Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос № 19.Психология половых различий.
Асмолов: Вопрос о половом диморфизме является одним из наиболее проблематичных. Отечественная психология долгое время являлась бесполой по ряду причин, например, отождествление психоаналитических построений о сексуальности с самой сексуальностью. Ориентации в психологии п.р.: 1) тесно связана с биологией, сексологией – изучает закономерности развертываний генетической программы в онтогенезе под влиянием социальных факторов. 2) Социогенетическая – роль культуры в процессах диморфизма 3) Когнитивно-персонологическая – онтогенез половой идентичности, Я-образа Иная логика у психологов, социологов и т.д., для работ которых характерна опора на принципы развития и историзма. Они поднимают проблемы: социальной дифференциацией ролей; влияние совместной деятельности на генезис половых различий в развитии личности ребёнка; изучение причин развития полового диморфизма ит.д. Половой деморфизм (пол индивида) не только не определяет психологический пол личности, но и не является с самого начала возникшим универсальным свойством любого биологического вида. В любой эволюционирующей системе сосуществуют оперативная (изменчивость системы во взаимоотношениях со средой) и консервативная подсистемы (сохранение). Женщины – консервативные подсистемы, а мужчины – оперативные. Психологический пол зависит от: · генетический, гормональный, внутренний и внешний морфологический сам по себе не предопределяют однозначно психологический пол индивида. · Он ещё зависит и от социальной половой роли! (набор предписаний, которое предъявляет общество индивиду). · И кроме того, от отношения самой личности к своим индивидным свойствам и социальным половым ролям. Первая попытка создать периодизацию психосексуального развития индивида принадлежит Фрейду. Он выделили периоды: оральный (0-1), анальный (1-3), фаллический (3-5), латентный (6-12) и генитальный (12-18 лет). На фаллической стадии происходит формирование Эдипова комплекса (Элекстры)) ,когда у ребёнка сексуальное желание к своей матери, амбивалентное отношение к отцу. Критерием является перемещение либидо в разные эрогенные зоны. Выделяются несколько этапов формирования у ребёнка половой идентичности: 1,5 года – первичная половая идентичность – основания: соматические признаки ребёнка 2) поведенческие и характерологические нормы поведения. 3-4 года – дети начинают различать пол окружающих людей 6-7 лет – происходит дифференциация половых ролей, выбираются определённые формы игр, формы компаний(банда мальчиков, кучка девочек). Транссексуализм – заболевание, нарушение половой самоидентификации личности, проявляющееся в инверсии полового самосознания. На основании работ Белкина с транссексуалами были выделены следующие механизмы формирования психологического пола: 1) идентификация (уподобление своего я другому) 2) сигнификация (знаковое опосредование совместной деятельности) 3) эмпатия (эмо сопереживание с лицами того или иного пола) 4) рефлексия (осознание субъектом того, как он воспринимается окружающими) Особенно остро у транссексуалов выражаются конфликты в подростковом возрасте. Для разрешения этого конфликта меняют пол. Кон: Достоверных фактов о том, что существуют различия немного. Женщины превосходят мужчин в вербальных способностях, но у мужчин больше развиты визуально-пространственные и математические способности и т.д. Половой деморфизм неодинаково проявляется у различных видов. Характерные черты традиционной системы половой дифференциации: 1) разделение м и ж видов деятельности, труда 2) различия освещались религией, казались нерушимыми 3) иерархическая взаимосвязь женской и мужской функций (мужик всегда круче). Но сейчас ситуация изменилась. Женщины с мужской профессией часто имеют мускулинный тип (стиль мышления и характера). Т.е. произошло изменение в культурных стереотипах, возникла неопределённость ролевых ожиданий. Но в человеке сочетается мускулинность и феминность в разной пропорции, и даже если женщина насквозь мускулинна – это не значит, что она несчастна.
Проблема личности и уровни методологии науки. Асмолов. Многомерность феноменологии личности, междисциплинарный статус проблемы личности в человекознании и обществознании, объективный ост зависимости судеб исторического процесса от решений отдельной личности приводят к мысли о необходимости её изучения в системе координат, задаваемых различными уровнями методологии науки. В современной методологии и логике науки выделяется следующая общая схема уровней методологии: 1. Философская методология (чел по своей природе, например, человек как ценность); 2. Общенаучная методология (методы общие для многих наук – складывается образ человека в науках); 3. Конкретнонаучная методология (описание свойств человека в конкретной науки); 4. Методы и техники исследования (совсем конкретное). При изучении личности вне контекста уровней методологии есть опасность замыкания науки в себе: коллекционирование фактов, например. Любое из проявлений личности, взятое само по себе, и отнесённое к изолированному человеку, не может быть рассмотрено как явление, относящееся к области изучения психологии личности. Поэтому психология личности оказалась расчленённой на психологию эмоций, воли, индивидуальных различий. От позиции исследователя зависит, на какие факты обращать внимание (никто, кроме психоаналитиков, не говорит об эдиповом комплексе) и какие факты считать основой психологии личности. Поэтому разнообразие теорий личности говорит не только о многообразии феноменологии личности, но и ставит вопрос о том, как изучать личность в психологии. Мало, да… Можно подробнее рассказать про многогранность феноменологии. Некторые исследователи делают допущение об одномерной феноменологии, в итоге каждый отстаивает свою сферу фактов как центральную характеристику личности, и дискуссии начинают напоминать спор слепых, ощупывающих слона с разных сторон. Расплывчатое решение проблемы. Вопрос о том, как, каким путем изучать личность в психологии, – это вопрос о методе в первоначальном значении этого слова, методе как пути познания. Решение этого вопроса лежит в сфере изучения возможностей приложения различных уровней методологии науки к психологии личности. Именно поэтому выявление места любого факта в жизни личности предполагает рассмотрение разных уровней методологии науки как системы координат, очерчивающих сферу изучения проявлений личности в психологии и раскрывающих связь психологии личности с другими областями человекознания.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 236. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |