Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы гигиенических исследований и гигиеническое нормирование




Гигиена, как наука, не мыслима без лабораторных исследований с использованием химии, физики, биологии, математики, общественных наук. Эти исследования проводятся регулярно на всех уровнях государственного контроля и делятся на две группы:

1) методы, с помощью которых изучают состояние факторов внешней среды;

2) методы, оценивающие реакцию организма на воздействие вредных факторов.

В первую группу включаются:

1) Метод санитарно-гигиенического обследования – включает санитарное описание объекта изучения, с чего начинается любое гигиеническое исследование: характеризуется санитарно-топографическое, санитарно-техническое, санитарно-эпидемиологическое состояние объекта исследования, описываются недостатки и сроки их возможного устранения, объем и характер необходимых лабораторных исследований.

2) Методы лабораторных исследований:

А) физический метод исследования – измерение температуры, скорости движения воздуха, шума, вибрации и т.д.;

Б) санитарно-химический метод – химический анализ воды, пищи и т.д.;

В) микробиологическийметод: прямой – бактериологический: определение количества микробов и их вредность и вирусологический– тоже с вирусами. Когда нельзя выявить вредных микроорганизмов, определяют их косвенным методом – по числу сопутствующих им безвредных микроорганизмов (кишечной палочки);

Г) токсикологический (биологический) метод – на экспериментальных животных (птицах, мышах, крысах) определяется наличие вредного вещества и его воздействие на здоровье и потомство;

Д) экспресс-метод - позволяет быстро определить наличие вредного фактора, например в гражданской обороне – отравляющего вещества.

 

Методы второй группысоставляют:

А) экспериментальный метод – для определения неизвестных свойств вредных факторов;

Б) метод физиологических наблюдений – для наблюдения за здоровьем проживающего населения и сравнения его со здоровьем в другой местности или другим временем;

В) метод клинических наблюдений – когда профилактические осмотры и диспансерное наблюдение дают возможность по годам сравнивать динамику здоровья населения в данной местности или коллективе;

Г) социологические исследования и санитарно-статистическиеметоды – смертность, рождаемость, брачность и т.д. – дают возможность проанализировать происходящие изменения в обществе;

Д) анкетно-опросный метод – используются анкеты с различными вопросами, в т.ч. интимного характера, на которые часто получают ответы анонимно; ответы на них играют важную роль в разработке гигиенических рекомендаций.

Если методы первой группы применяются в практических учреждениях для повседневных исследований, то методы второй группы используются в НИИ для научных обоснований и научно-практических выводов.

 

Виды гигиенических нормативов

I. Предельно допустимые величины для вредных факторов:

• ПДК (ОБУВ для в.р.з., ОДУ для воды) химических веществ в воздухе, воде, почве, остаточных количеств пестицидов в пище,

• ПДД ионизирующих излучений, контаминантов пищи...

• ПДУ шума, вибрации, электромагнитного излучения...

II. Нормы необходимых для жизни веществ (нутриентов: белков, жиров, углеводов, витаминов…)

III. Оптимальные и допустимые уровни дополнительных факторов (температуры и влажности в помещениях, жилой площади, времени инсоляции...)

 

ГН учитывают кратность воздействия вредного фактора на группы населения

 

• ПДК для атмосферного воздуха:

– ПДК максимальная разовая - однократное

– ПДК среднесуточная – многократное, длительное

• ПДК для воздуха рабочей зоны:

– ПДК максимальная разовая (выброс, аварийная ситуация на производстве)

– ПДК среднесменная

Гигиеническое нормирование проводится по показателям вредности фактора среды.

Показатель вредности характеризует вредное воздействие фактора среды на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие групп населения (населения)

• Число показателей вредности зависит от фактора и от среды.

• Величина показателя вредности устанавливается в модельном эксперименте на животных.

Перечень неблагоприятных воздействий фактора на организм человека и среду его обитания (санитарно-эпидемиологическое благополучие)

Неблагоприятное воздействие Показатель вредности
Изменение качества среды (вкус, цвет, внешний вид…) Органолептический
Раздражающее воздействие (на слизистую оболочку ВДП, конъюнктиву глаз) Рефлекторный
Изменение численности, видового состава, активности сапрофитной микрофлоры в среде Общесанитарный
Изменение климата, прозрачности атмосферы, растительности, бытовых условий жизни населения Санитарно-бытовой
Изменение уровня миграции вредного фактора (химического вещества) в смежные среды (из почвы в воду, воздух) Водно- и воздушно-миграционный
Накопление вредных веществ в продуктах питания растительного происхождения Фитоаккумуляционный (транслокационный)
Резорбтивное действие на организм человека Токсикологический
Аллергенное, гонадотоксическое, тератогенное, эмбриотоксическое действие в дозе ниже дозы токсического действия Специфический
Мутагенное, канцерогенное действие Отдаленных последствий

Среда и показатели вредности, используемый при ГН

Вода водоемов: органолептический, общесанитарный, санитарно-токсикологический, специфический, отдаленных последствий.

Атмосферный воздух: органолептический, рефлекторный, санитарно-бытовой, санитарно-токсикологический, специфический, отдаленных последствий.

Почва: органолептический, общесанитарный, водно-миграционный, воздушно-миграционный,фитоаккумуляционный (транслокационный), …

 

Классы опасности

 

Все факторы среды классифицируются на классы опасности.

Критерии установления зависят от среды.

Различают:

• I – чрезвычайно опасные

• II – высоко опасные

• III – умеренно опасные

• IV – малоопасные

Диапазон, в который попадает гигиенический норматив, зависит от класса опасности фактора.

 

Заключение:

Ежегодно выполняются миллионы различных исследований, на основании которых можно выяснить, безопасна ли вода из крана, можно ли пить воду из колодца или скважины на садовом участке, как правильно подобрать фильтр для очистки воды, соответствует ли бутилированная и минеральная вода, заявленному стандарту, безопасна ли детская игрушка, загрязнена ли земля на садовом участке, а не станут ли выбранные вами обои, линолеум или пластиковые окна источником неприятного запаха или, что еще хуже, причиной ухудшения вашего самочувствия, не содержат ли свежие овощи и фрукты нитратов и пестицидов и не фальсифицирован ли мед, купленный вами на рынке. А может вам необходимо выполнить лабораторные исследования с целью дальнейшей аттестации рабочих мест.

Методическая разработка лекционного занятия №3.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 263.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...