Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 4.3. Мотивация и стимулирование труда
Среди социальных отношений, возникающих в процессе взаимодействия людей на предприятии, важнейшим можно признать отношение работников к труду. От него зависит состояние реализации на производстве человеческого фактора, зачастую решающего среди факторов эффективности. Отношение к труду характеризует степень использования возможностей человека для высокопроизводительной и высокоэффективной деятельности на предприятии. Определяющие воздействие на формирование отношение к труду оказывает мотивация трудовой деятельности, а так же группа объективных и субъективных аспектов. Мотивация– совокупность внутренних побудительных сил (потребностей, ценностей т.д.) и внешних побудительных сил (стимулов) повышение трудовой активности работников. ВНУТРЕННИЕ ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ: Потребности — первоисточник мотивации, нужда в том, что необходимо для существования личности (коллектива, общества), их нормального функционирования. Первичные — физиологические потребности человека в пище, одежде, жилье, продлении рода и др. определяют самое необходимое для его жизни. Потребности более высокого порядка — духовные, культурные, интеллектуальные, социальные определяют положение человека на производстве и в обществе. К последним относится и потребность в труде. Будучи осознанными, потребности принимают форму интересов к различным благам, объектам, видам деятельности, способным удовлетворить потребность. Реальные интересы побуждают человека к определенным социальным действиям. Ценности — это представление человека о значимости для него различных явлений, предметов, о главных целях. Ценностями для человека, прежде всего, являются: · Благополучие · Богатство · Мастерство (квалификация) · Просвещенность · Власть · Уважение (статус, престиж, слава, репутация) · Моральные качества (доброта, великодушие, справедливость). Одной из форм ценностей представляются идеалы как высшая цель, как абсолютное сочетание положительных качеств и свойств явлений, предметов, личности. Ценностные ориентации — это избирательное отношение человека к ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выражающихся в поведении. На основе ценностных ориентаций решается вопрос о выборе профессии, смене места жительства, места работы. Мотивы — (от фр. слова двигать) это осознанное отношение к своим действиям, поступкам, это внутреннее обоснование того, что побуждает деятельность, ради чего она совершается. С помощью мотива человек оправдывает свое поведение. Мотивы могут иметь разный характер: · материальные мотивы отражают потребность в зарабатывании средств на жизнь, · духовные мотивы определяются интересом к содержательной части работы · социальные мотивы выражают стремление к занятию какой-либо социальной роли в коллективе и т.д. Виды мотивов · Мотив стадности – потребность быть в коллективе · Мотив личной аффирмации – самоутверждения (свойственен для работников высокой квалификации). · Мотив самостоятельности – стремление быть хозяином. · Мотив стабильности – чтобы кто-то решал за тебя как жить (свойственен для женщин). · Мотив приобретения нового. · Мотив справедливости. · Мотив состязательности.
Мотивы, как правило, существуют не в чистом виде, а во взаимосвязи друг с другом, образуя мотивационное ядро. Под мотивационным ядром понимают совокупность 3-х основных групп мотивов, которое определяет трудовое поведение работников: 1. мотивы обеспечения 2. мотивы признания 3. мотивы престижа (реализациии социальной роли). Характерным для мотивов является их большая подвижность, изменчивость. Если же отношение человека к определенной ситуации характеризуется стабильностью, большей готовностью к непосредственным действиям, то такое отношение называется установкой. ВНЕШНИЕ ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ: Стимулы — это силы, оказывающие внешнее воздействие на человека с целью побудить его к определенному трудовому поведению, причина его заинтересованности в совершении чего-нибудь. Классификация стимулов 1. В зависимости от потребностей: 1. Материальные: а) денежные – зарплата, премии, надбавки, доплаты б) неденежные – путевки на лечение, отдых кредиты на покупку жилья проездные на транспорт условия труда организация первоклассных рабочих мест. 1. Нематериальные: а) социальные – престижность труда; возможность профессионального роста; возможность самоутверждения. б) моральные – устная похвала; вынесение благодарности; награждение грамотой, медалями, орденами, подарками; присвоение почетных званий; вынесение на доску почета. в) творческие - возможность самовыражения, самосовершенствования г) социально-психологические – возможность общения, причастности к трудовому коллективу. 2. В зависимости от направленности: 1. Поощряющие: Материальные; Нематериальные; Индивидуальные; Коллективные. 2.Блокирующие: лишение премий; замечание; выговор; перевод на нижеоплачиваемую должность. Порог действенности стимулов – для разных работников может быть совершенно разный. Это должно учитываться при определении нижнего порога стимулирования. Рекомендации по стимулированию (правила): 1. Материальные стимулы должны подвергаться коррекции в сторону повышения, поскольку сразу же после повышения вознаграждения формируется более высокий уровень притязаний, другое представление о размере вознаграждения за тот же труд. 2. Стимул имеет одномоментный характер действия. Между результатами труда и его оплатой должен быть минимальный разрыв. Большинство людей предпочитают получить меньше, но сразу, чем больше, но позднее («дорого яичко к Христову дню»). На формирование отношения человека к труду и его соответствующее поведение также влияет большая группа объективных — внешних и субъективных - внутренних факторов. 1. объективные: социально-политическая обстановка в стране экономическое состояние региона и отрасли санитарно-гигиеническое состояние производственной среды, уровень организации оплаты труда, безопасность труда на предприятии социально-демографическая структура коллектива морально-психологический климатом в нем и др. и т. д. 2. субъективные: личностные характеристики работников (пол, возраст, образование, стаж, воспитание, профессия, личный опыт, профессиональная культура и т. д. ). Отношение к труду работника проявляются через показатели: · уровень выполнения производственных заданий, · качество выполненной работы, · состояние дисциплины труда · степень инициативности и т. д. Мотивация трудовой деятельности и самооценка удовлетворенности трудом представляют внутреннее состояние человека, внешнее же проявление его отношения к труду выражается в трудовом поведении, в определенной социальной активности. Раздел 5. УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОМ И СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 236. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |