Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философско-педагогические идеи и практика Л.Н. Толстого 




Три периода педагогической деятельности Л.Н. Толстого.

1-й период деятельности (1859–1862 гг.). Толстой сам работает учителем в школе, которую он организовал в своей родовой усадьбе Ясная Поляна, а также старается привлечь учителей из числа студентов университета. Одним из его педагогических  принципов было свободное воспитание - процесс самопроизвольного раскрытия высоких нравственных качеств, присущих детям, - при осторожной помощи педагога. Цель воспитания - способствовать развитию в ребенке гармонии качеств, которые он несет в себе. Не отрицая специальных воспитательных методов обучения, Толстой отмечал, что главное – не заслонить ими личность ребенка. 

В 1862 г. Толстой начал издавать журнал «Ясная Поляна», в котором освещал работу школы и свои педагогические наблюдения. 

2-й период (1872-74 гг.). Дидактические взгляды Толстого. 1) обучение – многосторонний процесс активного и обязательного усвоения учебного материала. Толстой отмечал важность творческой  переработки и самостоятельного обобщения знаний. 2) условия успешности обучения: сознательность, доступность, посильность, наглядность, учет интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, хорошие взаимоотношения между учителем и детьми. 3) классная дисциплина НЕ должна быть основана на угрозах и принуждении, она устанавливается и поддерживается детьми, увлеченными работой. 

Отрицательные моменты дидактических взглядов: 1) не придавалось значения структуре урока, Толстой считал, что важнее не стеснять свободу ребенка и способствовать его развитию интересным преподаванием. 2) Сообщение знаний не имело определенной формы. Толстой ограничивался лишь несколькими учебными предметами: грамота, счет, закон Божий, т.к. образование крестьян должно иметь практическую значимость.

В эти годы он издает учебные пособия: «Азбуку» («Новую Азбуку»), 4 «Книги для чтения».

3-й период(80-е гг. до конца жизни). Толстой критикует современную ему систему нравственного воспитания, которая зачастую сводится к воспитанию хороших манер. Толстой проповедует «панморализм» - идею подчинения всего морали. В основу нравственного воспитания он ставит свою «толстовскую» религию, развивая идею всеобщей любви к людям, всепрощения, смирения, увеличения добра в мире каждым человеком, а также идею ненасилия, подразумевавшую неоспоримую ценность каждого живого существа. Т.о.,  основа обучения и воспитания, по Толстому, состоит в приобщении учащихся к единому для всех людей универсальному смыслу человеческого бытия. 

       Педагогические воззрения Толстого получили развитие в институте развития образования  г. Тулы, где в 1990 г. была создана научно-исследовательская лаборатория «Школа Л.Н. Толстого». В учебный план начальной школы включены новые предметы «Азбука», «Круг чтения», «Чаша жизни», «Природа и труд». 

Педагогические идеи К.Н. Вентцеля

Вентцель К.Н. - абсолютизировал идеи свободного воспитания и пытался воплотить их на практике. Для характеристики взаимодействия взрослых и детей Вентцель использует термины «сотрудничество», «воспитывающее обучение» - взаимодействие в форме свободного духовного общения, при котором педагог становится другом ребенка, его старшим товарищем.

Особенности свободного воспитания К.Н. Вентцеля: - отделение школы от государства (т.к. государство требует воспитания молодежи по образцу), - отказ от оценок и экзаменов, - предоставление учащимся права выбора уроков, учителей, непосещения школы и даже ухода из семьи. 

Эти замыслы Вентцель попытался реализовать в 1907 г. в Москве, когда одно воспитательное заведение было преобразовано в Дом свободного ребенка - свободную общину детей 5-10 лет, родителей, педагогов. Здесь дети через полную свободу и на основе самодеятельности должны были получать образование. Основные методы обучения: – освобождения в ребенке творческих сил; - пробуждения и поддержания в нем духа исследования; - приведения ребенка в состояние наибольшей активности. Формы обучения – естественные разновозрастные группировки, образующиеся в силу совпадения целей и для их достижения. Но через 2 года Дом был закрыт, т.к. без организованного обучения и воспитания дети проводили время в праздности, а педагоги боялись  чем-то ущемить их волю (и нарушить чистоту эксперимента). Т.е. свобода в образовании была доведена до абсурда.

Он впервые в России написал «Декларацию прав ребенка» в 1917 г., в которой отмечал, что «ни один ребенок не может быть насильственно принуждаем к посещению того или другого воспитательного или образовательного учреждения». Все это должно способствовать становлению свободной и независимой от внешних негативных влияний личности. 

Педагогические взгляды П.Ф. Каптерева

Труды: «Педагогическая психология», «Педагогический процесс», «Энциклопедия семейного воспитания», «Эвристическая форма обучения в народной школе» и др.

1919-1922 г. - Каптерев П.Ф. работал в Воронежской губернии, в частности с 1921 г. профессором и деканом педагогического факультета Воронежского университета.

Ученый огромное внимание уделял школьному образованию. Он предложил новое научное понятие «Педагогический процесс», понимая под ним единство биологического (природного, генетического) и социального (культурного, общественного) в процессе развития ребенка. 

Этим он продолжил развитие антропологического направления в отечественной педагогической науке. В своем труде «Педагогическая психология» Каптерев утверждал, что в педагогике необходимо учитывать данные физиологии, а также психологии как фундаментальной науки о развитии психики ребенка. Педагогика как прикладная наука  должна иметь научное представление о психических явлениях, лежащих в основе педагогической деятельности.

Определяя сущность педагогического процесса, Каптерев П.Ф. отмечал, что главное – не простая передача культурных приобретений человечества, а саморазвитие ученика, направляемого учителем. Воспитание должно бороться с детскими недостатками во имя определенного идеала. Саморазвитие и усовершенствование личности по идеалу Каптерев называл составляющими педагогического процесса. 

В осознании того, что человек вне общества жить не может, в воспитании доброго общественника состоит сущность педагогического идеала, по Каптереву. Среди основных свойств доброго общественника он называл: самоуважение, уважение личности другого, самодеятельность, инициативу. Очень важно, чтобы входя в общество, человек сохранил свое своеобразие.

Наиболее приемлемой формой обучения и лучшим средством, возбуждающим умственную активность, является эвристическая форма. Учитель не должен сообщать законы и формулы, а лишь следить за их правильной выработкой и умело руководить, задавая наводящие вопросы. Эта форма ничего не дает ученику без его собственных усилий. Ребенок должен понимать материал, а не просто его заучивать. 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 716.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...