Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Педагогические взгляды представителей дошкольного образования




Евгения Ивановна Конради(1838—1898)

Стремилась перестроить систему воспитания и образования молодого поколения, в частности систему семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста.

Статья “Что такое детские сады и при каких условиях должен быть прок от них

Критиковала систему Фребеля за излишний дидактизм, строгую формальную систематизацию игр и занятий, убивающих самодеятельность ребенка.

В работе с дошкольниками нужно отдавать предпочтение элементарным знаниям из естествознания, влияющим на развитие ума, чувств, памяти, фантазии.

Воспитательницами русских детсадов должны быть русские, многосторонне образованные женщины, умеющие творчески использовать идеи и указания опытных людей и применять свои методы и приемы воспитания детей

Главное умение в воспитании детей -пользоваться теми стимулами, которые как бы самопроизвольно вытекают из хода детского развития, так сказать, нужно “дисциплинировать детский организм изнутри наружу, а не снаружи внутрь”.

Главное место в воспитании детей отводила нравственному воспитанию — воспитанию нравственного сознания и чувств

 

Аделаида Семеновна Симонович(1844 - 1933)

В 1863 году открыла в Петербурге первый детский сад. Организовала журнал «Детский сад».

Ребенок 3-7 лет непременно должен воспитываться в детском саду вместе со сверстниками под руководством «садовниц»-воспитателей.

Чтобы вынести пользу из школы, необходимо быть подготовленным к ней, а подготовку эту дает детский сад»

 

Разделяла идею Фребеля — необходимость общественного воспитания дошкольников и освоение детьми действительности через развивающие занятия и игры.

В остальном критиковала его концепцию за излишний дидактизм и существенно переработала её.

Ввела понятие «элементарный класс» — аналог современной подготовительной группы.

Это заключительный период пребывания ребёнка в детском саду, где он получает первоначальные навыки чтения и счёта, начинает привыкать к требованиям школьной системы (в первую очередь учится усидчивости и сосредоточенности).

Елизавета Ивановна Тихеева (1867-1943)

Луиза Карловна Шлегер (1863-1942)



Тема 8. Зарубежная школа и педагогика в XX в. (2 часа)

1. Течение «новых школ».

Джон Дьюи (1859-1952) - американский психолог и педагог, один из ведущих представителей прагматизма (ориентация на практически полезные результаты, в ущерб теории). Труды: «Школы будущего», «Введение в философию воспитания», «Школа и ребенок».

Основные черты его теории:

1. Педоцентризм, т.е. ребенок – центр и исходный пункт образования.

2. Проблемное обучение в сочетании с трудом.

Одно из главных понятий его педагогики – ОПЫТ. Плодотворный  учебный процесс мыслился Дьюи как деятельность, порождающая личный опыт. С приобретаемым опытом связано мышление ребенка. Он разработал метод учения посредством делания. В процессе делания развиваются интересы и познавательные потребности. Сочетание труда и творчества ставит ребенка в позицию исследователя, добывающего истину. Однако истинным Дьюи считал только то, что полезно, что обогащает опыт ребенка. «Унция опыта значит больше, чем тонна теории» (унция = 30 г)

По Дьюи, применяемые воспитательные методы являются следствием детского опыта, осознания ценности производимых действий для достижения жизненно важных целей. Ребенок должен переживать чувство удовлетворенности от всего трудового процесса, а не только его результатов, проявить самостоятельность, творческие качества, наблюдательность.

Вильгельм Август Лай (1862-1926) - немецкий педагог. Труд "Экспериментальная дидактика". Лай пытался создать новую педагогику действия. В основе обучения должна лежать последовательность таких действий как восприятие - умственная переработка воспринятого - внешнее выражение сложившихся представлений с помощью описания, рисунка, опытов и др. средств. Главное место в этой триаде Лай отводил выражению, которое и является действием, направленным на приспособление ребенка к окружающим условиям среды. 

Задача воспитателя - изучение врожденных и приобретенных реакций питомца, т.к. от них зависит круг представлений и идей (это биологическая сторона воспитания). Однако воспитание должно воздействовать на врожденные и приобретенные реакции... в соответствии с нормами (это социологическая  сторона воспитания)

Мария Монтессори (1870-1952) - выдающийся итальянский педагог-психолог, врач-психиатр. Труды: «Дом ребенка», «Мой метод», «Помоги мне сделать это самому» и др.

Взяв за основу идею «свободного воспитания», Монтессори разработала свою педагогическую систему самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде и использовала её впервые в «Доме ребенка», открытом в 1907 г. в Риме. Она разработала дидактические сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям. 

Главный принцип системы - «Помоги мне сделать это самому!» - означает, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить ею пользоваться. 

Система Монтессори основана на следующих положениях:

§ Ребенок активен. Роль взрослого вторична - он помощник, а не наставник. 

§ Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора, действий, решений. 

§ Дети учат детей. Учителями «становятся» старшие дети.

§ Полноценное саморазвитие как следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах. 

§ Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них. Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

§ Уважение к детям — право на ошибку, отсутствие запретов, критики и указаний.

Т.о., основные составляющие системы позволяющей реализовать индивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал. 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 494.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...