Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4.3. Мотивация и стимулирование труда




Среди социальных отношений, возникающих в процессе взаимодействия людей на предприятии, важнейшим можно признать отношение работников к труду. От него зависит состояние реализации на производстве человеческого фактора, зачастую решающего среди факторов эффективности.

Отношение к труду характеризует степень использования возможностей человека для высокопроизводительной и высокоэффективной деятельности на предприятии.

Определяющие воздействие на формирование отношение к труду оказывает мотивация трудовой деятельности, а так же группа объективных и субъективных аспектов.

Мотивация– совокупность внутренних побудительных сил (потребностей, ценностей т.д.) и внешних побудительных сил (стимулов) повышение трудовой активности работников.

ВНУТРЕННИЕ ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ:

    Потребностипервоисточник мотивации, нужда в том, что необходимо для существования личности (коллектива, общества), их нормального функционирования.

Первичные — физиологические потребности человека в пище, одежде, жилье, продлении рода и др. определяют самое необходимое для его жизни.

Потребности более высокого порядка — духовные, культурные, интеллектуальные, социальные определяют положение человека на производстве и в обществе. К последним относится и потребность в труде.

Будучи осознанными, потребности принимают форму интересов к различным благам, объектам, видам деятельности, способным удовлетворить потребность. Реальные интересы побуждают человека к определенным социальным действиям.

Ценностиэто представление человека о значимости для него различных явлений, предметов, о главных целях.

Ценностями для человека, прежде всего, являются:

· Благополучие

· Богатство

· Мастерство (квалификация)

· Просвещенность

· Власть

· Уважение (статус, престиж, слава, репутация)

· Моральные качества (доброта, великодушие, справедливость).

Одной из форм ценностей представляются идеалы как высшая цель, как абсолютное сочетание положительных качеств и свойств явлений, предметов, личности.

Ценностные ориентацииэто избирательное отношение человека к ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выражающихся в поведении.

На основе ценностных ориентаций решается вопрос о выборе профессии, смене места жительства, места работы.

Мотивы (от фр. слова двигать) это осознанное отношение к своим действиям, поступкам, это внутреннее обоснование того, что побуждает деятельность, ради чего она совершается.

С помощью мотива человек оправдывает свое поведение.

Мотивы могут иметь разный характер:

· материальные мотивы отражают потребность в зарабатывании средств на жизнь,

· духовные мотивы определяются интересом к содержательной части работы

· социальные мотивы выражают стремление к занятию какой-либо социальной роли в коллективе и т.д.

Виды мотивов

· Мотив стадности – потребность быть в коллективе

· Мотив личной аффирмации – самоутверждения (свойственен для работников высокой квалификации).

· Мотив самостоятельности – стремление быть хозяином.

· Мотив стабильности – чтобы кто-то решал за тебя как жить (свойственен для женщин).

· Мотив приобретения нового.

· Мотив справедливости.

· Мотив состязательности.

 

Мотивы, как правило, существуют не в чистом виде, а во взаимосвязи друг с другом, образуя мотивационное ядро.

Под мотивационным ядром понимают совокупность 3-х основных групп мотивов, которое определяет трудовое поведение работников:

1. мотивы обеспечения

2. мотивы признания

3. мотивы престижа (реализациии социальной роли).

Характерным для мотивов является их большая подвижность, изменчивость.

Если же отношение человека к определенной ситуации характеризуется стабильностью, большей готовностью к непосредственным действиям, то такое отношение называется установкой.

ВНЕШНИЕ ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ:

Стимулы это силы, оказывающие внешнее воздействие на человека с целью побудить его к определенному трудовому поведению, причина его заинтересованности в совершении чего-нибудь.

Классификация стимулов

1. В зависимости от потребностей:

1. Материальные:

а) денежные – зарплата, премии, надбавки, доплаты

б) неденежные – путевки на лечение, отдых

                       кредиты на покупку жилья

                       проездные на транспорт

                       условия труда

                       организация первоклассных рабочих мест.

1. Нематериальные:

а) социальные –      престижность труда;            

                            возможность профессионального роста;

                            возможность самоутверждения.

б) моральные –       устная похвала;

                            вынесение благодарности;

                            награждение грамотой, медалями, орденами, подарками;

                            присвоение почетных званий;

вынесение на доску почета.

в) творческие - возможность самовыражения, самосовершенствования

г) социально-психологические – возможность общения, причастности к трудовому коллективу.

2. В зависимости от направленности:

1. Поощряющие:

Материальные;

Нематериальные;

Индивидуальные;

Коллективные.

2.Блокирующие:

лишение премий;

замечание;

выговор;

перевод на нижеоплачиваемую должность.

Порог действенности стимулов – для разных работников может быть совершенно разный. Это должно учитываться при определении нижнего порога стимулирования.

Рекомендации по стимулированию (правила):

1. Материальные стимулы должны подвергаться коррекции в сторону повышения, поскольку сразу же после повышения вознаграждения формируется более высокий уровень притязаний, другое представление о размере вознаграждения за тот же труд.

2. Стимул имеет одномоментный характер действия. Между результатами труда и его оплатой должен быть минимальный разрыв. Большинство людей предпочитают получить меньше, но сразу, чем больше, но позднее («дорого яичко к Христову дню»).

На формирование отношения человека к труду и его соответствующее поведение также влияет большая группа объективных — внешних и субъективных - внутренних факторов.

1. объективные:

социально-политическая обстановка в стране

экономическое состояние региона и отрасли

санитарно-гигиеническое состояние производственной среды,

уровень организации оплаты труда,

безопасность труда на предприятии

социально-демографическая структура коллектива

морально-психологический климатом в нем и др.

 и т. д.

2. субъективные:

личностные характеристики работников (пол, возраст, образование, стаж, воспитание, профессия, личный опыт, профессиональная культура и т. д. ).

Отношение к труду работника проявляются через показатели:

· уровень выполнения производственных заданий,

· качество выполненной работы,

· состояние дисциплины труда

· степень инициативности и т. д.

Мотивация трудовой деятельности и самооценка удовлетворенности трудом представляют внутреннее состояние человека, внешнее же проявление его отношения к труду выражается в трудовом поведении, в определенной социальной активности.

Раздел 5. УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОМ И СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 190.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...