Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ученический коллектив: методика его создания и развития
Коллектив — это социальный живой организм, который потому и организм, что имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище. А.С. Макаренко
Еще Аристотель отметил, что, коль скоро человек -- существо общественное, то только в обществе он может развить свою природу. За прошедшие века эта истина многократно подтверждалась в педагогической и широкой социальной практике. В общении с людьми растущий человек приобретает научные и житейские знания, осваивает навыки и умения в разнообразных видах деятельности, научается понимать окружа-
192 Глава III. Воспитывающая среда и се развитие 3.3. Ученический коллектив 193
юших людей и строить нормальные с ними отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, формирует у себя систему ценностных ориентации с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ... И наконец, только в общении с людьми возможна самореализация человека: если поет или танцует - - нужны слушатели или зрители; сочинил стихи,-- кому-то посвятил; посадил цветы — любуются все; добрый ли, злой ли поступок -опять отражается на людях; построил модель летательного аппарата или корабля — хочется, чтобы оценили; решил сложнейшую задачу первым — гордость проявляется на людях... Так возвратно-оценочные суждения и методы воздействия окружающих людей становятся мощным стимулом для развития в человеке позитивного и тормозом негативного (неодобрение, осуждение, бойкотирование, наказание...). Столь богатые возможности человеческого сообщества для развития личности растущего человека подводят к выводу о том, что для создания оптимальных условий развития личности в воспитательном процессе -школы необходимо отыскать ту форму сообщества сверстников, которая бы наилучшим образом могла решать задачи воспитательные, т.е. стимулировать развитие личности школьника. Таким содружеством мы считаем ученический коллектив, В отечественной педагогике, начиная с 1920—1930-х годов до настоящего времени идея воспитания детей в коллективе разработана полно и многогранно. В последнее время все чаще и чаще идея воспитания в коллективе подвергается резкой критике: основные мотивы ее якобы в том, что коллектив подавляет, нивелирует личность, подчиняет ее мнению большинства, стимулирует проявление конформизма {либо нонконформизма, если личность самобытна и вступает в конфликт с коллективом), а это, мол, неприемлемо и несовместимо с идеями демократии, свободы личности, гласности и т.д. Все дело в том, что понимание коллектива в житейско-обыденной интерпретации и в практике организации детской жизни в некоторых учебно-воспитательных учреждениях, действительно, приводит педагога к авторитарнойпозиции: коллектив выступает как форма более лег- кой организации деятельности детей, общественное мнение — как инструмент подавления нежелательного, как приводной ремень наказания виновных и т.д., вплоть до ябедничества, доносительства, разборок, лжелидерства и других нездоровых явлений, которые негативно сказываются на самочувствии и, следовательно, развитии каждой личности. Но с точки зрения научной подобную социально-психологическую группу назвать коллективом нельзя.
Воспитательный коллектив школы (класса) представляет собой органическое единство двух коллективов: педагогического и ученического; является основным фактором развития личности школьника (психологам известен феномен приоритетности, особенно у подростков и в юношеском возрасте, отношений со сверстниками). Коллектив, по мнению А.С. Макаренко, — это живой социальный организм, в котором развитие, «движение — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти». Коллективно отношению к каждому его члену — это «инструмент прикосновения к личности». Воспитательный коллектив решает широкий спектр воспитательных задач: выработка общественно значимых целей и перспектив совместной деятельности, обеспечение каждому члену активной позиции в совместной жизни, деятельности, выработка высоконравственных норм и общих ценностных ориентации на культуру, создание возможности самоактуализации для каждого члена коллектива, реализация идеи защищенности в комфортном психологическом климате детско-взрослого содружества...
Гуманистическаяинтерпретация коллектива предполагает наличие определенных признаков,которые и позволяют сделать именно коллектив «инструментом прикосновения к личности» (А.С. Макаренко). Наращивание этих признаков и есть главный предмет заботы классного руководителя по созданию и развитиюученического коллектива. Раскроем подробнее эти признаки.
7. Закяз№ 1233-
Глава II!. Воспитывающая среда и ее развитие Общественно значимая цель. Коллективы по своему целевому назначению разнообразны: трудовые, ученические, досуговые, политические, свободного общения и т.д. Школьный класс — коллектив особого рода: он изначально создан по формальному признаку (детям исполнилось семь лет — родители привели в школу, живут в одном микрорайоне, или родителей привлек профиль класса или школы, или захотелось отдать ребенка в 1-ый класс к популярному учителю...). Целенаправленность воспитательного процесса ставит перед классным руководителем цель и определение стратегических и тактических задач воспитания. И не только перед собой, но и довести их до сознания своих воспитанника. Кроме того, эту цель и задачи грамотно расположить в логике перспектив для учащихся: близких, средних, дальних. Например, вновь назначенный классный руководитель 9-го класса, профиль которого — туристе-ко-экскурсионный, обрисовывая далекую перспективу — цель (на три последние года в школе), говорит учащимся о том, что, оканчивая школу, они получат к аттестату зрелости удостоверения на право руководства туристскими группами (некоторые из них даже будут водить группы в походы 3-й категории сложности по Крыму, Кавказу, Алтаю, Хибинам), а также удостоверение экскурсовода с правом проведения экскурсий по Москве и Золотому кольцу. «Ко всему этому вы будете готовы...» И о том, что это может быть второй профессией. И о том, что это прекрасное хобби. И о том, что это прекрасно развивает все стороны личности. Как средняя перспектива может выступать запланированный на весенние каникулы поход по партизанским тропам горного Крыма. И как серия ближайших перспектив: автобусная экскурсия по Москве (тематика самая разнообразная), музеи, театры, встречи с интересными людьми, совместная работа по зарабатыванию денег на поездки, «Огоньки» и вечера... Общественно значимая деятельность. Межличностное общение детей и начинается, и развивается, и существует как фактор развития только в разнообразных видах деятельности, так как именно в деятельности 3.3. Ученический коллектив формируется отношениедетей к окружающему миру. Значит, классный руководитель, желая как можно скорее создать коллектив, должен насытить жизнь детей разнообразными делами: 1 сентября -- классный час «Науки сокращают опыт быстротекущей жизни», посвященный Дню знаний; поход по Подмосковью; классный «Огонек» под названием «Будем знакомы, знакомые и незнакомцы»; поездка в Константинове и чтение любимых стихов С.Есенина; субботник по оборудованию и оформлению своего класса, посещение театра и художественной выставки; конкурс рефератов, посвященных 850-летию Москвы... Это позволит быстрее узнать детей, перезнакомить их, включить в деловые и интимно-личностные отношения. Единственное условие: любая деятельность должна быть, во-первых, общественно полезной и значимой и, во-вторых, приносить личностное удовлетворение каждому ее участнику. 3. Отношения ответственной зависимости. А.С. Макарен 4. В коллективе реализуется идея свободы личности, ее рас Азаров Ю.П. Искусство носшпъшать. М., 1979. С. 88—92. 196 Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие 3.3. Ученический коллектив 197
... временной школе свобода и раскованность непременно должны быть связаны с гарантией развития всех, рассматриваться как свобода деятельности, как свобода духовно обогащающего общения против различных форм разобщенности и дегуманизации отношений в среде взрослых и детей. Поэтому раскованность должна быть связана с защищенностью: «каждый уверовал в то, что его не обидят, выслушают, вникнут в душевное состояние, помогут, подскажут, потребуют должного поведения, если человек оступился»... «Диалектика защищенности предполагает и воспитанную способность защищать не только себя, но и тех, с кем он живет и общается: мать, отца, близких товарищей... чтобы школьник не чувствовал себя в привилегированном положении в сравнении с другими, чтобы защищенность его не складывалась за счет незащищенности других». 5. Единая для всех система требований. Во всех сферах жизни и деятельности коллектива: в четкости организации каждого вида деятельности, в исполнении поручений всеми и каждым, в уважительном отношении ко всем, в наивысшей требовательности к себе, в соблюдении порядка, дисциплины, в неукоснительном исполнении норм нравственного поведения и т.д. При этом система требований в коллективе должна быть инструментована тонко и изящно. Она может быть выражена во множестве вариаций требования: требование-приказ, требование-совет, требование-намек, требование-удивление, требование-рекомендация, требование-побуждение, требование-просьба и т.д. Это убережет педагога от авторитаризма требований, которые способны подавить, нивелировать личность, позволить развиться конформизму, провоцировать нонконформизм. Уместно вспомнить макарен-ковское «как можно больше требований к человеку, как можно больше уважения к нему». В коллективах высокого уровня развития — высок уровень требований: непозволительность пустого времяпрепровождения, нельзя не развиваться, требования чуткого отношения друг к другу, понимание состояния товарища с полувзгляда и т.п. 6. Традиции в коллективе возникают постепенно, по мере Традиционно в хороших коллективах закрепляются и нормы отношений:«Живи для улыбки друга», «Каждому — дело по душе», «Трудную и неблагодарную работу выполняет лучший», «Если беда -- все на помощь», «Все дела — творчески, иначе — зачем» и др. Обогащение коллективной жизни традиционными делами и нормами эмоционально-положительных отношений — один из путей сплочения и развития ученического коллектива. Причем эти две формы традиций в реальной практике воспитания практически всегда выступают в единстве. Например, мажорный стиль и тон «в коллективе, — писал А.С. Макаренко, — должен иметь очень спокойный и.крепкий вид... вид постоянной бодрости, готовности к действию... к спокойному, энергичному, но в то же время и экономному движению». 7. Связь с другими коллективами — общешкольным, пе
Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие отношений, помощь и моральную поддержку...) и другая, согласно которой ученический коллектив «отдает» что-то другим (материальное либо духовное — шефские концерты, подарки воспитанникам детского дома, шефство над домом инвалидов, оказание помощи малышам, озеленение микрорайона, оснащение дворов детскими площадками, акции милосердия и т.п.). 8. Коллектив имеет свою историю развития. И это не только общие события и явления в прошлом. Это и поступательное, прогрессивное движение от низших форм существования (диффузной группы) к высшим (коллективу); это движение от первой к четвертой стадии (уровню) развития коллектива. От состояния авторитарного руководства педагогом всеми делами до полного самоуправления.
Педагогу-воспитателю, выступающему в качестве лидера детского объединения, в воспитательном процессе школы (класса) необходимо хорошо представлять себе некоторые психологические характеристики ученического коллектива. Во-первых, любой коллектив имеет двойную структуру:формальную (ученический класс изначально создан по формальному принципу; структура органов самоуправления может быть достаточно формальной...) и неформальную (интимно-личностные взаимоотношения членов коллектива, наличие неформальных «лидеров», «звезд», «предпочитаемых», «принятых», «отверженных» — это хорошо выявляется педагогом с помощью социометрических методик). Во-вторых, позиция каждогошкольника (да и педагога тоже) сложна и неоднозначна, порой даже противоречива, ибо каждый человек одновременно является членом многих коллективов: временных и постоянных, учебных и производственных, обязательных и досуговых (по выбору), однрвозрастных и разновозрастных, в школе и вне ее — в учреждениях дополнительного образования, в неформальных объединениях и детско-юношеских организациях. Ю.М. Лотман пишет: «...один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки,
3.3. Ученический коллектив может меняться — иногда в очень значительных пределах». И наконец, особенность педагогической позиции в детском коллективе проявляется в том, что она должна быть скрытой.А.С. Макаренко призывал «не въедаться детям в печенки педагогикой». Она изменяется с изменением и развитием детского коллектива от низших стадий к высшим.
Наше перестроечное время, с особой актуальностью поставившее задачи модернизации образования и воспитания,* высветило и еще одну проблему, связанную с воспитательными проблемами создания и развития коллектива -- это воспитание в личности учащихся таких качеств личности как коммуникативность и толерантность. Именно они в решении задач формирования, у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, деловых и предпринимательских качеств, способности к сотрудничеству и лидерству, умения разрешать конфликты и с достоинством выходить из сложных жизненных ситуаций имеют приоритетное значение. Это стало насущным требованием времени по двум основным причинам. Во-первых, как отмечает исследователь этой проблемы П. Степанов**, «приходится констатировать, что среди молодежи достаточно широко распространились расистские, националистические, профашистские настроения, процветают различные формы дискриминации по групповому, возрастному, половому и другим признакам». Это итог. А начинается все с малого: неприятия другого человека (даже маленького к маленьким) --за «не такое, как мое отношение к книге, игрушке, еде, предметам быта, фильму, поступку, подар- * См. «Концепцию модернизации российского образования на период 2010 года» / Распоряжение Правительств;) Российской Федерации от 29 декабря 2001 года; Городская целевая программа «Модернизация московского образования (Столичное образование — 3)» от 20 ноября 2001 года. '* Степанов П. Как воспитать толерантность? — «Народное образование», 200!, № 9. С. 91—92.
Глава 11_Г_Воспитымющая среда и ее развитие ку, нравственным ценностям — доброте, справедливости, товариществу, дружбе, любви... И во-вторых, нельзя назвать толерантным господствующее в нашем обществе отношение к детству: ребенок зависим от взрослых и материально и морально. «Мы не ценим ребенка за самобытность, просто не замечаем своеобразной детской субкультуры или считаем ее чем-то неразвившимся, несерьезным, каким-то суррогатом»*. Из-за этого обостряется проблема «отцов» и «детей», растет стена неприятия одних другими. Острота проблемы и необходимость ее разрешения обусловила появление Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 — 2005 годы)»**. В процессе школьного воспитания эту проблему решить можно в логике развития ученического коллектива, что позволяет целенаправленно влиять на развитие личности учащихся коммуникативности и толерантности. Коммуникативность(от лат. соттшпсаЫНз — соединимый, сообщающийся) понимается как «совместимость (способность к совместной работе), способность к общению, общительность» (Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. М., 2001. Кн. 1. С, 716). А толерантность(от лат. ю1егаппа — терпение) имеет два важных для педагогов-практиков значения: 1) «способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды», 2) «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» (Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. М., 2001. Кн. 2. С. 1583). Как видим, эти два понятия тесно между собой связаны и переплетены: толерантность человека позволяет ему легко вступать в коммуникативные связи с другими людьми, а этически грамотная позиция в общении делает человека толерантным. Есть как бы два аспекта у этой проблемы воспитания. Во-первых, с позиций гуманной педагогики воспитатель * Степанов П. Как воспитать толерантность? — «Народное образование», 2001, № 9. С. 91—92. ** Журнал «Народное образование», 2002, № 1. С. 255-263.
3.3. Ученический коллектив принимает ребенка (детей, весь детский коллектив) таким, каков он есть — с его достоинствами и недостатками, его успехами и промахами, хорошими взглядами и поступками, с болезнями роста и ошибками. Принимает, понимает.., чтобы вести его развитие дальше, воздействуя позитивно и собственной личностью, и организованным взаимодействием со сверстниками в детском коллективе. Поэтому столь важными становятся такие способы воздействия педагога как обеспечение каждому достойного, удовлетворяющего его места в коллективе, подход с оптимистической гипотезой, диалектическое сочетание уважения и требовательности, оказание психолого-педагогической поддержки в решении насущных проблем каждого ребенка, любого детского коллектива, создания воспитывающих ситуаций, проецирующих позитивное развитие: от негативных качеств личности — к позитивным, от ошибочных взглядов и просчетов -- к их преодолению, от асоциальной и антисоциальной позиции -к проявлениям позиции, оцениваемой в логике стремления к ИСТИНЕ, ДОБРУ, КРАСОТЕ. А во-вторых, задача педагога, работающего с детским коллективом -внедрять в сознание и поведение детей идеи толерантности — терпимого отношения к мнениям, взглядам, оценкам, поступкам, образу жизни своих сверстников, соприкасающихся с ними взрослых людей — родителей, педагогов, случайно встретившихся людей. Идеями толерантности должна быть пронизана вся жизнедеятельность детей в школе и дома, в ближайшем бытовом окружении. Как же эти два аспекта могут быть реализованы в практике воспитания? Это прежде всего забота о благожелательном психологическом климате в детском коллективе и о культуре отношений взрослых и детей: «каждый человек — наивысшая ценность, которую нужно бережно культивировать», «Не судите — да не судимы будете,», «Живите для улыбки друга», «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой»... Эти и многие другие принципы отношений проецируют проявления толерантности в отношениях. Идея психолого-педагогической поддержки, осуществляемой детьми и взрослыми (помощь в учебе, «роскошь человеческого общения» в совместных делах — походах,
Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие «огоньках», дружеских чаепитиях и встречах.., позитивное разрешение конфликтов со сверстниками и взрослыми, научение приемам самопознания и самовоспитания...). Общая организация жизни и деятельности коллектива (во всех видах деятельности), мажорный стиль и тон способствуют налаживанию товарищеских и дружеских отношений меду детьми и взрослыми, развитию сотрудничества, 'взаимопомощи, сотворчества. Могут быть использованы и специальные формы воспитательной работы с детьми: серия классных часов'под рубрикой «Интересный человек рядом»; цикл уроков.человековедения «Я и другие люди», «Человек среди людей», «Роскошь человеческого общения»; различные тематические классные часы, специально посвященные определенным нравственным качествам, связанным с развитием толерантности: альтруизм, великодушие, гуманность, доброта, милосердие, достоинство личности.., а также и развенчивающие негативные качества — недоброжелательность, жестокость, равнодушие, бестактность, злословие, высокомерие, критиканство и т.д. Возможно использование специальных, интересных по форме и содержанию творческих занятий по воспитанию толерантности.* Темы их таковы: «Презентация субкультур», «Социальное «дно»: проблемы общественного отношения и государственной политики», «Этнос, нации, межнациональные отношения», «Слушается дело о кавказской войне», «Военный противник: проблема отношений». Это и индивидуальная работа с детьми — трудными, одаренными, шалунами, изгоями, «классными шутами», юными воришками, грубиянами, дерзкими нарушителями школьного распорядка, любителями «псевдосвободы»... Это и работа воспитателя с детьми (подростками) из неформальных объединений разного толка — фанатами, панками, хакерами, меломанами... И еще. Видимо, есть специфика в проявлении толерантности, проявляемой в отношениях «воспитатель о воспитанник». Безусловно, мы должны принять как долж- * Автор их П. Степанов — в ж. «Народное образование»,2001, № 9. С. 92-97; 2002, № I. С. 159-165.
3.3. Ученический коллектив ное всю палитру нравственных отношений воспитанника — к музыке, поэзии, живописи, науке и учению, к образу жизни и поведения, к религии, к сверстникам и взрослым... Но ведь в практике воспитания мы встречаемся и с безнравственным, даже противоправными взглядами, точками зрения, поступками... Вот примеры. — Шестиклассник съезжает на перилах по школьной — Подросток, замеченный в кражах, заявляет: «Воро
- Две девочки, восстанавливая «справедливость», из - В классе принято повальное списывание. Не дает спи - А сколько прозвищ и кличек бытует в детской сре Подобных примеров в школьной практике немало. Как быть в подобных ситуациях: Принимать? Терпеть? Проявлять толерантность? Видимо, в воспитании ребенка (подростка логика принятия иная, чем в отношениях взрослых людей (со сформировавшейся твердой позицией в отношениях к окру-жаюшему миру). Педагог же в отношениях с воспитанником принимаетего таким, какой он есть, временно, условно пытается понять, почему таким стал, а в последующих воздействиях старается повлиятьс целью изменения отношений воспитанника в логике их позитивного развития. Лишь на этой основе развивается взаимопонимание, постепенное взаимопринятие и взаимодействие, что приводит, в конечном счете, к подлинной толерантности, т.е. безусловному принятию самобытной личности воспитанника. Самобытный во всем — темпераменте, характе- 204 Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие ре, способностях, увлечениях, склонностях, убеждениях, поступках и т.д. Кроме безнравственното и противоправного в структуре личности.
Коллектив — явление динамичное. Он постоянно в развитии, в становлении. Все исследователи, и теоретики, и практики, выделяли несколько {от трех до пяти) стадий развития коллектива. Так, А.С. Макаренко в качестве основания для выделения стадий выдвигал педагогическое требование, у него получились такие стадии: 1) требование, высказанное в форме, не допускающей возражений; 2) когда требования педагога поддерживаются активом, помогающим в их реализации; 3) когда требует коллектив; 4) наивысшая стадия -- когда каждый предъявляет наивысшие требования к самому себе. Наш современный ученый-исследователь детского коллектива Л.И. Новикова выделяет три стадии: естественного сплочения; когда коллективу хорошо удается массовое воспитание; когда коллектив становится средством индивидуального развития каждого его члена. Еше один подход разработан А.Н. Лутошкиным, считавшим самым главным свойством коллектива способность к саморазвитию. Работая с активом старшеклассников, он выделял такие пять стадий: «песчаная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел»*. По мере развития коллектива меняется позиция педагога в детском коллективе — от авторитарно-декларативной (в хорошем смысле слова) на низшей стадии развития до подлинно демократической, доверительной позиции старшего друга, советчика, наставника, коллеги по общему делу.
Спецификой воспитательного процесса в школе является тесное взаимодействие ученического и педагогического коллективов. В деятельности классного руководителя, воспитате- Лупюшкин А.Н. Как вести за собой. М., 1981.
3.3. Ученический коллектив ля определенной группы школьников это взаимодействие с малым педагогическим коллективом, в котором объединены все педагоги (учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, вожатые...). Необходимость этой «заботы» диктуется задачей выработки единой стратегии и тактики воспитательного процесса, осуществляемого всеми педагогами, работающими с классом, определения стиля и тона отношений с детьми, разработкой той меры содержания воспитательного воздействия, которую вносит каждый учитель в развитие коллектива и отдельных учащихся... Формы такого взаимодействия в современной школе многообразны. Назовем некоторые из них. 1. Рациональный подбор и расстановка кадров учителей для работы с классом в зависимости от особенностей класса (профиля, изучаемых специальных предметов, психолого-педагогических особенностей, сложившейся социально-педагогической ситуации развития, истории развития и воспитания, интеллектуального потенциала, психологического климата...). Причем в этом подборе могут и должны быть личности различного типа: мужчины и женщины, молодые и пожилые, серьезные и веселые, важные, значительные и простые, имеющие различные хобби, владеющие многообразными навыками и умениями... Чем богаче палитра «красок», тем лучше, ведь класс многолик, и каждый ребенок должен иметь «своего» учителя, близкого ему по характеру, по духу, более совместимого по психофизиологическим данным. И, что немаловажно, в идеале группа учителей, работающих в классе, должна относиться к категории единомышленников самого классного руководителя. Единомышленников по жизненной и педагогической позиции (единые ценностные ориентации в жизни и единые педагогические цели, принципы, отношение к работе и детям). Именно это позволит создать работоспособный, творческий, оптимистичный жизнерадостный по стилю и тону отношений. коллектив взрослых и детей, который станет идеальной воспитывающей средой. 2. Систематическое проведение малых педагогических советов. Тематика и назначение их многообразна: опре- 206 Глава 111. Воспитывающая среда и ее_развитис 3.3. Ученический коллектив 207
деление цели, задач, отбор содержания, средств, форм и методов работы с классом; обсуждение ситуации и событий в классе; выработка единого стиля и тона взаимоотношений с классом и отдельными учащимися; реализация дифференцированного подхода в воспитании отдельных групп учащихся (на основе интересов и возможностей педагогов) и др. 3. Проведение общих интегрированных форм учебно-вос ...Ежегодные состязания-турниры «Отцы и дети» (в содержании их различные конкурсы: интеллектуальные, трудовые, художественно-творческие, физкулъ-турно-спортивные, игровые...), готовят их под руководством классного руководителя учителя-предметники и родители. ...«Природа и я» (назначение — выработка ценностного отношения к природе); классный час, проведенный вместе с учителями географии и биологии. ...Классный час «Психология молодого человека на войне» в 11-м классе, подготовленный классным руководителем, учителем истории (в это время по программе изучалась Великая Отечественная война) и учителем литературы. ...Урок внеклассного чтения «Поэзия любви XIX века» в рубрике «За страницами учебника», проведенный учителем литературы и классным руководителем, учителем этики и психологии семейной жизни (при изучении темы «Любовь как высшее человеческое чувство»). 4. Проведение педагогических консилиумов (малые педа класса, отдельных учащихся). Такие консилиумы могут проводиться систематически (раз в четверть), а также эпизодически для решения возникших в учебно-воспитательном процессе проблем. Например, снижение уровня успеваемости, высокая степень конфликтное -,ти учителей с классом, низкий уровень дисциплинированности учащихся, чрезвычайные происшествия, неуспеваемость и трудновоспитуемость отдельных учащихся, проблемы дифференцированного и индивидуального подхода, анализ результатов учебно-воспитательного процесса и его эффективности... И многие-.многие другие. 5. Проведение различных форм воспитательной работы совместно с классами, где учителя-предметники являются классными руководителями: подготовка и проведение предметных недель, различные турниры типа «КВН», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Веселые старты», совместные праздники и «Огоньки», «Литературные (театральные, поэтические, музыкальные...) гостиные», совместные театральные постановки, выставки творческих работ, приглашения на «открытые» формы работы... Эти дела способствуют, кроме того, созданию и развитию общешкольной системы воспитательной работы, развитию школьного коллектива, превращению учителей в единомышленников, улучшают психологический климат в классах и школе, способствуют гуманизации отношений учителей и учащихся.
И еще на одну заботу педагога-воспитателя, озабоченного правильным развитием ученического коллектива и собственной позицией в нем, надо обратить внимание. Это работа по предупреждению и преодолению негативных явлений в ученическом коллективе: «групповой эгоизм», «звездная болезнь», нивелирование личности в угоду общественным целям, подавляющая деятельность отдельных лидеров (формальных и неформальных), недоразвитие некоторых признаков коллектива, ошибочность позиции взрослого в детском коллективе (авторитаризм, попустительство, лжедемократизм) и др.
•' 208______________ ГлаваIII,._Воспитынаюшая среда и ее развитие Воспитатель вырабатывает специальную стратегию и тактику предотвращения и преодоления этих явлений. Вопросы для самопроверки и размышления 1. Коллектив как социальная группа: сущность, отличие от 2. Каковы воспитательные возможности коллектива? 3. Психолого-педагогические характеристики коллектива и 4. -Попробуйте составить методические правила создания и 5. Как предотвратить и преодолеть, негативные явления в 6. Как происходит самоактуализация личности педагога и вос Рекомендуемая литература Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989. Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. М., 1984. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М., 1984. Класс в воспитательной системе школы // Кн. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского и др. М., 1999. Ч. 3. § 4. Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000. Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М., 1976. Кульневич С.В. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. Ростов н/Д, 2001. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса. Пед. соч.: В 8 т. М., 1983. Т. 1,4. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. М., 1978. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. М., 2001. Ч. 3. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. Избр. пед. соч.: В Зт. М.. 1981. Том 3. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельность школьников. М., 1980. Ученический коллектив школы. Школьный класс. Детские общественные объединения. В кн.: Караковский В.А. и др. Воспитание? ВоспитанисВоспитание! М., 2000. Гл. 3. 1-. Детское движение; детско-юношеские организации Щуркова Н.Е. Работа педагога с группой // Кн. Новое вос-[итание. М., 2000. |
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 638. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |