Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методы исследования личности в различных направлениях психологии.
1) Старая классификация: Ø Интроспекция– особый способ познания человеком собственного сознания, заключающийся в якобы «непосредственном» восприятии его феноменов и законов. Основания: Декарт (идея о непосредственном характере познания собственной душевной жизни) и Локк (два типа опыта: внутренний, или рефлексия, который дает нам знания о деятельности нашего «разума», и внешний – знания о внешнем мире). ü Аналитическая интроспекция(Титченер) – полное расчленение чувственного образа на «элементы», нельзя было допускать «ошибки стимула». ü Систематическая интроспекция(Вюрцбургская школа) – прослеживание основных стадий процесса мышления с использованием ретроспективного отчета. ü Феноменологическое самонаблюдение(гештальтпсихология) – «наивный испытуемый» непредвзято описывает психические феномены в их целостности. Критика: бихевиоризм, психоанализ, Сеченов (только объективное внешнее наблюдение). 2) Современная классификация: 1. Наблюдение. Это преднамеренное и целенаправленное восприятиефиксация проявлений поведения и суждений, обусловленное задачами деятельности. Фиксация поведения и суждений. Виды наблюдения: ▪ По характеру контакта с объектом наблюдения: непосредственное и опосредствованное (аудио, видео, анкеты). ▪ По условиям осуществления: полевое и лабораторное ▪ По характеру взаимодействия с объектом наблюдения: открытое (он знает) и скрытое (не знает). Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов: определение задачи и цели (для чего, с какой целью?) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?) 2. Эксперимент. Это научный метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется влияние независимых переменных (например, условия ситуации) на зависимую (искомое явление, феномен). Активность экспериментатора связана с тем, чтобы, при помощи организации экспериментальных воздействий и др. форм экспериментального контроля, обеспечить обоснованный вывод, что полученные эмпирические данные соответствуют высказыванию Виды эксперимента: лабораторный эксперимент(проводится в условиях специально оборудованных помещений – обеспечивает строгий контроль переменных, однако низкая экологическая валидность – соответствие реальной жизненной ситуации), полевой эксперимент (тип исследования социальных явлений посредством изучения их в нормальных, естественных условиях) естественный/искусственный эксперимент констатирующий эксперимент (выявляет уже сложившиеся структуры) и формирующий эксперимент (целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств; например, когда нужно проверить идеи о механизмах становления того или иного явления). Квази-эксперимент как метод сравнительных исследований: ▪ метод тестирования (существенная характеристика – наличие норм, с которыми производится сравнение полученных результатов; виды тестов – индивидуальные/групповые, вербальные/действенные, проективные – напр., ТАТ, Люшер, Роршах) ▪ близнецовый метод (определение влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека) ▪ кросс-культурное исследование (между культурами). 3. Измерение. Это система процедур получения числовых (количественных) характеристик свойств изучаемых в психологии явлений и процессов. В отличие от психодиагностических методик (задача обследования), это научный метод. ü Нольмерное шкалирование (напр., метод минимальных изменений или метод «да»/«нет» в ТОС). ü Одномерное шкалирование (метод балльных оценок, метод парных сравнений). ü Многомерное шкалирование (факторный анализ, кластерный анализ). 4. Психодиагностика. Наука и практика постановки психологического диагноза. Различные классификации психодиагностических методик (Бодалев, Столин): 1) Задания предполагающие правильный ответ (тест Равена) или правильных ответов не существует (частота и направленность того или иного ответа – тест 16 факторов). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 259. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |