Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и виды принципов земельного права.




Лекция 1.

Предмет земельного права и виды земельных правоотношений.

Предмет земельного права – осознанные волевые земельные отношения. Земельные правоотношения – отношения по поводу земли.

Земля рассматривается как:

1) Природный ресурс, который используется как средство производства

2) Природный объект, составная часть природной среды

3) Недвижимое имущество

4) Объект права собственности и иных прав

Земельные отношения отграничиваются от других правоотношений, таких как гражданские, административные правоотношения по вышеуказанным критериям.

Земельный отношения характеризуются целями и задачами:

1) Рациональное использование земли

2) Охрана земель

3) Защита земельных прав и интересов граждан

В зависимости от этого выделяют 3 функции:

1) Земля является пространственно-территориальным базисом (ограничение земли в пространстве)

2) Земля – средство производства в сельском и лесном хозяйстве (почвенный слой)

3) Земля выполняет важную экологическую функцию. Выражается в двух аспектах:

- обеспечение охраны земли в процессе ее использования

- обеспечение сохранности земель, представляющих особую ценность

В чистом виде земельные правоотношения не существуют, за исключением растениеводства. Комплексность – пример: использование земли в населенных пунктах, лесных фондах.

Земельное право делится на самостоятельные правовые институты:

1. Поя собственности, вещные и иные права на землю.

Сущность этого вида правоотношения провозглашена в ст. 9 КРФ.

Выделяют следующие виды собственности на землю: государственная, частная, муниципальная и иные формы собственности.

В процессе реализации отношений собственности выделяются объекты права федеральной собственности, собственности субъектов федерации, муниципальной собственности и частной собственности.

2. Экономические земельные правоотношения.

Данный вид правоотношений многоплановый, носит характер взимания цены, расчета нормативной цены, арендной платы, земельного налога и др.

Фрагментарно данный вид правоотношений присутствует при возмещении убытков, потерь в сельскохозяйственном производстве, при изъятии земельного участка для государственных и  муниципальных нужд, а также при ограничении прав собственника.

3. Отношения, связанные с управлением земельными ресурсами.

Суть данного вида отношений сводится к определенной совокупности правомочий федеральных органов власти как общей, так и специальной компетенции, поэтому определение содержания этих функций, правовые механизмы их реализации составляют приоритетную задачу земельного права.

4. Договорные земельные правоотношения.

Качественно новый вид земельных правоотношений, который представляет комплексный институт гражданского и земельного права.

Основные формы, виды, существенные цели договора определяются гражданским законодательством. Однако его содержательная часть (цена, сроки, права и обязанности, ответственность) определяются земельным законодательством.

5. Отношения в сфере использования земли.

Установление принципов, основных требований к использованию земли, запретов и ограничений по использованию земель, обеспечение муниципальных и государственных интересов.

В процессе государственного регулирования использования земель может быть установлен особый правовой режим для отдельных категорий земель (земли заповедников, национальных парков). С одной стороны, эти земли ограничены в обороте, могут использоваться в научных, просветительских целях, а с другой стороны, эти земли предоставляются в качестве служебных наделов, порядок утвержден постановлением Правительства РФ.

Для земель сельскохозяйственного назначения – использование по целевому назначению, а с другой стороны, иностранным юридическим лицам предоставляются на условиях аренды.

Земли промышленности, транспорта могут находиться только за чертой населенных пунктов.

6. Отношения по защите земельных прав и интересов граждан и юридических лиц.

ЗК (ст. 59-63).

7. Отношения, связанные с возмещением потерь сельхозпроизводства, потерь лесного  хозяйства при переводе лесных земель в нелесные.

Данный вид правоотношения отличается от охранительных тем, что возмещение потерь и изъятие земельных участков осуществляется на основе актов исполнительных органов государственной власти либо ОМС.

8. Организационно-правовые отношения.

Нельзя смешивать с управленческими, т.к. они связанны с проведением мероприятий по восстановлению нарушенных земель (путем мелиорации, рекультивации, проведения технической, культурно-технической мелиорации и т.д.)

9. Охранительные земельные правоотношения

Носят комплексный характер, поскольку предусмотрены не только нормами ЗП, но и нормами УП, АП.

Земельное право как отрасль

Предмет – общественные земельные правоотношения.

Методы (способы и приемы):

Преимущественно действуют способы обязываний, предписаний и запретов.

В земельных правоотношениях в то же время применяются также методы дозволений, правонаделения. Содержание методов правового регулирования в ЗП выражается в особенностях правового статуса субъектов земельных правоотношениях, зависит также от основания возникновения земельных правоотношений и применения мер принудительного характера.

В сфере земельных правоотношениях имущественного характера все субъекты, собственники равны между собой. Собственник земельного участка вправе продавать, дарить, сдавать его в аренду.

Однако применяются и императивные методы – при продаже земельного участка – собственник обязан пройти государственный кадастровый учет, в некоторых ситуациях наблюдается сочетание императивного и диспозитивного метода (аренда земельного участка).

Основанием возникновения права аренды будет являться решение ОИВ или ОМС.

Практически полностью отсутствует автономия лиц в земельных правоотношениях  организационного характера, например, проведение государственного кадастра обязательно в случае постановки на учет, внесения изменений в сведения об участке; при проведении государственного контроля инспектору обязаны предоставлять все сведения.

В земельном праве дозволено только то, что позволено законом, т.е. земельный участок может использоваться только в тех целях и теми способами, которые установлены в законе. Практически исключена возможность определения каких-либо прав и обязанностей по воле собственников, арендаторов, за исключением залога, доверительное управление земельным участком.

Здесь субъекты правотношения вправе самостоятельно определять круг прав и обязанностей.

Источники:

На сегодняшний день принят кодифицированный источник – ЗК от 25.10.01, введен в действие 30.10.01.

Этот кодекс является результатом пятой кодификации источников.

Земельное правосамостоятельная отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих земельные правоотношения в целях рационального использования земель, их охраны, а также защиты земельных прав и интересов граждан и юридических лиц.

Понятие и виды принципов земельного права.

Волков П.А. – монография.

К первой группе принципов относятся принципы, обеспечивающие баланс публичных и частных интересов в сфере регулирования земельных отношений:

1. Пр. учета значения земли как природного объекта, природного ресурса, недвижимого имущества, объекта прав собственности и иных прав на землю

2. Пр. участия граждан, религиозных и общественных организаций в решении вопросов, касающихся прав на землю (ст. 23 ЗК)

3. Пр. единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов (ст. 35, п. 4 ст. 31 ЗК)

4. Пр. дифференцированного подхода к установлению правового режима земель. Суть сводится к определению правового режима земли с учетом природных, социальных, экономических и иных факторов. В целях рационального использования земли земельный фонд делят на категории в зависимости от целевого назначения. Ст. 7 ЗК выделяет следующий состав земель:

1 категория – земли с\х назначения

2 категория – земли населенных пунктов (232-ФЗ, 2006)

3 категория – земли промышленности, энергетики, транспорта и др.

4 категория – земли ООПТ и объектов

5 категория – земли лесного фонда

6 категория – земли водного фонда

7 категория – земли запаса.

КРФ выделяет коренные малочисленные народы Севера, Д.Востока, Сибири и др. и гарантирует права в соответствии с международными правами. В то же время ст. 3 ЗК указывает на то, что специальный закон имеет приоритет над общим, так в соответствии с ФЗ от 30.04.99 «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» установлено право малочисленных народов на безвозмездное пользование землей, установление льгот при осуществлении традиционного землепользования и освобождение от платы за добычу охотничьих ресурсов. Однако при реализации вышеуказанного закона: в каких границах возможно передавать оленьи пастбища (они занимают 1/5 территории России), кроме того, миграция оленей достигает сотни км.

Например, судебное дело Сахалинской области – «Эксонефтегаз Лимитед» - конфликт с коренными народами.

5. Пр. сочетания интересов общества и законных интересов граждан.

С одной стороны, обеспечение общественных интересов не должно приводить к тому, чтобы собственник земельного участка лишался возможности использовать его в своих интересах.

С целью обеспечения соблюдения общественных интересов в ЗК введены следующие положения:

- ст. 56 – ограничение прав на землю

- ст. 27 – ограничение оборота

- ст. 23 – установление публичных сервитутов

6. Пр. охраны земли как важнейшего компонента окружающей природной среды, средства производства в с\х, лесном хозяйстве, перед использованием в качестве недвижимого имущества.

Ст. 36 КРФ, закрепление в ЗП норм, связанных с соблюдением требований по минимальной площади земельного участка – установление ………., охрана от негативного воздействия на окружающую среду. Ст. 13, 42, 33 ЗК.

7. Пр. приоритета охраны жизни и здоровья человека.

Значение данного пр. – согласно ст. 13 ЗК внедрение новых технологий, выполнение программ мелиорации, повышение плодородия почв запрещается, если это не соответствует санитарно-гигиеническим, экологическим требованиям, всем остальным техническим регламентам. Ст. 31 ЗК.

Выбор земельного участка осуществляется для строительства в соответствии с экологическими, градостроительными, санитарно-гигиеническими требованиями и др.

 

Лекция 2.

2 группа принципов – обеспечивают публичные экономические интересы в регулировании земельных правоотношений:

1. Пр. платности использования земельного участка

2. Пр. деления земель по целевому назначению

3. Пр. разграничения государственной собственности на федеральную, собственность субъектов и муниципальную.

Правовой основой разграничения государственной собственности на федеральную и муниципальную собственность являются положения ст. 16-19 ЗК, порядок разграничения определен ст. 3.1 ФЗ № 137 от 25.10.01 «О введении в действие ЗК». Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 3020 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, на собственность республик, краев и областей».

 

3 группа принципов – принципы определения сферы действия земельного законодательства и земельного права как самостоятельной отрасли права:

1. Принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и земельного законодательства в регулировании вопросов использования земель.

П. 3 ст. 3 ЗК – имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, по совершению сделок с ними регулируется гражданским законодательством, если иное не установлено земельным законодательством, лесным, законодательством о недрах и др. (ст. 22 ЗК – арендатор земельного участка вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды третьему лицу без согласия собственника земельного участка).

2. Принцип государственного регулирования приватизации земель.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 313.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...