Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мотивация развития индивидуальности.




(+ см. в тетради особенности мотивацинно-смысловых отношений индивидуальности)

Ориентиры:

· разведение понятий «индивид» и «личность» → две перекрещивающиеся линии развития: созревания индивида и линия развития ин­дивидуальности.

· движущие силы разви­тия личности

Три подхода к изучению мотивации индивидуальности

Большинство подходов ос­новываются на двух методологических предпосылках: на а) принципе стремления к равновесию и б) принципе стремления к напряжению.

1) - психоанализ, необихевиоризм и когнитивная психология.

2) - концепции самоактуализирующейся лич­ности А.Маслоу, теория личности Г.Олпорта, в которой в каче­стве основной движущей силы выступает тенденция к са­мореализации личности.

Общее для 1) и 2):

· Постулирование существования некоего единого «первоисточника» развития лич­ности, неизменного и запрятанного в глубинах индивида,

· Преобладание формального, чисто динамического описания движущих сил развития личности над содержательным их анализом и от­сутствие адекватного подхода к изучению их общественно-исторической обусловленности

· Постулирование положения о подчиненности активности субъекта некото­рой конечной заранее предустановленной цели, а тем самым и понимание человека как преимущественно адаптивного су­щества

3) Представления о «самостоятельной силе развития»→  принцип саморазви­тия личности

· Роль борь­бы противоположностей как движущей силы развития личнос­ти

· Источник саморазвития деятельности в самом процессе движения деятельности

Д.Н.Узнадзе вводит представле­ния о функциональной тенденции как источнике развития поведения (творческой и спортивной деятельности)

В работах Л.И.Бо­жович были развиты идеи о потребности во впечатлениях как движущей силе развития личности. М.И.Лисина и ее сотрудники успешно разрабатывают представления о по­требности в общении как специфически человеческой движущей силе развития личности.

«Надситуативная активно­сть», по В.А. Петровскому, - источник зарождения любой новой деятельности личности. Челове­ку присуща явно неадаптивная тенден­ция в постановке сверхзадач.

 

 

17. Содействие как основа социализации личности. Феномен "психологического симбиоза".

(+ см. вопрос 14)

При всей противоречивости трактовок социализации чаще всего преоблада­ет интерпретация «социального» как «внешнего» факто­ра, «социального контроля» или «принуждения». В реальности противоборство между ребенком и обществом конструируется в искусст­венных ситуациях, вырывающих ребенка из его естествен­ной ситуации развития.

По мнению Р.Харре, опирающегося на идеи Л.С.Выготского о социализации как преобразовании интерпсихического в интрапсихичес-кое в ходе совместной деятельности и общения, для по­строения теории индивидуальной психологии личности необходимо отказаться от декартовой оппозиции «внешнее-внутреннее». Взамен декартовой системы координат Р.Харре предлагает пространство психологии личности со следу­ющими осями: ось «индивидуальное—коллективное»; ось «личностное—социальное», ось «публичное—личное». Индивидуум не противосто­ит социальной группе, а неразрывно связан с ней про­цессом «осуществления».

Содействие ребенка со взрослым и сверстниками и вы­ступают как основа социализации личности. Весьма наглядно содействие как исходная клеточка развития личности про­является в феномене «психологического симбиоза». Английские психологи Дж.Шоттер и Дж.Ньюсон на ос­нове анализа общения матери с младенцем обнаружили, что мать общается с ребенком не как с отдельным автономным существом, а как с диадой, которую она сама образует вместе с младенцем. Для обозначения диады «мать—ребе­нок» авторы воспользовались понятием «психологический симбиоз». Открытие феномена «психологического симбиоза», в основе которого лежит акт содействия между ребенком и матерью, дает основания для поиска симбиотических диад в других видах межличностного взаимодействия. Такими диадами могут оказаться «муж и жена», «врач и больной» и т.п. Р.Харре полагает, что психологический симбиоз — это не исключительный феномен, а обычное проявление социальной жизни, в которой люди психологически об­разуют взаимодействующую диаду. Содей­ствие ребенка с матерью, обеспечивающее развитие ребенка, обладает рядом черт. Во-первых, мать побуждает ребенка к акту содействия; во-вторых, в процессе содействия мать решает совместно с ребенком задачи раз­ного уровня сложности, подбирая те задачи, которые как бы по плечу ребенку; в-третьих, отбирается именно культурно предпочитаемая стратегия решения.

Ø От содействия к самоконтролю поведения личности. Исследования А.В. Запорожца показали: в ходе содействия со взрослым ребенок преобразует функционально-ролевые отношения в группе, поставляющие только знаемые нейтральные мотивы действий, корригируе­мых запаздывающими эмоциями, в личностно-смысловые от­ношения, побуждаемые смыслообразующими мотивами действий ребенка.

Ø Три грани социализации личности

1) Социализация как индивидуализация: от интерпсихи­ческого, социальной коллективной деятельности ребенка к индивидуальному, интрапсихическому, к собственно психоло­гическим формам его деятельности (от речи-для-других к речи-для-себя, по Выготскому)

2) Социализация как интимизация: переход от «МЫ» к «Я» (проблемы самосознания)

3) Социализация как «производство внутреннего плана со­знания» (ука­зать преобразования, которые претерпевает внешняя речь при переходе во внутреннюю речь, по Выготскому)

Основное и любимое: выступая как источник развития личности социально-исторический образ жизни как бы задает появившемуся на свет человеку сценарий, втягивает его в определенный распорядок действий.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...