Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основы организации деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека




Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г.№ 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Вновь организованной службе переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, надзора в сфере защиты прав потребителей и на потребительском рынке.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра здравоохранения Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации. Он несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.

Основными функциями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека являются:

- организация и осуществление государственного санитарноэпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, а также надзора на потребительском рынке и защиты прав потребителей;

- предупреждение, обнаружение, а также пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в установленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

- осуществление лицензирования видов деятельности в соответствии с компетенцией Службы;

- осуществление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

- осуществление государственной регистрации представляющих потенциальную опасность для человека продукции, объектов;

- осуществление санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

- организация и осуществление мер, направленных на выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

- организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

- запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

- пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

 

3.Законодательное регулирование вопросов прав потребителей и санитарно- эпидемиологического благополучия человека (права, обязанности, ответственность за нарушение законодательства)

Постоянный процесс преобразования российского общества нашел свое отражение в области законодательного регулирования вопросов прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отдельного человека.

На процесс преобразования влияет множество причин и тенденций, цель которых - установление всестороннего законодательного приоритета в регулировании общественных отношений и их стабилизации.

Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, из чего следует, что права человека как потребителя и его санитарно-эпидемиологическое благополучие тоже признаются высшей ценностью, защита которой является обязанностью государства.

Государство с целью защиты прав человека устанавливает правила, которые закрепляются в нормативных актах. Комплекс данных актов образует законодательство, позволяющее регулировать общественные отношения, в том числе и отношения, складывающиеся в области прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия.

Законодательство в области прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия человека состоит из множества нормативных актов, общее количество которых составляет более пятисот.

Основополагающими нормативными актами являются:

- Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. Федеральных законов от 23 июля 2008 № 160-ФЗ, от 30 декабря 2008 № 309-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 12 июня 2008 № 88-ФЗ, от 27 октября 2008 № 178-ФЗ,от 22 декабря 2008 № 268-ФЗ);

- Федеральный Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. Федеральных законов от 23 июля2008 № 160-ФЗ);

- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

- Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

- Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;

- Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ»;

- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- Административные регламенты исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отдельных государственных функций;

- Санитарные правила и нормы.

Эти и многие другие нормативные акты направлены на соблюдение прав потребителей и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия человека.

 

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322, Территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации осуществляют следующие полномочия:

 

- надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, а также прав в области потребительского рынка, в том числе государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; контроль за соблюдением правил продажи отдельных, предусмотренных законодательством, видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

- лицензирование деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний и источников ионизирующего излучения;

- регистрация впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека; отдельных видов продукции (кроме лекарственных средств); лиц, пострадавших от радиационного воздействия;

- установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных болезней;

- организация социально-гигиенического мониторинга;

-организация деятельности системы государственной санитарно-эпидемиологической службы и др.

 

4. Основными задачами территориального управления Роспотребнадзорав регионах и на территориях являются.

• Осуществление государственного надзора и контроля за исполнением требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей.

• Предупреждение вредного воздействия факторов среды обитания.

• Профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.

В соответствии с п. 5.6 Типового регламента взаимодействия Федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства РФ 19 января 2005 г. № 30, а также Положением о территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственный санэпиднадзор осуществляется:

- при разработке схем градостроительного планирования развития территорий, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, при размещении объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установлении их санитарно-защитных зон,

при выборе земельных участков под строительство, а также при техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов;

- за производством, транспортировкой, хранением, применением (использованием) и утилизацией продукции производственно-технического назначения, в случаях, когда требуется непосредственное участие человека, и товаров для личных и бытовых нужд граждан;

- за производством, применением (использованием) и реализацией населению новых видов продукции (впервые разрабатываемых или внедряемых), новыми технологическими процессами производства продукции;

- за радиационной безопасностью, в том числе дозами облучения населения и персонала от техногенных, природных, медицинских источников ионизирующих излучений;

- за реализацией населению продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также ее применением (использованием) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте;

- за производством, транспортировкой, хранением, применением (использованием), реализацией и утилизацией продукции производственно-технического назначения, товаров для личных и бытовых нужд, пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, потенциально опасных для человека химических, биологических веществ и отдельных видов продукции после их государственной регистрации;

- за организацией питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе за приготовлением пищи и напитков, их хранением и реализацией населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

- за организацией питания в дошкольных и других образовательных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты;

- за водными объектами, используемыми для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водными объектами, расположенными в черте городских и сельских поселений;

- за осуществлением эксплуатации централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах;

- за состоянием атмосферного воздуха по критериям безопасности (или) безвредности для человека в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздуха в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (местах постоянного или временного пребывания человека);

- за состоянием почвы по критериям безопасности и (или) безвредности городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий;

- за условиями и способами сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления;

- за содержанием жилых помещений;

- за санитарно-эпидемиологическим состоянием лечебно-профилактических учреждений;

- за эксплуатацией производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта;

- за деятельностью или работой отдельных цехов, участков, сооружений, оборудования, транспорта, выполнением отдельных видов работ и оказанием услуг;

- за условиями труда, рабочими местами и трудовыми процессами, технологическим оборудованием, организацией рабочих мест, коллективными и индивидуальными средствами защиты

работников, режимом труда, отдыха и бытовым обслуживанием работников в целях предупреждения профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда;

- за условиями работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсина- ми, в том числе условиями работы в области генной инженерии, и с возбудителями инфекционных заболеваний;

- за условиями работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), использованием машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, а также производством, применением (использованием), транспортировкой, хранением и захоронением радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека;

- за использованием программ, методик и режимов воспитания и обучения, технических, аудиовизуальных и иных средств обучения и воспитания, учебной мебели, а также учебников и иной издательской продукции;

- за дошкольными и другими образовательными учреждениями независимо от организационно-правовых форм;

- за проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на профилактику инфекционных и паразитарных заболеваний.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...