Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Концепции занятости в классических и современных западных теориях.




Классические теории занятости представлены:

· Смит и Рекардо

· Петти

Являются основателями теории трудовой стоимости. Они считали, что проблемы регулирования занятости не существует, поскольку рынок в состоянии его решить сам.

· К. Маркс

Он развил предыдущую теорию, дал определение раб. силы, ее стоимости, показал значение рынка труда.

Неклассические направление:

Представители: Маршал, Кларк, Пигу.

Пигу – основное положение изложил в книге «Теория безработицы», в которой он обозначил основные методы регулирования занятости. Согласно его теории во время депрессии сокращается занятость, снижается заработная плата, цены, но реальная заработная плата падает медленнее, поэтому спрос на продукцию предприятия сохраняется, что предопределяет переход к оживлению экономики и будущему росту занятости.

Кейс – оппонент Пилу, Кейс предложил иной подход к решению проблем по регулированию занятости. Достижение полной занятости он связывал не с уровнем полной заработной платы, а наоборот отвергал его ………… в качестве лекарства от безработицы.

Он предлагал меры бюджетного и кредитно-денежного регулирования. Иначе говоря, он предлагал компенсировать издержки производства с тем, чтобы не происходило свертывание производства и сохранялись рабочие места.

Современное неоклассическое направление - Фридман. Он автор гипотезы о естественной норме безработицы. 4-6 % - приемлемая безработица.

 

Безработица — это социально-экономическое явление, состоящее в том, что некоторая часть экономически активного населения страны какое-то время или постоянно не имеет работы и заработка.

Виды безработицы различаются причинами их возникновения:

Фрикционнаябезработицасвязана с переменой места работы по инициативе самих занятых, которые добровольно ищут более подходящую для себя работу (текучестью кадров). Такая безработица существует всегда и везде. Она составляет естественный уровень безработицы: в развитых странах - 6 %.

Структурнаябезработицавызывается изменением структуры производства под воздействием научно-технического прогресса, появления новых отраслей промышленности и оживания морально устаревших производств. В силу этого возникают диспропорции между предложением и спросом на рабочую силу.

Циклическаябезработица— самая болезненная — возникает в периоды спада производства, во время экономических кризисов, когда происходит массовое разорение предприятий, залповое сокращение числа занятых. Промышленные циклы (по Кондратьеву) имеют продолжительность 40-50 лет и связаны со сменой рабочих поколений.

Также различают:

Конверсионная безработица связана с сокращением производства при переходе на выпуск новой продукции или с изменением структуры спроса на рабочую силу.

Молодежная безработица обусловлена тем, что выпускники высших и средних специальных учебных заведений не находят спроса на свой труд в силу отсутствия квалификации, опыта работы или других причин.

Добровольная безработица – это нежелание работника выполнять определенную работу за определенную заработную плату или в неблагоприятных условиях труда.

Вынужденная безработица возникает, когда работник формально имеет рабочее место, но не получает плату за совой труд и не затребован в деятельности организации.

Частичная безработица – это занятость работника не полный рабочий день.

Институциональная безработица – это увеличение числа безработных из-за необоснованного раздувания социальных программ.

Застойной в мировой практике считается безработица продолжительностью более года.

Безработица характеризуется следующими показателями:

1.Уровень безработицы – определяется в процентах как отношение числа безработных к числу занятых и безработных (экономически активному населению) – по формуле

УБ = Б *100%

       З+Б

З - число занятых;

Б – число безработных.

2. Частота безработицы – устанавливается количеством случаев безработицы у одного человека за определенный период; ее рост свидетельствует о низком качестве рабочего места и плохих условиях труда или о значительной доле разовой работы, которую только могут найти безработные в кризисные периоды.

3. Длительность безработицы – характеризуются временем нахождения без работы, и определяется как средняя продолжительность пребывания без работы всех безработных, или отдельных ее  категорий, территорий и т.п.

Существуют два основных метода определения уровня безработицы:

1) периодически проводимые опросы семей (США, Япония и ряд др. стран);

2) подсчет поданных заявок в государственную службу занятости на получение пособия по безработице (Великобритания и др. страны).

    Существуют и др. методы, с использованием коэффициента, учитывающего скрытую безработицу.

Управление занятостью

Обеспечению занятости населения и преодолению негативных последствий циклической безработицы служит государственная политика в этой области, которая определена Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Основные направления этой политики следующие:

1. предоставление равных возможностей всем гражданам России в реализации права на труд и свободный выбор вида занятости;

2. поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду;

3. соблюдение принципа добровольности труда, в соответствии с которым обеспечивается свободное волеизъявление граждан в выборе профессий;

4. социальная защита в области занятости;

5. сочетание самостоятельности местных органов власти с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в решении проблем занятости населения;

6. координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;

7. поощрение работодателей в создании новых рабочих мест;

международное сотрудничество в решении проблемы занятости и некоторые другие направления.

На общегосударственном уровне органы управления занятостью населенияпредставлены Федеральной службой занятости населения России. Действуют также республиканские в составе РФ службы занятости и центры занятости населения в краях, областях, автономной области, автономных округах, в Москве и Санкт-Петербурге, центры занятости населения в районах и городах.

Обязанности службы занятости:

· анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информация о состоянии рынка труда;

· учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

· консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях к профессиям и работникам и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости;

· оказание услуг по трудоустройству;

· регистрация безработных, оказание им помощи, включая выплату пособий;

· организация разработки программ занятости с предусмотренными в них мерами социальной защиты различных групп населения;

· организация профессионального обучения и переобучения граждан.

 

Службы занятостиимеют право:

· запрашивать от всех структур информацию о предполагаемых изменениях, результаты которых ведут к высвобождению трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест;

· направлять на все виды предприятий трудящихся по вопросам трудоустройства,

· разрабатывать и выносить на рассмотрение органов исполнительной власти предложения об установлении минимального количества рабочих мест для трудоустройства;

· направлять незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы,

· оплачивать стоимость профессионального обучения и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу,

· выдавать пособия по безработице, приостанавливать или отменять выплату пособий.

Главной целью и конечным результатом функционирования центров занятости является обеспечение максимального трудоустройства незанятого, ищущего работу трудоспособного населения и высвобождаемых работников, а также их социальная защита.

В России создан государственный фонд занятости населения, который образуется:

за счет обязательных страховых взносов работодателей,

обязательных страховых взносов с заработка работников,

средств республиканских и местных бюджетов,

добровольных взносов предприятий, учреждений, общественных организаций и граждан

других поступлений.

Средствами этого фонда распоряжается Федеральная служба занятости населения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...