Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принцип народности в педагогической системе




Тема 4. Школа и педагогика в XVI-XVII вв. 

Развитие просвещения в Русском государстве в XVI - XVII вв.

В XVI-XVII вв. Украина и Белоруссия находились под гнетом Польско-Литовского государства. С целью борьбы с национальным и религиозным угнетением стали создаваться братства и братские школы. Обучение носило религиозный характер. Однако было немало светских предметов. В школы принимались дети разных сословий. Для посещения школы было установлено четкое время, пропуски запрещались. За непослушание детей нестрого наказывали, но если учитель допускал проступки, его изгоняли из братства (а не только из школы).

В связи с необходимостью создания высших учебных заведений в 1632 г. была создана Киевско-братская академия. Обучение велось на латыни. Классов стало 8.

Во второй половине XVII в. на Руси возникает ряд учебных заведений: греко-латинская школа Чудова монастыря, училище словесных наук и греческого языка и мн. др. Но самое яркое событие – открытие в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии в Москве. В академии преподавались богословие, а также языки, философия, риторика, логика и др. светские науки. В академии были 1 подготовительный и 8 основных классов. Целью ставилась подготовка образованных людей для церкви и управления государством.

В целом, к концу XVII в. наметилась тенденция к построению образовательных учреждений по западному образцу, к созданию системы регулярных учебных заведений. Ослабевает связь между образованием и церковью. Простому народу образование становится все менее доступно.

 



Тема 6. Педагогическая мысль Западной Европы в конце XVIII -XIX в.

Философско-педагогические взгляды И.Ф. Гербарта (1776-1841).

Иоганн Фридрих Гербарт – немецкий педагог, философ. Основные труды: «Общая педагогика…», «Очерк лекций по педагогике». 

Педагогическая система И.Ф. Гербарта содержит 3 раздела: управление, обучение, нравственное воспитание. 

Управление в педагогической системе Гербарта И.Ф.

Задача управления – поддержать порядок в данный момент, сохранить установленный порядок. Управлению Гербарт отводит особое место в своей системе и указывает основные средства управления: угроза, надзор, приказания и запрещения. В случае нарушений Гербарт предлагает применять следующие наказания: лишение пищи, свободы, телесные наказания, запись в штрафной журнал (Кондуит), а в исключительных случаях – изгнание из школы и дома. 

Однако при этом И.Ф. Гербарт указывал на роль авторитета и  любви в управлении, умения занять детей, заполнить их время живым, интересным занятием. Т.о. ему не удалось полностью отделить управление от «подлинного» воспитания.

Теория обучения Гербарта И.Ф.

Центральное место в педагогической системе Гербарта занимает теория обучения. Однако обособленных процессов обучения и воспитания не существует – имеется единый сложный процесс – воспитывающее обучение. Основная задача обучения – развитие всестороннего интереса. 

Гербарт выделил 4 элемента обучения: ясность, ассоциация, система и метод. знать последовательность

Ясность – выделение нового объекта и его углубленное рассмотрение. Методы преподавания: наглядность, рассказ, объяснение.

Ассоциация – переход от одного представления к другому, но пока нет систематичности. Метод преподавания: беседа.

Система – установление связей между явлениями, определение их места по отношению друг к другу. Здесь производятся теоретические обобщения, выводятся законы, усваиваются новые знания. Методы преподавания: обобщение, систематизирующее изложение учителя.

Метод – знание, приведенное в систему, применяется по отношению к новым фактам и явлениям, применяется на практике. Методы преподавания: решение задач, выполнение учащимися самостоятельных работ.

Нравственное воспитание в педагогической системе Гербарта. 

Гербарт разработал 6 путей нравственного воспитания:

a. Удерживающее – удержать от плохих поступков.

b. Определяющее – добиться от детей умения устанавливать свое поведение на основании собственного опыта.

c. Установление правил поведения, когда ребенок становится существом размышляющим.

d. Поддержание в душе воспитанника спокойствия и ясности.

e. Морализирующее – укрепление в душе ребенка принципов и привычек нравственного поведения путем одобрения или порицания.

f. Увещевающее – деятельность воспитателя постепенно должна уступать место самовоспитанию учащегося.



Тема 7. Школа и педагогическая мысль России XIX – начала XX в.

Педагогическая деятельность Ушинского К.Д. 

Ушинский К.Д. является основоположником педагогической науки.

1846-49 гг. – профессор камеральных наук (политэкономия, финансы, история, философия, гражданское право) в Демидовском юридическом лицее г. Ярославля. Был уволен за прогрессивные убеждения, переехал в Санкт-Петербург.

1849-1854 – чиновник Министерства внутренних дел. Параллельно работал в журналах «Современник», «Библиотека для чтения», где публиковал свои литературные произведения.        1854-1859 гг. – учитель, а затем инспектор Гатчинского сиротского института. Статьи: «О пользе пед. литературы», «О народности в общественном воспитании», «3 элемента школы».

1859-1862 гг. – инспектор Смольного института благородных девиц. Осуществил его реорганизацию. Уволен за неблагонадежность. Труды: хрестоматия по русскому языку «Детский мир», статьи «Родное слово», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Проект учительской семинарии». 1860-61 гг. - редактировал «Журнал министерства народного просвещения».

1862-67 гг. – командирован изучать постановку женского образования и начального обучения в Европе (Швейцария, Франция, Германия). Труды: книга для классного чтения «Родное слово» и методическое руководство к ней.

1867-1870 – вернулся в Россию. Выступает как общественный деятель. Фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». 

Взгляды на воспитание

Ушинскому принадлежит создание несуществующей до него области познания – педагогической антропологии. Искусство воспитания должно опираться на данные антропологических наук, на комплексное знание о человеке. Он утверждал, что педагогика должна стоять на фундаменте таких наук о человеке как анатомия, физиология, логика, философия, история и мн. др., но особенно психологии. Этой проблеме посвящен его главный труд «Человек как предмет воспитания…», где он обосновал предмет педагогики, ее основные закономерности и принципы.

Вообще, цель воспитания, по Ушинскому, - воспитание совершенного человека: гуманного, образованного, трудолюбивого, религиозного, патриота.

Придавая главное значение нравственному воспитанию, Ушинский важнейшими факторами воспитательного воздействия на ребенка называл личность педагога и семью. Но чтобы деятельность учителя не стала механической, ему необходимо постоянное самосовершенствование.

Выдвигая тезис двуединства обучения и воспитания, Ушинский главное значение придавал именно воспитательным задачам.

Учение о дидактике

Основным средством умственного, нравственного и физического развития Ушинский считал обучение. Обучение необходимо строить на основе учета возрастных, индивидуальных, физиологических и психологических особенностей ребенка. Ушинскому принадлежит создание всеобъемлющей теории обучения – ДИДАКТИКИ. Он выделил следующие принципы обучения:

1. Посильность и доступность – недопустимость чрезмерного напряжения или легкости, соответствие содержания возрасту ребенка.

2. Наглядность - обучение на непосредственно воспринимаемых образах.

3. Последовательность – изучение предметов от легкого к трудному. 

4. Сознательность – понимание материала, что стимулирует развитие самостоятельности.

5. Основательность и прочность усвоения. С целью предупреждения забывания и лучшего понимания нового необходимо повторение учебного материала, его углубление.

Принцип народности в педагогической системе

В основе педагогической системы Ушинского лежит принцип народности. Народность – это объективная потребность каждого народа в собственной системе обучения и воспитания со своими отличительными национальными чертами и творческими проявлениями. 

По мнению Ушинского, школа и воспитание в каждой стране должны строиться в соответствии с потребностями и особенностями конкретного народа, тогда как слепое подражание другому народу принесет только вред. 

В основу  обучения должен быть положен родной язык как лучшее выражение народности.

Одной из отраслевых наград Министерства образования РФ является медаль К.Д. Ушинского. Ею награждаются педагогические работники за значительные достижения  в области педагогики, психологии, дидактики; значительный вклад в совершенствование системы образования. 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 814.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...