Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Индивид, личность и индивидуальность. Их соотношение.




Помним, что «индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивается».

Ø Индивидные свойства распо­ложены не под социальными качествами личности, не над ними, а в конкретной целенаправленной деятельности между людьми могут выступать как:

- необходимые предпо­сылки этой деятельности

- психофизиологические реализаторы деятельности, обеспе­чивающие достижение целей

- сред­ства, считаясь с которыми и овладевая которыми личность оценивает свои возможности, выбирает разные по слож­ности классы задач.

Ø Понятие «индивидные свойства» человека, введенное Б.Г.Ананьевым, в отличие термина «индивиду­альные свойства» более однозначно и жестко ориентирует на изучение органических предпосылок развития личнос­ти.

Два класса индивидных свойств: класс возрастно-половых свойств и класс индивидуально-типических свойств.

Индивид­ные свойства:

1. Характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов (пример: гормоны воздействуют на силу по­лового влечения, а не на его содержание).

2. Индивидные свойства опре­деляют диапазон возможностей выбора деятельности в границах, не имеющих социально существен­ного приспособительного значения («Ребенок-ка­лека не понимает, какой помехой могут стать для него бездействующие ноги. Конечно, они часто причиняют не­удобства, вызывают раздражение, но он убежден, что они никогда не помешают ему сделать то, что он захочет, или стать тем, кем он пожелает. Он начинает видеть в них по­меху, лишь если ему говорят об этом»)

3. В процессе коммуникации происходит «означение» инди­видных свойств человека, их сигнификация и символизация. Пре­вращение индивидных свойств в знаки → у человека возникает образ его индивидных свойств и появляется возможность произвольного управле­ния своим собственным телом так же, как он управляет теми или иными предметами действительности (кстати, на этом основан метод БОС). Индивидные свойства в условиях социально-исторического образа жизни находятся в неизменной экологической ситуации.

4. Использование индивидных свойств как «знаков», «средств» лежит в основе происхождения индивидных стилей поведения личнос­ти и открывает большие возможности компенсации, кор­рекции природных форм реагирования индивида.

 

ВСЁ ЭТО ПРЕКРАСНО, НО ОТНОСИТСЯ К 11-МУ ВОПРОСУ, я лох…

 

Теперь попытки по теме.

 

Развитие личности идет от социального мира обще­ства к индивидуальному миру личности.

1) Категория «социально-исторический образ жизни» выражает конкретно-исторический характер детермина­ции развития личности, неотъемлемость развития лично­сти от эволюционирующей системы общества.

2) Социально-исторический образ жизни представля­ет собой пространство выбора. «Заданы» и принадлежность к данной груп­пе, и экономические условия. Социально-предмет­ные особенности образа жизни выступают как источник развития личности, потенциальные возможности развития личности по тому или иному жизненному пути, выбора ею различных видов деятельности.

3) Социально-исторической образ жизни имеет ценност­ный мотивообразующий характер, выраженный в соци­альной программе развития общества.

Жизненный путь личности — это путь становления ее индивидуальности.

Проявления индивидуальности:

Ø Продуктивные: процессы активности, в которых человеку приходится осуществлять выбор между различными мотивами, позициями и ролями; «лич­ностные вклады»

Ø Инструментальные: характер и способности

Характер определяет так­тику поведения человека, действующего ради достижения своих мотивов. Способности определяют меру успешности и эффективно­сти деятельности

Индивидуальность - это совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ори­ентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов. Воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющего­ся ценностью для данного человека.

Ø Личностный смысл представляет собой индивидуализи­рованное отражение действительности, выражающее отношение человека к тем объектам, ради которых развер­тывается ее деятельность и общение (это к вопросу о мотивационно-смысловых отношениях индивидуальности).

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 391.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...