Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перечень лекционных занятий




Методическая разработка лекционных занятий 

 

 

ПМ 06. Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований

 

МДК 06.01. Теория и практика лабораторных санитарно-гигиенических исследований

 

 

преподаватель Скворцова В.Н

 

  Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК № 6 Протокол № ___ от «___» ___________ 20 ___ г. Председатель ЦМК № 6 ________________ Фесенко И.С.

Тольятти 2017г.

Пояснительная записка

 

Санитарно-гигиенические исследования — совокупность методов, которые используются в гигиене с целью изучения состава воздуха, воды, пищевых продуктов, почвы и других объектов внешней среды. С помощью этих исследований также изучают влияние факторов внешней среды на организм человека. Санитарно-гигиенические исследования позволяют разработать профилактические мероприятия, направленные на охрану здоровья и улучшение условий жизни населения, а также установить гигиенические нормативы.

Начало 21 века – время высоких технологий. Наряду с несомненным преимуществом и благами (удобствами), привносимыми в нашу жизнь ростом технической и энергетической мощи человечества уже явно видны и отрицательные результаты этого процесса – явное ухудшение экологической обстановки и как следствие отрицательное влияние на состояние здоровья человека.

Постоянно растущая озабоченность человеческого общества относительно качества и безопасности среды обитания значительно повышает требования людей к качеству производимых товаров, пищевого сырья и продуктов питания, питьевой воды, атмосферного воздуха и почвы.

Источником объективных данных для оценки состояния окружающей природной, производственной и социальной сред являются результаты лабораторного контроля. Он включает в себя испытания и исследования продукции производственного и бытового назначения, объектов окружающей среды, биологических сред.

Зачастую, только по результатам лабораторных исследований можно выявить продукцию или процессы не соответствующие установленным и действующим в нашей стране регламентам, правилам и нормам.

По результатам исследований можно судить, к примеру, об эффективности очистки сточных вод, безопасности применяемых в строительстве материалов и воздуха, которым мы дышим в квартире и на рабочем месте, пьем ли мы настоящую природную минеральную воду или приготовленную искусственным путем, содержат ли потребляемые человеком пищевые продукты, то необходимое количество макро- и микроэлементов, витаминов, энергетическая ценность обеспечивается за счет содержания жиров и простых углеводов или необходимого организму белка.

Возможности лабораторий позволяют проводить исследования по широкому спектру показателей, который насчитывает около шестисот различных наименований и перечень определяемых показателей постоянно расширяется и дополняется благодаря освоению и внедрению в практику новых методов и методик.

В лабораториях используются различные современные высокоточные инструментальные методы исследований и современное лабораторное оборудование. Это позволяет определять наличие различных вредных веществ в микроколичествах в продуктах питания, парфюмерно-косметической продукции, в строительных материалах, изделиях детского ассортимента и объектах окружающей среды, а также идентифицировать неизвестные вещества и выявить фальсифицированную пищевую продукцию.

Наличие современной лабораторной базы, профессионализм и большой практический опыт специалистов лаборатории позволяет обеспечивать высокое качество, надежность и точность получаемых результатов. А это в свою очередь позволяет осуществлять действенный санитарный надзор.

Профессиональный модуль 06 Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ «Тольяттинский медколледж» по специальности СПО 31.02.03. Лабораторная диагностика (базоваяподготовка), разработанной в соответствии с ФГОС СПО в части освоения

- основного вида профессиональной деятельности Проведение лабораторных санитарно-гигиеническихисследований,

– и соответствующих профессиональных компетенций:

ПК 6.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных санитарно- гигиенических исследований.

ПК 6.2. Проводить отбор проб объектов внешней среды и продуктов питания.

ПК 6.3.Проводить лабораторные санитарно-гигиенические исследования.

ПК 6.4. Регистрировать полученные результаты.

ПК 6.5. Проводить утилизацию отработанного материала, обработку использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

осуществления качественного и количественного анализа проб объектов внешней среды и пищевых продуктов.

 

уметь:

- осуществлять отбор, транспортировку и хранение проб объектов внешней среды и пищевых продуктов;

- готовить исследуемый материал для физико-химического исследования;

- определять физические и химические свойства объектов внешней среды и пищевых продуктов;

- вести учетно-отчетную документацию;

знать:

-механизмы функционирования природных экосистем;

- задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в санитарно-гигиенических лабораториях;

- нормативно-правовые аспекты санитарно-гигиенических исследований;

-гигиенические условия проживания населения и мероприятия, обеспечивающие благоприятную среду обитания человека.

 

В методической разработке лекционных занятий для студентов специальности Лабораторная диагностика 3 курса составленной в соответствии с программой междисциплинарного курса «Теория и практика лабораторных санитарно-гигиенических исследований» дано системное, краткое изложение основных вопросов по проведению лабораторных исследований. Детально рассматриваются методические указания, рекомендации, СанПиНы и другие нормативные документы.

Особое внимание уделено современным методам лабораторной диагностики. Лекционные занятия в объеме 40 часов проиллюстрированы презентацией в программе Power Point.

 

Перечень лекционных занятий

Тема лекционного занятия Кол-во часов
1 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Санитарно-гигиенические лабораторные исследования 2
2 Гигиеническое нормирование качества окружающей среды. 2
3 Лабораторные методы исследования воздуха. 2
4 Вода, как фактора внешней среды, ее гигиеническое и эпидемиологическое значение 2
5 Системы водоснабжения и требования к качеству питьевой воды. 2
6 Лабораторные методы исследования воды. 2
7 Гигиеническое и эпидемиологическое значения почвы, ее состава, свойств. 2
8 Санитарная охрана и методы лабораторного исследования почвы.  2
9 Урбанизация, гигиенические и экологические проблемы. 2
10 Гигиенические требования к жилищам и общественным зданиям. 2
11 Основы рационального питания. 2
12 Болезни неправильного питания, недостаточное и избыточное поступления пищевых веществ. 2
13  Пищевые отравления и их профилактика. 2
14 Расчет суточного рациона по меню-раскладке. Контроль энергетической адекватности питания. Оценка режима питания взрослого населения. 2
15 Санитарная экспертиза молока и молочных продуктов,пищевых жиров, мяса. Определение витамина «С» в плодах и овощах 2
16 Гигиена труда, физиология труда, форма трудовой деятельности, условия труда. 2
17 Профессиональные вредности и их классификация. 2
18  Профессиональные заболевания и их профилактика. 2
19 Профессиональные вредности в системе здравоохранения. 2
20 ЗОЖ и пути его формирования. http://www.zdorovajaplaneta.ru/ 2
  Всего: 40

Используемая литература

Основные источники:

1. Меньшиков В.В. Контроль качества лабораторных исследований. - М., 2014.

2. Руанет В.В. Теория и технология лабораторных работ: Учебное пособие. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2010.

 

Законодательные и нормативные акты:

1. ФЗ «Закон об охране окружающей природной среды»

2. ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

3. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»

4. Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе

5. Временные рекомендации по охране труда при работе в лабораториях (отделениях, отделах) санитарно-эпидемиологических учреждений Минздрава России от 11.04.2002.

6. Приказ МЗ РТ от 09.06.2006 г. № 569 «О соблюдении требований при сборе, хранении и удалении медицинских отходов в лечебно-профилактических учреждениях».

7. СанПиН 2.1.4.1110-02. «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения».

8. СанПиН 2.1.6.1032-01. «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».

9. СанПиН 2.1.7.1287-03 от 15.06.2003 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы».

10. СанПиН 2.1.7.728-98. «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

11. СанПиН 2.1.7.728-99. «Правила  сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».

12. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

13. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Требования к качеству воды
нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».

14. СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».

15. СанПиН 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

16. СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помеще­ниям

17. СанПиН 2.3.2.1078-01«Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».

18.  ГОСТ Р 53133.2—2008 Технологии лабораторные клинические.
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА КЛИНИЧЕСКИХ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ .

Дополнительные источники:

1. Большаков A.M., Маймулов В.Г., Общая гигиена. Учебное пособие для студентов медвузов. г. Ярославль, Гринго, 2006г.

 

2. Долгов В., Морозова В. и др. Клинико-диагностическое значение лабораторных показателей. – М., 2005.

3. Елисеев Ю.Ю., Данилов А.Н. и др. Общая гигиена: конспект лекций. М., ЭКСМО, 2006г.

4. Королёв А.А., Мазаев В.Т., Коммунальная гигиена. - М., ГЭОТАР-Медиа, 2005г.

5. Королев А.А. Гигиена питания. Учебник по специальности 040300 медико-профилактическое дело. М., Академия, 2006г.

6. Маврищев В.В. Общая экология. Минск: Новое знание, 2005г.

7. Митяева A.M. Здоровый образ жизни. Учебное пособие, рекомендуемое УМО. М; Академия, 2008г.

8. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие. Учебное пособие для студентов ВУЗов. М: Академия, 2007г.

9. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и экология человека г. Ростов на Дону: Феникс 2006г.

10. Прохоров Б.Б. Экология человека. Учебное пособие для студентов ВУЗов - М: Академия. 2007г.

11. Руководство к практическим занятиям по общей гигиене с основами экологии человека. Учебник для медицинских ВУЗов под ред. Катаева В.А. - М, Медицина, 2005г.

12. Черникова Л.П. Охрана труда и здоровья с основами санитарии и гигиены в сфере торговли и коммерции. Москва-Ростов, МарТ, 2005г.

 

Интернет-ресурсы:

Информационно – правовое обеспечение:

1.Система «Консультант»

Профильные web – сайты Интернета:

1. Министерство здравоохранения РФ (http//www.minzdrav.ru)

2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http//www.rospotrebnadzor.ru)

3. ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http//www.fcgsen.ru)

4. Информационно – методический центр «Экспертиза» (http//www.crc.ru)

5. Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения (http//www.mednet.ru)

6. http://standartgost.ru

7. http://www.biokhimija.ru

8. http://www.invitro.ru










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...