Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Личность и коллектив в педагогической системе А.С. Макаренко (1888-1939)




В 1920-1928 гг. – заведующий колонией для несовершеннолетних правонарушителей под Полтавой, названную им. А.М. Горького (опыт работы описан в книге «Педагогическая поэма»).

1928-1935 – руководитель коммуны имени Ф.Э. Дзержинского в Харькове, созданной по типу колонии им. Горького (опыт работы описан в книге «Флаги на башнях»). За это время вышли его книги «Марш 30-го года»  в 1932 г. и «Педагогическая поэма» в 1933 г.

Другие труды: «Книга для родителей», «Методика организации воспитательного процесса».

Макаренко А.С. создал новую концепцию воспитания трудных подростков. Цель воспитания – человек с гражданской направленностью, коллективист и общественник. Ключевая идея воспитания, по Макаренко, - «воспитание в коллективе, для коллектива, через коллектив». Коллектив – главный действующий субъект педагогического процесса. 

Жизнь колонии Макаренко старался организовать так, чтобы она выступала в первую очередь как творчество самого детского коллектива. Деятельность же воспитателя не должна быть заметна воспитаннику даже в самой малой степени. Способствуя движению и развитию коллектива, воспитатель тем самым решает и стоящие перед ним воспитательные задачи. 

Макаренко А.С. намечает стадии развития коллектива: знать последовательность

I. Руководитель предъявляет ясные решительные требования к еще неорганизованной группе детей. Это самая напряженная для руководителя стадия (должна быть непродолжительной)

II. Вокруг руководителя начинает сплачиваться актив – это группа воспитанников, которые принимают его требования. Через актив воспитатель предъявляет требования другим ребятам.

III. Активную позицию в коллективе постепенно начинает занимать каждый его член. Совместная деятельность, ориентация на успех, традиции делают коллектив единым организмом.

IV. Воспитание коллектива срастается с самовоспитанием, когда каждый воспитанник предъявляет повышенные требования к самому себе, строит жизненные планы и пр.

Т.о., в системе требований на разных стадиях формирования коллектива заключается первый и главный принцип воспитания в коллективе – принцип параллельного действия.

Благодаря воспитанию через коллектив одновременно воспитывался и коллектив, и личность. Каждый является неповторимой личностью, которую необходимо уважать. Но уважение должно основываться на требовательности: «Чем больше уважения к человеку, тем больше требования к нему». Отношения в коллективе носили характер ответственной зависимости – это второй принцип воспитания в коллективе, по Макаренко. Его признаки: 1) личные интересы согласовывались с интересами коллектива, 2) защищенность каждого члена коллектива от издевательств, лишений, дружественные отношения, 3) каждый воспитанник должен побывать в роли беспрекословного исполнителя требований руководителя и в роли руководителя, чтобы на практике осознать необходимость умения подчиняться и самостоятельно руководить. Это был метод перемены и сочетания ролей в учебно-трудовом коллективе. 

3-й принцип – принцип перспективных линий. По Макаренко, перспектива – это практические цели, понятные детям и сплачивающие их. Близкая перспектива – это «завтрашняя» радость, нечто лично интересное. это события, которые совершатся в ближайшие часы, дни, недели. Это множество разнообразных дел: различные и увлекательные уроки, спортивные занятия, экскурсии, прогулки и игры. 

Средняя – проект, отсроченный во  времени. Она содержит в себе наиболее крупные события в жизни школы, класса, ожидаемые в ближайшие месяцы. Это школьные балы, вечера, праздники, туристский слёт и походы, открытие спортивного сезона. 

Дальняя перспектива – это жизненно важная цель, необходимая и тебе, и коллективу, и обществу. Достижение целей рождает новые перспективы. Смена перспектив обеспечивает движение коллектива вперед. Далёкая перспектива включает события, ожидаемые через годы. В масштабах не только школы, но и города, района, республики или страны.

Макаренко сформулировал и обосновал важнейший закон жизнедеятельности детского коллектива, без которого не может существовать ни одна демократическая воспитательная система: «единство свободы и ответственности, единство прав и обязанностей личности».

Он категорически отвергал безнаказанность и вседозволенность по отношению к нарушителям. Среди форм воздействия коллектива он называл: беседу в кругу ближайших товарищей, бойкот, обсуждение на общем собрании. 

Макаренко отмечал необходимость трудового воспитания (так, в коммуне был организован настоящий производительный труд. Банк выдал коммуне ссуды на строительство, и в 1931 г. был построен металлообрабатывающий завод, производящий очень сложную для того времени продукцию, напр., фотоаппарат ФЭД).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 901.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...