Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Воспитательная система вальдорфских школ.
Их основатель Рудольф Штайнер, утверждавший, что становление личности ребенка должно осуществляться в гармонии с его физическим и психическим развитием, с природой и окружающим миром. Вальдорфские школы призваны одновременно развивать тело, интеллект (дух) и нравственность (душу) человека. Главный организационный принцип - принцип свободы, обязательно подразумевает ответственность. В школе нет директора. К решению важных вопросов привлекаются родители - инициаторы открытия школы. В вальдорфских школах нет общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям предоставляется полная самостоятельность в выборе содержания, форм, методов образовательного процесса. В вальдорфской педагогике стержнем развития личности является культура, под которой понимают все, что окружает людей. Поэтому религия, фольклор, различные ремесла, занятия музыкой, ИЗО, театр, интегрированные знания о мире составляют основу содержания разнообразной деятельности учителей и школьников. Для учеников обязательна работа на земле, т.к. главный принцип трудового воспитания - видеть результаты своего труда. Яркое слово учителя, природные материалы, игра, творчество — основные средства обучения и воспитания. Учителя опираются на глубокие знания индивидуальных особенностей детей, на их душевные переживания, которые становятся стимулом к осознанию детьми своего «Я». При этом от образно-художественного представления дети постепенно переходят к интеллектуальному. Вальдорфские учителя считают, что главное в образовании - развитие способности чувствовать, умения творчески созидать, развитие художественного вкуса. Учителя обходятся без отметок. Суждения-советы они высказывают в своих пожеланиях ученику. 3. Педагогические идеи Януша Корчака (1878-1942). Настоящее имя - Эрш Хе́нрик Го́льдшмит. Я́нуш Ко́рчак - выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Труды: «Воспитательные моменты»; «Как любить ребёнка»; «Право ребёнка на уважение»; «Шутливая педагогика»; «Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых». Педагогические принципы: 1. Принцип любви к ребёнку. 2. Принцип реальной выполнимости требований, предъявляемых ребёнку. 3. Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя. 4. Признание того, что дети - разные. 5. Своеобразное представление о правах ребёнка: « - Право ребёнка на смерть, - Право ребёнка на сегодняшний день, - Право ребёнка быть тем, что он есть" (Ребёнок в семье) 6. Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания 7. Нужно готовить ребёнка к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой). 8. Право ребёнка на уважение. 9. Педагогика - наука о человеке. Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Детей нет - есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…» (Как любить ребёнка) Основные направления развития современной зарубежной гуманистической педагогики В основе западных психолого-педагогических течений XX в. лежат представления о личности как высшей ценности жизни, самореализации, осуществления человеком своего предназначения. Основатели гуманистической психологической школы - А. Маслоу, К. Роджерс. Абрахам Маслоу (1908-1970) считал, что в основе личности заложена мотивационная сфера, т.е. то, что движет человеком. Эта сфера представлена иерархией потребностей, высшей из которых является потребность в самореализации и самоактуализации (полное проявление и развитие задатков, способностей, возможностей и талантов). Реализация потребности в самоактуализации по-настоящему воплощает сущность человека. К сущностным характеристикам таких людей Маслоу отнес: · автономность (относительную независимость от физического и социального окружения), · непосредственность оценок (умение восхищаться простыми радостями жизни - распустившийся цветок, восход солнца), · творчество (только ему присущая оригинальность во всех видах деятельности - как у детей), · чувство юмора, которое близко к философии (т.е. шутка имеет к.-л. значение), · различение целей и средств (средства подчинены целям), · демократичность. Самоактуализирующийся человек потенциально обладает огромным влиянием на воспитанников. Учение должно направляться «изнутри», а не «извне». Труды: «Теория человеческой мотивации», «Мотивация и личность» и др. Карл Роджерс (1902-1987). Фундаментальный компонент личности - «Я-концепция», которая формируется в процессе взаимодействия субъекта с социальной средой. Важнейшая характеристика зрелой личности - ее открытость для опыта, что обеспечивается гибкостью, непрерывным изменением, совершенствованием своего «Я». По Роджерсу, источник развития и личностного роста находится в самом человеке. Человек, по Роджерсу, является субъектом своей жизни, он свободен в выборе своих поступков, принятии решений, проявляет самостоятельность и ответственность, стремится к саморазвитию и личностному росту. Чтобы данные потенциальные возможности реализовались, педагогу необходимо соблюдать 5 условий значимого учения: § наполненность содержания общения жизненными проблемами учащихся, вопросами, которые они хотели бы разрешить. § Адекватное поведение учителя переживаемым состояниям, проявление своих человеческих качеств, § Понимание чувств ученика, принятие его таким, какой он есть, позитивное отношение. § Диалогичность. Знания не должны навязываться. § Опора на стремление учащихся к творчеству, свободному проявлению желаний. Если образование таким образом ориентируется на человека, то его результатом будут изменения, происходящие в личности, в ее развитии и росте (а не просто количество или качество усвоенных знаний). Это изменения следующего рода: человек начинает воспринимать себя по-иному, он более полно понимает себя и свои чувства, становится более уверенным в себе и автономным, ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело, начинает понимать и принимать других людей, становится более похожим на того человека, которым хотел бы быть и др. Труды: «Становление личности», «Свобода учиться» и др. Тема 9. Отечественная школа и педагогика советского периода
Реформирование народного образования после революции 1917 г. После Октябрьской революции советскому государству необходимо было создать новую школу. Среди важных воспитательных задач в школе стояло формирование активного, политически развитого строителя социалистического общества, патриота Советской страны. 9 ноября 1917 г. был подписан Декрет об учреждении государственной комиссии по просвещению для руководства народным просвещением. Народный комиссариат просвещения возглавляли А.В. Луначарский (нарком), а также М.Н. Покровский и Н.К. Крупская. Перед комиссариатом были поставлены задачи достижения всеобщей грамотности населения, введения всеобщего и бесплатного обучения, организации учительских институтов, создания человека нового типа. Огромный вклад в дело реформирования образования после 1917 г. внесли П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Н.Н. Иорданский, М.В. Крупенина, Е.Н. Медынский, И.Ф. Свадковский и др. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 527. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |