Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3.1. Рынок труда в системе рыночного хозяйства




 

Под рынком труда донимают систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы, или с ее куплей и продажей. На рынке труда одна сторона (продавцы) представлена лицами, ищущими подходящую работу, другая (покупатели), работодателями-предпринимателями или их представителями.

Ценой рабочей силы (ценой труда)является заработная плата.

Результатом удовлетворения взаимного интереса работника и работодателя является договор найма, трудовой договор или контракт.

Рынок труда реализуется через государственную и коммерческие службы занятости (биржи труда), а также непосредственно через кадровые службы предприятий и учреждений или напрямую между работником и работодателем.

Применительно к соотношению, складывающемуся м/у предложением труда и спросом на него используют понятие «конъюнктура рынка труда».

Возможны 3 типа конъюнктуры:

1) дефицит работников, когда рынок испытывает недостаток предложения труда.

2) безработица, когда на рынке труда имеется избыток предложения труда.

3)  равновесие, когда спрос на труд соответствует предложению.

 

Механизм функционирования рынка труда

Механизм функционирования рынка труда (формирование определенного уровня ставок заработной платы на рынке труда) подчиняется общим закономерностям взаимодействия спроса и предложения на товары любого вида.

    Применительно к товару «рабочая сила» эта закономерность проявляется следующим образом:

Механизм спроса на труд

На изменение спроса на труд влияют следующие факторы:

1) цена труда;

2) спрос на продукт;

3) объем производства;

4) используемые технологии.

Возможны 2 варианта изменения спроса на труд в зависимости от его цены, а в результате сокращение занятости:

1) эффект масштаба. Сокращение занятости происходит следующим образом: при росте зарплаты возрастает себестоимость продукции, и как следствие, цена на нее. В результате спрос на продукцию падает, объем выпуска производители вынуждены уменьшить, спрос на рабочую силу снижается, занятость сократится.

2) эффект замещения. Сокращение занятости происходит следующим образом: при повышении з/п производители пытаются найти пути снижения себестоимости ч/з капиталоемкое производство, трудосберегающие технологии, в результате применения которых уменьшается занятость работников. Т.е. в процессе производства капитал заменяет рабочую силу.

Взаимосвязь между зарплатой и занятостью представлена кривой спроса

Если по оси абсцисс отразить количество труда (Р), а по оси ординат — ставки заработной платы (3), то указанная зависимость может быть выражена нисходящей кривой спроса С — С. . Кривая спроса показывает, что по мере роста з/п спрос на труд снижается. Спрос на работников определенной квалификации с низкими ставками зарплаты выше, чем на работников такой же квалификации с высокими ставками. Подобная зависимость называется законом спроса.

 

 

Когда меняется зарплата, без учета воздействия других факторов, спрос на труд движется вдоль кривой (меняется объем спроса). Но когда действуют другие факторы, такие как спрос на продукт, изменение объемов производства, цена капитала, то сдвигается сама кривая спроса на труд (меняется сам спрос).

Например, при повышении цены капитала эффект масштаба сдвигает кривую спроса на труд влево (спрос падает), а эффект замещения – вправо (спрос растет).

А при снижении цены капитала, наоборот. Эффект масштаба смещает кривую спроса труда вправо (стимулируется рост производства и занятость, спрос на труд растет), а эффект замещения – влево (рост капиталоемкого производства снижает занятость, спрос на труд падает).

 

Механизм предложения труда

Предложение труда зависит от следующих факторов:

1. цена труда;

2. престижность труда;

3. условия труда и т.д.

Зависимость изменения предложения труда от его цены отражена кривой предложения. Эта зависимость обозначена на графике кривой предложения П — П. Кривая предложения труда показывает, что при росте з/п, без учета других факторов, предложение труда растет. Эта зависимость получила название закона предложения труда.

Закон предложения гласит, что число ищущих работу определенной квалификации и согласных на низкие ставки меньше, чем число претендующих на высокие ставки заработной платы при той же квалификации.

При изменении ставки по какой-либо должности меняется объем предложения ( предложение движется вдоль кривой).

Но если зарплата по другой должности увеличится (при не изменении прочих факторов), то часть работников изменят свое намерение работать на предыдущей, и выберут ту должность, где зарплата стала выше. Это приведет к смещению кривой предложения влево (предложения труда вырастет).

 

 

 

 

3. Механизм взаимодействия спроса и предложения.

В точке пересечения кривых спроса и предложения (Р) – Е - согласно классической теории (крест Маршала) определяется равновесная ставка заработной платы (Зр) и равновесный уровень занятости данного вида труда (Т).

Это означает, что при ставке заработной платы Зр и при числе нанятых работников Тр предложение равно спросу, или иначе: количество работников, которое предприниматели хотят нанять, соответствует числу работников, согласных работать на предложенных условиях оплаты труда.

 

Возможны варианты изменения равновесия:

1) з/п ниже рыночного равновесия. Спрос будет высоким, предложение низким. Ситуация дефицита работников. Работодатели будут конкурировать за работников, что может привести к повышению з/п. Возможно, большее число работников приступит к поиску работы или работодатели ограничат прием. 

2) з/п выше рыночного равновесия. Спрос низкий, предложение превышает спрос. Ситуация безработицы. Образуется избыток работников, у работодателей появляется возможность нанять квалифицированных специалистов за более низкую з/п, причем в большем количестве. Некоторые (например, безработные) будут довольны, а др. станут искать работу в др. местах, где з/п выше. Итак, з/п пойдет вниз, а спрос и предложение будут приближаться к равновесию.

С понятием рынка труда связано такое явление как конкуренция.

Конкуренция на рынке труда – это соперничество независимыми покупателями и продавцами рабочей силы.

Виды конкуренции на рынке труда:

1) за привлечение работников

2) за замещение вакантных должностей

3) за изменение условий оплаты труда и т.д.

 

Виды рынков труда

1) национальный – это такой рынок, где трудовые ресурсы привлекаются со всей территории страны.

2) местный - привлекаются с определенного региона, территории.

3) Внутренний -отношения в сфере найма строятся внутри предприятия.

Так же рынок труда можно рассматривать в широком и узком смысле слова:

· В широком - это совокупный рынок, охватывающий все совокупное предложение (все экономически активное население) и совокупный спрос (общая потребность экономики в труде).

· В узком смысле - это текущий рынок, составляющий часть совокупного рынка и определяющийся количеством вакансий и лиц занятых поиском работы.

Текущий рынок подразделяется на 2 части:

1) открытый, на котором предложение охватывает людей, ищущих работу, в т.ч. нуждающихся в переподготовке, и подготовке, а спрос характеризуется вакантными местами.

2) скрытый рынок включает лиц, которые формально заняты в хозяйстве, но без ущерба для производства могли бы быть высвобождены.

Оба этих рынка имеют официальную (зарегистрированную) и неофициальную части.

Характеристики рынка труда

Для изучения структуры, емкости рынка труда, его контингента применяют такие характеристики как сегментация и гибкость.

Сегментация – это разделение рынка труда на устойчивые, замкнутые сегменты (группы), лимитирующие движение работников своими границами.

Деление происходит по объединяющим признакам:

· по географ. положению.

· социально-демографическим характеристикам (пол, возраст)

· уровень образования, квалификация, стаж работы

В связи с сегментированием возникла теория двойственности рынка труда, в которой предлагается деление его на первичный и вторичный.

Первичный рынок содержит стабильные хорошо оплачиваемые работы, работы с возможностями служебного роста, связанного с высококвалифицированным трудом.

Вторичный представлен низкооплачиваемыми не стабильными работами с низким уровнем з/п и отсутствием возможности продвижения по службе.

Согласно др. теории под первичным рынком понимают ядро трудового коллектива, для которого характерна стабильная занятость. Вторичный рынок – это периферийная часть раб. силы, включающая частично занятых, сезонных работников, работников по контракту, которые при снижении V производства в первую очередь подлежат увольнению.

Кроме сегментации важной характеристикой рынка труда является его гибкость.

Гибкость – это возможность изменения рынка труда. Может быть видов:

1) количественная гибкостьвыражающаяся в изменение количества занятых, уровня з/п в результате изменений отдельных факторов на рынке труда (рождаемость, смертность).

2) функциональная гибкость- предполагающая изменения на рынке труда в результате изменения качественных факторов, таких как внедрение гибких режимов труда и занятости, изменения в системах оплаты труда и т.д..

 

Модели рынка труда

Модели рынка м. Различаться в зависимости от их назначения степени конкуренции, влияние профсоюзов.

1) чисто конкурентный рынок

2) модель монопсонии

3) модель с учетом действия профсоюза

4) модель двусторонней монополии

 

1) чисто конкурентный рынок - характеризуется след. чертами:

· Большое число фирм конкурирует друг с другом при найме конкретного вида труда

· Многочисленные квалифицированные рабочие, имеющие одинаковую квалификацию, независимо друг от друга предлагают данный вид услуг труда

· Ни фирмы, не рабочие не осуществляют контроль над рыночной ценой.

2) Монопсония - т.е. монополия одного покупателя, для нее характерны следующие черты:

· Количество занятых в данной фирме составляет основную часть занятых каким-либо конкретным видом труда.

· Данный вид труда является относительно немобильным, либо в силу географических факторов, либо если рабочие нашли альтернативу применения своего труда

· Фирма диктует какой д.б. з/п, т.е. ставка з/п которую фирма д. выплачивать. Находится от количества принимаемых рабочих

3) С участием профсоюзов. Для этой модели характерны активные действия профсоюзов, направленные на повышение з/п. Они могут добиваться этой цели след. образом:

· Ч/з увеличение спроса на продукт повышения на трудовые услуги с помощью рекламы, полит. лоббирования для получения контрактов на различные виды работ путем применения численности раб. силы, независимо от потребностей в них

· Ч/з рост производительности труда, для чего создаются рабочие административные комитеты

4) Двусторонняя монополия. Данная модель рынка труда характерна для условий монопсонического рынка, на котором действуют сильные отраслевые профсоюзы.

Теории рынка труда

Выделяют четыре подхода к изучению занятости и механизма функционирования рынка труда:

1.) классическаятеория.

Сторонники теории – Д.Рикардо, Дж. С. Милль, А. Маршалл.

Основные положения теории:

· полная занятость есть норма рыночной экономики;

· конкуренция на рынке труда исключает вынужденную безработицу;

· наилучшая экономическая политика – политика невмешательства государства;

· рычагами регулирования являются цена и заработная плата.

2.) неоклассическаятеория.

Сторонники теории – Дж. Перри, М. Фелдстайн, Р. Холл.

Основные положения теории:

· безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие, носит добровольный характер, а ее причиной является отказ работников трудиться за меньшую зарплату;

· поиск рабочего места – это явление, вызывающее нестабильность рынка труда;

· рычагом регулирования является цена рабочей силы;

· влияние профсоюзов, вмешательство государства нежелательно.

3.) кейнсианская теория.

Сторонники теории – Дж. Кейнс, Р. Гордон.

Основные положения теории:

· в экономике нет механизма, гарантирующего полную занятость, полная занятость скорее случайна, чем закономерна;

· цена рабочей силы жестко фиксирована и практически не меняется, особенно в сторону уменьшения;

· рычагом регулирования является не цена рабочей силы, а государство, которое, изменяя совокупный спрос, может ликвидировать неравновесие на рынке труда.

4.) монетаристстская теория.

Сторонники теории – М. Фридмен (Нобелевский лауреат 1976 г.), Ф. Кейген, Д. Майзельман, К. Бруннер, А. Мольцер.

Основные положения теории:

· рыночное хозяйство стремится к самоналаживанию;

· государственное вмешательство ведет к нарушению нормального хода хозяйственного развития;

· установление государством минимального уровня зарплаты , профсоюзы усиливают рыночное неравновесие;

· для уравновешивания рынка труда целесообразно использовать такие рычаги, как учетная ставка Центробанка, размеры обязательных резервов коммерческих банков на счетах Центробанка.

· деньги – решающий фактор косвенного регулирования экономики. Нехватка денег ведет к экономической депрессии.

Российское правительство проводит экономическую политику, опираясь на монетаристскую теорию, а основной посылкой при регулировании рынка труда является финансовая политика.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...