирамидку. В случаях затруднения взрослый показывает ребенку, как надо подбирать колечки по размеру: «Надо брать каждый раз большое колечко». Затем показывает способ прикладывания одного колечка к другому, чтобы увидеть разницу в их величине. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно. Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату. Оценка в баллах [12, с. 270]: 1 балл – не понимает цель, действует неадекватно; 2 балла – понимает цель, нанизывает кольца без учета размера, после обучения не учитывает размер колец; 3 балла – понимает цель, нанизывает кольца без учета размера, после обучения переходит к самостоятельному выполнению задания; 4 балла – понимает цель, собирает самостоятельно пирамидку с учетом размера колец.

Угадай, чего нет (сравнение картинок) [41, с. 61–67] Цель: выявить умение анализировать, сравнивать изображения, находить сходство и различие, решать задачи в образном плане с опорой на наглядность. Оборудование: две сюжетные картинки с изображением одинаковых полок и стоящих на них игрушек и одной и той же девочки. На первой картинке игрушки находятся на полках в одном порядке и девочка тянется рукой к игрушечной кошке, а на второй – игрушки нарисованы в другом порядке, а девочка уходит, унося в руках какую-то игрушку. Что она взяла, не показано. Проведение обследования: перед ребенком кладут две картинки. Психолог предлагает ребенку рассмотреть картинки, а затем рассказывает: «Это девочка Катя, у нее много игрушек, она их переставила и унесла с собой только одну игрушку. Догадайся, какую игрушку унесла Катя». Обучение: в тех случаях, когда ребенок начинает перечислять все игрушки по очереди, психолог еще раз обращает внимание ребенка на то, что игрушки стоят на других местах, напоминая о том, что девочка унесла только одну игрушку. Если после этого ребенок не решил задачу, то показывается способ решения: психолог берет палочку и поочередно соотносит игрушки на первой и второй картинках: «Это кошка стояла здесь наверху, а Катя переставила наверх. Вот где». Затем психолог отдает палочку ребенку и говорит: «дальше проверяй ты, какой игрушки нет, значит, ее унесла Катя» Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения: самостоятельно решает задачу в умственном план сравнивая и анализируя картинки, решает задачу после объяснения, решает задачу способом практического соотнесения, показанного взрослым; результат выполнения задания. Оценка в баллах: 1 балл – ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно; 2 балла – ребенок принимает задание, но не понимает его условия; при самостоятельном выполнении перечисляет все переставленные игрушки; после обучения не переходит к адекватным способам выполнения; к конечному результату безразличен; 3 балла – ребенок принимает задание, понимает его условия, но самостоятельно выполнить его не может; после обучения решает задачу; заинтересован в конечном результате; 4 балла – ребенок принимает и понимает задание; сам решает задачу в умственном плане.

3. Коробка форм («почтовый ящик») [12, с. 266] Цель: выявить уровень развития практической ориентировки на форму, обучаемость. Оборудование: «почтовый ящик» – пластмассовая или деревянная коробка с четырьмя (пятью) прорезями разной формы; восемь объемных геометрических фигур, соответствующих прорезям коробки. Проведение обследования: взрослый ставит перед ребенком коробку, обращая внимание на прорези, а рядом выкладывает объемные фигуры так, чтобы основание каждой фигуры, соответствующее форме прорези, оказалось вверху. Ребенку предлагают опустить все фигурки в свои прорези, т.е. определить, к какой прорези подходит та или иная форма. В случае затруднения взрослый просит ребенка примерить фигурку к прорези, поворачивая нужной стороной, показывает, как это нужно делать. Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату. Оценка в баллах [12, с. 270–271]: 1 балл – не понимает цель, действует неадекватно даже в условиях обучения; 2 балла – понимает цель, при опускании фигур в прорези действует хаотически, после обучения не переходит на другой уровень действий; 3 балла – понимает цель, при выполнении задания использует метод перебора вариантов, после обучения действует методом целенаправленных проб либо методом зрительного соотнесения; 4 балла – понимает цель, задание выполняет самостоятельно методом целенаправленных проб.

4. Разрезная картинка [12, с. 267] Цель: выявить уровень развития целостного восприятия предметной картинки. Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из них разрезана на три (четыре) части по диагонали. Проведение обследования: взрослый показывает ребенку четыре части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай целую картинку». Обучение: взрослый показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно. Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату. Оценка в баллах [12, с. 271]: 1 балл – не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения; 2 балла – принимает задание, но условий задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения; 3 балла – принимает и понимает цель задания, выполняет задание методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб; 4 балла – принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим примериванием. 5. Цветные кубики [12, с. 267] Цель: выявить уровень развития восприятия цвета (выделение по слову, название цвета). Оборудование: цветные кубики пяти (семи) цветов: два красных, два желтых, два зеленых, два синих, два белых (голубых и розовых). Проведение обследования: перед ребенком ставят цветные кубики и просят показать кубик определенного цвета: «Покажи, где красный, синий, зеленый». Затем предлагают назвать цвета всех кубиков. Если ребенок не выделяет цвет по слову, проводится обучение. Ребенка просят показать такой кубик, как в руке у взрослого, т.е. уточняется уровень сличения. Затем учат соотносить цвет кубика со словом-названием, повторив при этом цвет два-три раза «Покажи, где желтый, вот желтый. Найди, где желтый». Оценка действий ребенка: принятие задания, отмечается уровень восприятия цвета (сличение, узнавание цвета по слову, называние), обучаемость, отношение к результату. Оценка в баллах [12, с. 271]: 1 балл – задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно; 2 балла – принимает задание, сличает два-три цвета, после обучения не может выделить цвет по слову-названию; 3 балла – принимает задание, сличает все основные цвета, может выделить по слову два-три цвета, но не называет; 4 балла – принимает задание, выделяет цвет по слову-названию, может назвать все или почти все предложенные цвета

6. Достань ключик [12, с. 268] Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления. Оборудование: сюжетная картинка с изображением следующей ситуации: в комнате стоит мальчик, в руках у него машинка, он смотрит на ключик, который висит на стене, на гвоздике. Недалеко от мальчика стоят два стула – большой и маленький. Проведение обследования: психолог предлагает ребенку рассмотреть картинку, затем говорит: «Мальчик хочет завести машинку ключиком, но не знает, как его достать. Расскажи мальчику, как надо достать ключик». Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, решение в наглядно-действенном плане, имеются ли попытки решить задачу в действенном плане.

Оценка в баллах [12, с. 272]: 1 балл – не принимает задание; 2 балла – принимает задание, но не понимает условия задачи, пытается решать неадекватным способом, используя практические действия, либо отказывается от решения («Не знаю»); 3 балла – принимает задание, пытается решить задачу в наглядно-образном плане, но не может проанализировать целостную ситуацию, изображенную на картинке, поэтому перечисляет объекты, изображенные на картинке; 4 балла – принимает задание, самостоятельно анализирует ситуацию, изображенную на картинке, воспринимает ее как целостную, понимает взаимосвязь всех изображенных предметов, решает задачу в наглядно-образном плане.

Расскажи (сюжетная картинка «Зимой») [41, с. 64] Цель: выявить уровень понимания, восприятия, сюжетного изображения, развитие связной речи. Оборудование: картинка с изображением зимнего сюжета (кругом белый снег; с горки бежит кошка, за ней гонится собака, впряженная в санки; двое смеющихся детей лежат недалеко от санок в снегу). Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку и рассказать о ней. Если ребенок не начинает рассказывать, то тогда экспериментатор последовательно задает ему уточняющие вопросы: «Какое время года здесь нарисовано? Что случилось с ребятами; Что они хотели? Почему им не удалось съехать с горки на санках? Почему так быстро побежала собака? Кого кошка увидела?» Обучение: если ребенок не может ответить на эти вопросы, то взрослый организует рассматривание сюжетного изображения: «Давай посмотрим, кто тут лежит в снегу; (указывая на детей). Почему дети оказались в сугробе; Что случилось с санками? А это кто бежит (указывая на собаку)? За кем побежала собака? Что хотели дети? Почему им не удалось съехать с горки на санках?» Обследование прекращается, если ребенок молчит или отвечает неадекватно. Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способ выполнения (самостоятельно составляет рассказ); уровень восприятия и понимания сюжета – не отвечает на вопросы, дает ответы, не отражающие смысловую сторону изображенного сюжета (перечисляет объекты), отвечает одним словом, отражающим содержание сюжетного изображения, отвечает на вопросы фразовой речью, отражающей смысловое содержание сюжетного изображения.

Оценка в баллах [41, с. 68]: 1 балл – ребенок не принимает и не понимает задание. Действует в условиях обучения неадекватно; 2 балла – ребенок принимает, но не понимает задание; перечисляет предметы и объекты, изображенные на картинке, не объединяя их в единый сюжет; 3 балла – ребенок принимает, понимает смысловую сторону сюжета, но объяснить ее в связном рассказе не может; на вопросы отвечает однословно, показывая, что смысл понятен; 4 балла – принимает и понимает задание; составляет связный рассказ (три- четыре предложения), отражая в нем основную причинно-следственную зависимость.

7. Посчитай [41, с. 62–63] Цель: выявить наличие количественных представлений. Оборудование: 10 плоских палочек, экран. Проведение обследования: (для детей 4 лет 6 месяцев предлагают задания в пределах трех, а после 4 лет 6 месяцев до 5 лет в пределах пяти) Перед ребенком кладут 10 палочек и просят взять три, затем – три, потом еще две палочки. Каждый раз спрашивать: «Сколько ты взял палочек?» Если ребенок выполнил задание, то предлагают выполнить счетные операции в пределах трех (пяти). Психолог раскладывает в ряд три (пять) палочки, предлагая ребенку запомнить их количество, и закрывает их экраном, за которым убирает две палочки. Потом кладет эти палочки перед ним, спрашивая его «Сколько там осталось?», указывая жестом на экран. После этого экран убирают и сравнивают ответ ребенка. Затем снова повторяют задание, но убирается одна палочка. Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может выделить определенное количество палочек по словесной инструкции, ему предлагается выполнить это по показу. Взрослый на глазах ребенка берет три палочки, кладет на свою ладонь и говорит: «Возьми, как я три палочки». Если ребенок не справляется, то его просят взять одну палочку, а затем много палочек. Счетным операциям не обучают. Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, сформированность восприятия количества в пределах трех (пяти); умение выполнять счетные операции в пределах трех (пяти), обучаемость, отношение к результату.

Оценка в баллах [41, с. 67]: 1 балл – задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно (разбрасывает палочки, берет их в рот, размахивает ими и т.д.); 2 балла – задание принимает и понимает, но по словесной инструкции не может выделить определенное количество, в условиях обучения может действовать адекватно, но выделяет палочки в пределах трех, счетные операции недоступны, безразличен к конечному результату; 3 балла – задание принимает, выделяет из множества трех, но в пределах пяти затрудняется, счетные операции выполняет только в пределах трех, заинтересован в конечном результате; 4 балла – задание принимает, выделяет из множества заданное количество и выполняет счетные операции по представлению, заинтересован в конечном результате.

8. Конструирование [12, с. 269] Цель: выявить умение создавать конструкции из четырех (пяти) элементов по образцу, обучаемость. Оборудование: 10 плоских палочек одного цвета. Проведение обследования: взрослый строит за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показывает постройку и просит ребенка построить такую же. При затруднениях ребенка просят построить по показу. Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение работать по образцу или по показу, обучаемость, отношение к результату.

Оценка в баллах [12, с. 272]: 1 балл – не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно; 2 балла – принимает задание, по образцу задание не выполняет, после обучения пытается выполнить какую-либо постройку, но данный образец не строит; 3 балла – принимает задание, по образцу самостоятельно задание выполнить не может, но после показа может перейти на самостоятельное выполнение задачи; 4 балла – принимает задание и самостоятельно выполняет его по образцу.

9. Нарисуй человека [41, с. 63] Цель: выявить уровень развития предметного рисунка, особенности поведения в определенной ситуации, целенаправленности деятельности. Оборудование: цветные фломастеры, карандаши и бумага. Проведение обследования: ребенку дают бумагу и просят нарисовать как можно лучше человека (мужчину). Если ребенок выполняет рисунок не в полный рост, то ему предлагают дорисовать. Затем проводится беседа, в которой уточняют особенности изображения или неточности. Обучение не проводится.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, соответствие рисунка словесной инструкции, уровень изображения предметного рисунка (черкание, предпосылки к предметному рисунку, предметный рисунок, «головоног», изображение человека – наличие лица, частей тела.

Оценка в баллах [41, с. 67–68] 1 балл – действует неадекватно, мнет бумагу, берет ее в рот, размахивает карандашом и т. п.; 2 балла – принимает задание, предметный рисунок в виде черкания или предпосылок к предметному рисунку – рисует голову (круг); 3 балла – принимает задание, рисует человека в виде «головонога»: голова и ноги или голова и туловище; 4 балла – принимает задание, рисует все основные части тела и лица человека.

10. Игра [12, с. 269–270] Цель: выявить особенности интереса ребенка к игрушкам, характер употребления игрушек, характер игры (манипуляция, процессуальные действия или эле менты сюжета). Оборудование: игровой уголок, где находятся кукла, коляски, наборы одежды и посуды для куклы, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с водой, мелкие игрушки, куклы «би-ба-бо».

Проведение обследования: взрослый приглашает ребенка в игровой уголок и эмоционально вовлекает его в совместные действия с игрушками. Сначала предлагается покормить куклу, затем покатать ее в коляске, потом уложить спать. Если ребенок не хочет играть с куклой, ему предлагают нагрузить кубики: машину и принять участие в строительстве. Взрослый строит дорогу из кирпичиков, а затем сажает в машину маленькую куклу и просит ребенка провезти ее по дорожке. В случае отказа ребенку предлагают поиграть около тазика с водой: опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т.д.), затем предлагают поймать их сачком. Оценка действий ребенка: отношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушками, избирательность в игрушках.

 Оценка в баллах [12, с. 275]:1 балл – не включается в игру со взрослыми;

 2 балла – включается в игру, интерес к игрушкам поверхностный, выполняет процессуальные действия с игрушками;

3 балла – включается в игру, выполняет ряд предметно-игровых действий с игрушками;

4 балла – включается в игру, может организовать сюжетную игру.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ[1]

Включение в ряд

Лесенка










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 424.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...