Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выполнить качественные реакции на катионы 3,4 групп.




       Цель работы:выполнить качественные реакции на катионы 3,4 групп.

       Оборудование:пробирки, штативы для пробирок, водяная баня.

       Реактивы: растворы -гидроксида натрия, хромат калия, аммиака, серной кислоты, оксалата аммония, хлорида бария, хлорида кальция, уксусной кислоты, сульфата алюминия, сульфата хрома (III), перекиси водорода, перманганата калия,  сульфата цинка,

 

Катион Ва2+.

       Хромат калияобразует с катионом Ва2+желтый осадок хромата бария. Написать уравнение реакции.

_____________________________________________________________________________

Катион Са2+.

       Оксалат аммония (NH4)2C2O4 образуют с катионом Са2+белый кристаллический осадок. В пробирку налейте 3 капли раствора CaCl2 и добавьте 1 каплю раствора уксусной кислоты, затем прилейте 3 капли оксалата аммония и 1-2 капли раствора аммония.Написать уравнение реакции.

_____________________________________________________________________________

 

Катион Al3+.

       Водный раствор аммиакаосаждает катион Al3+, образуя белый осадок. Написать уравнение реакции.

_____________________________________________________________________________

 

Катион Cr3+

       Водный раствор аммиака образует с катионом Cr3+  осадок гидроксида хрома серо-зеленого или серо-фиолетового цвета. Написать уравнение реакции.

_____________________________________________________________________________

 

       Реакция окисления катиона Cr3+ в CrO42- могут протекать в щелочной и кислой средах.

а) Окисление в щелочной среде можно проводить перекисью водорода.

Налейте в пробирку 3-4 капли раствора соли 3-х валентного хрома, добавьте 2-3 капли раствора Н2О2 и 4 капли NaOH. Содержимое пробирки нагрейте в течение 3-4 минут. В присутствии ионов CrO42- раствор над осадком окрасится в желтый цвет. Написать уравнения реакций.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Б) Окисление в кислой среде перманганатом калия.

Налейте в пробирку 4-5 капель раствора сульфата хрома (3), 3-4 капли раствора серной кислоты и 10 капель 0,1 н. раствора KMnO4, пробирку со смесью нагрейте несколько минут на водяной бане. Обратите внимание на изменение окраски – малиновый цвет раствора переходит в оранжевый. Написать уравнение реакции.

__________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Катион Zn2+

       Раствор аммиака дает с катионом Zn2+ белый осадок гидроксида цинка. Написать уравнение реакции.

_____________________________________________________________________________

 

Лабораторная работа №5.

Выполнить качественные реакции на катионы 5,6 групп.

       Цель работы:выполнить качественные реакции на катионы 5,6 групп.

       Оборудование:пробирки, штативы для пробирок.

       Реактивы:растворы-гидроксида натрия, сульфата железа (II), гексацианоферрата (III) калия, реактива Чугаева, хлорида железа (III), гексацианоферрата (II) калия, роданида аммония, сульфата марганца, сульфат маuybz, сульфата меди (II), аммиака.

Катион Fe2+.

       Едкие щелочи осаждают катион в виде гидроксида железа. Свежеосажденный осадок имеет белый цвет. Однако на воздухе в результате частичного окисления кислородом осадок приобретает грязно-зеленый цвет. Написать уравнение реакции.

_____________________________________________________________________________

       Гексацианоферрат (3) калия K3[Fe(CN)6] (красная кровяная соль)дает с катионом синий осадок турбуленовой сини. Написать уравнение реакции.

_____________________________________________________________________________

       Диметилглиоксим (реактив Чугаева)в аммиачной среде образует с катионом внутрикомплексную соль карминово-красного цвета.

 

 Катион Fe3+.

       Едкие щелочи образуют с катионом Fe3+ красно-бурый осадок. Написать уравнение реакции.

_____________________________________________________________________________

       Гексацианоферрат (2) калия K4[Fe(CN)6]образует с катионом Fe3+  темно-синий осадок берлинской лазури.Написать уравнение реакции.

____________________________________________________________________________

       Роданид аммония NH4SCN образует с катионом Fe3+ цианид железа кроваво-красного цвета. Написать уравнение реакции.

_____________________________________________________________________________

 Катион Mn2+.

       Едкие щелочи осаждают катион с образованием белого осадка гидроокиси марганца. Осадок на воздухе буреет вследствие перехода Mn2+ в Mn4+,  но при этом образуется MnO(OH)2 . Написать уравнение реакции.

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Катион Mg2+.

       Едкие щелочи образуют с катионом белый аморфный осадок. Написать уравнение реакции.

_____________________________________________________________________________

Катион Сu2+.

       Водный раствор аммиака, взятый в некотором избытке образует аммиакат меди сине-фиолетового цвета. Написать уравнение реакции.

____________________________________________________________________________

                                                                    

 

Лабораторная работа № 6.

Выполнить качественные реакции на анионы 1,2, 3 групп.

       Цель работы:выполнить качественные реакции на анионы 1, 2, 3 групп.

       Оборудование:пробирки, штативы для пробирок, водяная баня.

       Реактивы:растворысульфата натрия, хлорида бария, сульфита натрия, карбоната натрия, нитрата серебра, фосфата натрия, силиката натрия, серной кислоты, хлорида натрия, ацетата натрия.

Анион SO42-.

       Хлорид бария образует с анионом белый осадок. Написать уравнение реакции.

_____________________________________________________________________________

Анион SO32-.

       Хлорид бария образует с анионами белый осадок, растворимый в кислотах. Написать уравнение реакции

_____________________________________________________________________________

Анион СОз2-.

       Хлорид бария осаждает анион, образуется белый осадок карбоната бария.  Написать уравнение реакции.

_____________________________________________________________________________

Нитрат серебра образует с анионом белый осадок.  Написать уравнение реакции.

_____________________________________________________________________________

Анион РО43-.

       Хлорид бария образует с анионом белый осадок фосфата бария. Написать уравнение реакции.

_____________________________________________________________________________

Нитрат серебра с анионом дает желтый осадок фосфата серебра. Написать уравнение реакции.

_____________________________________________________________________________

Анион SiO3 2-.

       Хлорид бария образует с анионом белый осадок силиката бария. Написать уравнение реакции.

_____________________________________________________________________________

Разбавленные кислоты образуют с концентрированными растворами силикатов белый студенистый осадок кремниевой кислоты. Если осадок на холоде не образуется, необходимо его нагреть. Написать уравнение реакции.

_____________________________________________________________________________

 

Анион СI-.

       Нитрат серебра образует с анионом белый творожистый осадок нерастворимый в воде и кислотах. Написать уравнения реакций.

_____________________________________________________________________________

Анион СНзСОО-.

       Серная кислота, взаимодействуя с ацетатом, вытесняет из них свободную уксусную кислоту, которая улетучивается при нагревании, придает раствору специфический запах уксуса. Написать уравнение реакции.

_____________________________________________________________________________

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ МЕТОДЫ АНАЛИЗА.

Лабораторная работа № 7.

Взвесить навеску на техно-химических  и аналитических весах.

Для грубого взвешивания в химической лаборатории применяются технические весы, для более точного взвешивания – техно-химические весы (точность взвешивания – до 0,01 г) и аналитические весы (точность взвешивания – до 0,0001 г).

Порядок взвешивания на техно-химических и аналитических весах. Весы монтируются на столе и проверяются. Переносить их или сдвигать с места после установки и проверки не разрешается. Снимать с чашек весов и класть на них взвешиваемые предметы и разновесы можно только после арретирования весов, т.е. перевода их в нерабочее состояние. Твёрдые вещества взвешивают на часовых стеклах, в бюксах, тиглях или листочках чистой бумаги, жидкости – в бюксах или химических стаканах. Прокалённые тигли, чашки перед взвешиванием охлаждают до комнатной температуры в эксикаторах.

При взвешивании предмета на аналитических весах его предварительно нужно взвесить на техно-химических. Затем перейти к взвешиванию на аналитических весах.При взвешивании на левую чашку помещают взвешиваемый предмет, а на правую – пинцетом разновес, приблизительно соответствующий массе предмета. Если разновес оказался больше, то его заменяют меньшим или большим до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие. После этого подсчитывают общую массу разновесов, складывая отдельно граммы, дециграммы и сантиграммы, записывают в лабораторный журнал массу предмета с точностью до 0,01 г и 0, 0001г.

m (на техно-химических весах) =

m (на аналитических весах) = 

Лабораторная работа № 8.

Определить массовую долю влаги в плодово-ягодном сырье, зерне, сушеных фруктах гравиметрическим методом анализа.

Цель работы - определить массовую долю влаги в плодово-ягодном сырье, зерне, сушеных фруктах методом гравиметрии.

Оборудование:аналитические весы, сушильный шкаф, бюксы стеклянные, эксикатор, стеклянные палочки, сито, тигельные щипцы.

Реактивы: раствор хлороводородной кислоты (1:1), индикаторная лакмусовая бумага.

 

Ход анализа.

 1. Подготовка бюкса и пробы анализируемого продукта. В доведенный до постоянной массы стеклянный  бюкс засыпают 10-15 г очищенного и прокаленного песка. Помещают бюкс с песком и стеклянной палочкой, не выступающей за края бюкса, в сушильный шкаф, предварительно открыв крышку (крышку кладут около бюкса), и сушат до постоянной массы. Затем в бюкс с песком помещают 5-10 г измельченного фруктово-ягодного сырья, закрывают крышкой и взвешивают.

2. Высушивание пробы продукта. Содержимое бюкса тщательно перемешивают стеклянной палочкой, открытый бюкс помещают в сушильный шкаф при температуре 105±2 оС и сушат в течение 1-го часа без крышки, которую помещают рядом с бюксом. По истечении времени высушивания бюкс вынимают из сушильного шкафа, закрывают крышкой, охлаждают в эксикаторе в течение 30 мин и взвешивают. После первого взвешивания бюкс с навеской вновь сушат в течение 1-го часа, охлаждают и снова взвешивают. Эту операцию повторяют до тех пор, пока разность между двумя результатами последовательных взвешиваний будет не более 0,0010 г.

m1 =

m2 =

m =

В тех случаях, когда после убывания массы наступает ее увеличение, обусловленное наличием окислительных процессов, за постоянную массу принимают последнюю убывающую массу.

Массовую долю влаги в продуктах (%) рассчитывают по формуле:

где m1 - масса бюкса с песком, стеклянной палочкой и навеской исследуемого продукта до высушивания, г.;

m2 - масса бюкса с песком, стеклянной палочкой и навеской исследуемого продукта после высушивания, г;

m - масса бюкса с песком и стеклянной палочкой, г.

 

За результат анализа принимают среднеарифметическое результатов двух параллельных определений, допускаемое расхождение между которыми не должно превышать 0,5 %.

Примечание. При определении массовой доли влаги в сушеных фруктах берут пробу 5-10 г (для размолотого зерна - 2-5 г) и сушат без песка.

Лабораторная работа № 9.

Мерная посуда.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...