Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Перечень лекционных занятийСтр 1 из 21Следующая ⇒
Методическая разработка лекционных занятий
ПМ 06. Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований
МДК 06.01. Теория и практика лабораторных санитарно-гигиенических исследований
преподаватель Скворцова В.Н
Тольятти 2017г. Пояснительная записка
Санитарно-гигиенические исследования — совокупность методов, которые используются в гигиене с целью изучения состава воздуха, воды, пищевых продуктов, почвы и других объектов внешней среды. С помощью этих исследований также изучают влияние факторов внешней среды на организм человека. Санитарно-гигиенические исследования позволяют разработать профилактические мероприятия, направленные на охрану здоровья и улучшение условий жизни населения, а также установить гигиенические нормативы. Начало 21 века – время высоких технологий. Наряду с несомненным преимуществом и благами (удобствами), привносимыми в нашу жизнь ростом технической и энергетической мощи человечества уже явно видны и отрицательные результаты этого процесса – явное ухудшение экологической обстановки и как следствие отрицательное влияние на состояние здоровья человека. Постоянно растущая озабоченность человеческого общества относительно качества и безопасности среды обитания значительно повышает требования людей к качеству производимых товаров, пищевого сырья и продуктов питания, питьевой воды, атмосферного воздуха и почвы. Источником объективных данных для оценки состояния окружающей природной, производственной и социальной сред являются результаты лабораторного контроля. Он включает в себя испытания и исследования продукции производственного и бытового назначения, объектов окружающей среды, биологических сред. Зачастую, только по результатам лабораторных исследований можно выявить продукцию или процессы не соответствующие установленным и действующим в нашей стране регламентам, правилам и нормам. По результатам исследований можно судить, к примеру, об эффективности очистки сточных вод, безопасности применяемых в строительстве материалов и воздуха, которым мы дышим в квартире и на рабочем месте, пьем ли мы настоящую природную минеральную воду или приготовленную искусственным путем, содержат ли потребляемые человеком пищевые продукты, то необходимое количество макро- и микроэлементов, витаминов, энергетическая ценность обеспечивается за счет содержания жиров и простых углеводов или необходимого организму белка. Возможности лабораторий позволяют проводить исследования по широкому спектру показателей, который насчитывает около шестисот различных наименований и перечень определяемых показателей постоянно расширяется и дополняется благодаря освоению и внедрению в практику новых методов и методик. В лабораториях используются различные современные высокоточные инструментальные методы исследований и современное лабораторное оборудование. Это позволяет определять наличие различных вредных веществ в микроколичествах в продуктах питания, парфюмерно-косметической продукции, в строительных материалах, изделиях детского ассортимента и объектах окружающей среды, а также идентифицировать неизвестные вещества и выявить фальсифицированную пищевую продукцию. Наличие современной лабораторной базы, профессионализм и большой практический опыт специалистов лаборатории позволяет обеспечивать высокое качество, надежность и точность получаемых результатов. А это в свою очередь позволяет осуществлять действенный санитарный надзор. Профессиональный модуль 06 Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ «Тольяттинский медколледж» по специальности СПО 31.02.03. Лабораторная диагностика (базоваяподготовка), разработанной в соответствии с ФГОС СПО в части освоения - основного вида профессиональной деятельности Проведение лабораторных санитарно-гигиеническихисследований, – и соответствующих профессиональных компетенций: ПК 6.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных санитарно- гигиенических исследований. ПК 6.2. Проводить отбор проб объектов внешней среды и продуктов питания. ПК 6.3.Проводить лабораторные санитарно-гигиенические исследования. ПК 6.4. Регистрировать полученные результаты. ПК 6.5. Проводить утилизацию отработанного материала, обработку использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты. С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт: осуществления качественного и количественного анализа проб объектов внешней среды и пищевых продуктов.
уметь: - осуществлять отбор, транспортировку и хранение проб объектов внешней среды и пищевых продуктов; - готовить исследуемый материал для физико-химического исследования; - определять физические и химические свойства объектов внешней среды и пищевых продуктов; - вести учетно-отчетную документацию; знать: -механизмы функционирования природных экосистем; - задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в санитарно-гигиенических лабораториях; - нормативно-правовые аспекты санитарно-гигиенических исследований; -гигиенические условия проживания населения и мероприятия, обеспечивающие благоприятную среду обитания человека.
В методической разработке лекционных занятий для студентов специальности Лабораторная диагностика 3 курса составленной в соответствии с программой междисциплинарного курса «Теория и практика лабораторных санитарно-гигиенических исследований» дано системное, краткое изложение основных вопросов по проведению лабораторных исследований. Детально рассматриваются методические указания, рекомендации, СанПиНы и другие нормативные документы. Особое внимание уделено современным методам лабораторной диагностики. Лекционные занятия в объеме 40 часов проиллюстрированы презентацией в программе Power Point.
Перечень лекционных занятий
Используемая литература Основные источники: 1. Меньшиков В.В. Контроль качества лабораторных исследований. - М., 2014. 2. Руанет В.В. Теория и технология лабораторных работ: Учебное пособие. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2010.
Законодательные и нормативные акты: 1. ФЗ «Закон об охране окружающей природной среды» 2. ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» 3. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» 4. Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе 5. Временные рекомендации по охране труда при работе в лабораториях (отделениях, отделах) санитарно-эпидемиологических учреждений Минздрава России от 11.04.2002. 6. Приказ МЗ РТ от 09.06.2006 г. № 569 «О соблюдении требований при сборе, хранении и удалении медицинских отходов в лечебно-профилактических учреждениях». 7. СанПиН 2.1.4.1110-02. «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения». 8. СанПиН 2.1.6.1032-01. «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест». 9. СанПиН 2.1.7.1287-03 от 15.06.2003 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы». 10. СанПиН 2.1.7.728-98. «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». 11. СанПиН 2.1.7.728-99. «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений». 12. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». 13. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Требования к качеству воды 14. СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям». 15. СанПиН 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». 16. СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям 17. СанПиН 2.3.2.1078-01«Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов». 18. ГОСТ Р 53133.2—2008 Технологии лабораторные клинические. Дополнительные источники: 1. Большаков A.M., Маймулов В.Г., Общая гигиена. Учебное пособие для студентов медвузов. г. Ярославль, Гринго, 2006г.
2. Долгов В., Морозова В. и др. Клинико-диагностическое значение лабораторных показателей. – М., 2005. 3. Елисеев Ю.Ю., Данилов А.Н. и др. Общая гигиена: конспект лекций. М., ЭКСМО, 2006г. 4. Королёв А.А., Мазаев В.Т., Коммунальная гигиена. - М., ГЭОТАР-Медиа, 2005г. 5. Королев А.А. Гигиена питания. Учебник по специальности 040300 медико-профилактическое дело. М., Академия, 2006г. 6. Маврищев В.В. Общая экология. Минск: Новое знание, 2005г. 7. Митяева A.M. Здоровый образ жизни. Учебное пособие, рекомендуемое УМО. М; Академия, 2008г. 8. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие. Учебное пособие для студентов ВУЗов. М: Академия, 2007г. 9. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и экология человека г. Ростов на Дону: Феникс 2006г. 10. Прохоров Б.Б. Экология человека. Учебное пособие для студентов ВУЗов - М: Академия. 2007г. 11. Руководство к практическим занятиям по общей гигиене с основами экологии человека. Учебник для медицинских ВУЗов под ред. Катаева В.А. - М, Медицина, 2005г. 12. Черникова Л.П. Охрана труда и здоровья с основами санитарии и гигиены в сфере торговли и коммерции. Москва-Ростов, МарТ, 2005г.
Интернет-ресурсы: Информационно – правовое обеспечение: 1.Система «Консультант» Профильные web – сайты Интернета: 1. Министерство здравоохранения РФ (http//www.minzdrav.ru) 2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http//www.rospotrebnadzor.ru) 3. ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http//www.fcgsen.ru) 4. Информационно – методический центр «Экспертиза» (http//www.crc.ru) 5. Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения (http//www.mednet.ru) 6. http://standartgost.ru 7. http://www.biokhimija.ru 8. http://www.invitro.ru |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 306. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |