Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Протестантизм как исторический феномен




Протестантизм - одно из трех, наряду с католицизмом и православием, направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных самостоятельных церквей и деноминаций, связанных с Реформацией - широким антикатолической движением XVI в. в Европе. Два века интенсивных крестовых походов (ХI-ХШ вв.) Показали бесперспективность насильственного распространения идей христианства и подорвали доверие широких масс к папства как института, который их организовывал. Три века инквизиции (XIII-XV вв.) Раскрыли мира несовершенство церковной системы католицизма. В начале эпохи Возрождения католическая церковь получила тяжелые испытаний: симония, крайне безнравственность многих римских первосвященников, злоупотребления индульгенциями и тому подобное. Способствовали реформации в Германии и укрепление социально-экономических условий бюргерства, и появление университетов на базе школ при монастырях (Париж, Болонья, Оксфорд и т.д.), и необходимость ведения богослужения на национальных языках и появление книгопечатания. Прочной духовной основой были идеи немецких мистиков ХШ- XIV в., Которые искали непосредственного единения с Богом, сущность которого - Любовь, вне церковной иерархией. Они влияли на взгляды многих европейских богословов. Протестанты - это общее название христианских общин, образовавшихся в результате проповедей Мартина Лютера, Ульриха Цвингли и Жана Кальвина.

Название "протестантизм" - историческая случайность. Слово "протестант" (от лат. Protestans, род. Отм. Protestantis - публично доказывать) впервые было использовано на рейхстаге в Шпеер (1529) для обозначения участников, подписавших Protestatio - документ, в котором открыт высказывалась несогласие с решением рейхстага запретить ряд реформ в рамках церкви. Ранними формами протестантизма были лютеранство, цвинглиянство и кальвинизм, Унитарианская церковь и социанства, анабаптизм и меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд течений, известных как неопротестантизм: баптисты, методисты, квакеры, адвентисты, пятидесятники, мормоны, или "святые последних дней", армия спасения, христианская наука и многие другие. Иногда классифицируют две ветви протестантизма как явление отделения деноминаций от католической и православной церквей.

Формирование большинства этих течений проходило под знаком "религиозного возрождения" (ривайвелизму), возвращение к идеалам раннего христианства, поэтому сами протестанты называют себя "евангельскими церквами", подчеркивая, что они возвращаются к основам евангельской веры.

Самым распространенным в Германии является лютеранство. В Швейцарии главным представителем протестантизма стала реформатская церковь (результат проповедей Ульриха Цвингли и Жана Кальвина). Их вероучение распространилось в форме пресвитерианства. В противоположность этому протестантизм в Англии не был делом реформаторов от начала англиканская община неразрывно связана с политическими планами правящей элиты. Четвертая форма протестантизма, более радикальная, повязанная с анабаптистами, которые настаивали на строгом соблюдении новозаповитних заповедей, поэтому в них видят духовных предшественников менонитив и, как считают некоторые ре-лигиезнавци, баптистов.

На сегодня протестантизм получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Мировым центром его считаются США, где находятся органы баптистов, адвентистов и других протестантских церквей и деноминаций. Для современного протестантизма характерно стремление к интеграции, что нашло выражение в создании в 1948 году. Всемирного совета церквей, прочном екуменистському движении. Общее количество приверженцев протестантизма в разных источниках колеблется от 325 до 470 млн. Такие большие различия в цифрах возникают из-за размытости самого понятия "протестантизм". Новые религиозные группировки протестантского направления возникают и так же исчезают. В процессе имплантации ортодоксальных форм протестантизма на различные национальные почвы часто образуются новые формы, которые трудно классифицировать как протестантизм. Этому способствуют и различные названия одних и тех же конфессий в разных частях мира, и размытость догматических и организационных границ многих из них. Кроме того, в разных странах религиоведы по-разному классифицируют сами религиозные организации: например, в германомов ных странах протестантами называют только лютеран, а - "реформатской церковью" и другие. На сегодня лютеранство - крупнейшая протестантская деноминация в мире.

Некоторые религиозные течения исторически предшествовали Реформации, однако обычно их принято относить к протестантским. Это Вальден-си, которые появились в XII в. во Франции и гуситы (XV в., Чехия) - первая христианская церковь, не признала Папы Римского.

За сто лет с начала Реформации от католической церкви отошло около 90000000 верующих, образовались десятки новых христианских конфессий. Выступая против неограниченной власти Папы Римского, протестанты вообще отказались от признания всякого церковного иерархического авторитета. Отброс-кая католическое учение о действенности таинств через совершенство действия, они вовсе отказались от некоторых таинств, а по другим оставили аллегорическое или напоминающее значения. Начало процесса Реформации положили общеизвестные 95 тезисов Лютера. Сначала он выступил только против индульгенций, потом уже сама логика борьбы привела его к отрицанию других основ католического учения. Лютер впервые перевел на немецкий язык Священное Писание. Основные положения этого учения:

o Священное Писание - единственный источник веры. Отбрасывается авторитет Церкви, Священного Предания, постановлений Соборов.

o Человека оправдывает перед Богом только вера, а не добрые дела. Отрицается деятельное участие человека в собственном спасении.

o Церковь является невидимым сообществом святых.

o Отрицается богоустановленной иерархия. У лютеран есть епископы и пресвитеры, но они признаются только как административно-учительские головы общин, а не как наследники особых благодатных даров или полномочий, которые существуют со времен апостольских.

o Таинства не является проводниками божественной благодати, а существуют только как знаки для укрепления веры. Признаются два таинства - крещение и евхаристия.

o Отрицается чествования и обращения к святым, почитание икон, мощей, молитвы за умерших.

o Не имеют значения для спасения и, следовательно, не нужны должности, аскетические подвиги, монашество.

Какими бы многообразными ни были ортодоксальные протестантские течения, их символы веры обычно содержат три общих для всех фундаментальных принципа. Протестанты признают: 1) высокий авторитет Библии, 2) оправдание только верой, 3) всеобщее священство верующих. Наиболее раннее официальное формулировка протестантского вероучения содержится в Аугсбурзкому исповедании. Другие авторитетные документы ортодоксального исторического протестантизма - это Исповедание веры вальденсов 1120, Гейдельбергский катехизис 1563, Лондонское баптистское вероисповедания в 1689 году, Московское баптистское вероисповедания 1928 под редакцией баптистского пастора Н. Одинцова и др.

 

БИЛЕТ №28

1)Особенности ислама в Казахстане. ДУМК.

Проникновение ислама на территори современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов.

Первым толчком к распространению ислама, стала Таласская битва 751-го года. При которой тюрки Тюргешского каганата, объединившись с войсками Аббасидского халифата, одержали победу над войсками танского Китая. Победа в сражении, остановила экспансию китайской империи Тан на запад, и позволило исламу утвердиться среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарье к концу Х века.

Ислам был утверждён в качестве государственной религии в государстве Караханидов в конце X века. По мере расширения ханства Чингизхана распространение ислама замедлилось, так как традиционной религией тюрков было тенгрианство. Но ислам продолжал распространяться в последующие столетия. Так ислам приняли ханы Золотой Орды Берке (1255—1266) и Узбек (1312—1340). В тот период среди тюрок было сильно влияние суфийского духовенства. Огромный вклад в пропаганде ислама среди всех тюркоязычных народов региона внёс основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави, умерший 1166 году в городе Туркестан.

Исламизация населения на территории современного Казахстана происходила постепенно, на протяжении многих веков. Ранее всего были исламизированы городские жители и земледельческое население юга современной территории Казахстана, в то время как основная часть кочевого казахского населения сохраняла традиционные верования и практики (шаманизм) вплоть до XIX века. В настоящее время основная масса казахского населения считают себя мусульманами и соблюдает в той или иной мере хотя бы часть обрядов.

В настоящее время в Казахстане функционируют около 2500 мечетей, в советский же период их было всего 63. Количество верующих сейчас возросло, в том числе мусульман.

Ислам в Казахстане исповедуют в основном казахи, узбеки, уйгуры, дунгане, таджики, киргизы, туркмены, татары, башкиры, ряд традиционно исламских народов Северного Кавказа, азербайджанцы (последние в своём большинстве придерживаются шиизма).

Духовное управление мусульман Казахстана образовано в 1990 г., в результате обретения Казахстаном государственной независимости и принятым основополагающим юридическим документом, устанавливающим права граждан на свободу вероисповедания. До этого исторического момента, в период царской России и советский власти, управление делами мусульман находилось за пределами республики.

История мусульманских религиозных учреждений Центральной Азии и Казахстана тесно связана с политикой царской администрации по отношению к мусульманам Российского подданства, затем советского правительства проводимой в русле атеистической идеологии.

Интересы внутренней стабильности государства и задачи внешней политики побудили Екатерину ІІ в последней трети XVIII в. заняться учреждением институтов управления духовной жизнью мусульман. Царская администрация, создав единое духовное управление, стремилась регулировать и контролировать религиозные вопросы вошедших в Российскую империю народов исповедовавших ислам.

В январе 1990 г. в республике было образовано Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК). Возглавил Духовное управление Верховный муфтий Ратбек Хажи Нысанбай-улы. На третьем курултае мусульман Казахстана в июне 2000 г. состоялись перевыборы и новым Верховным муфтием был избран Дербисалиев Абсаттар-Хаджи.

В структуру ДУМК входят:1. Совещательная коллегия. 2. Отдел Шариата, фетв и дела мечетей. 3. Сектор религиозных проповедей и просвещения. 4. Отдел международных связей, хаджа и протокола. 5. Экспертная комиссия. 6. Управление делами. Издания Духовного управления мусульман Казахстана являются: газета «Ислам және өркениет», Духовно-просветительский познавательный журнал «Иман».

Синтоизм

Синто - исконная религия японцев, которая исповедуется ими наряду с буддизмом. В основе синто лежат два культа: культ обожествления предков и культ одухотворения природы. По учению синто, человек ведет свое происхождение от одного из бесчисленных духов или богов (ками).

Пантеон синтоистских божеств формировался параллельно с процессом расслоения общества и появления в нем класса аристократии, поэтому место, которое заняло в сложившейся иерархии то или иное божество, определялось не столько его функциями, сколько могуществом рода, который ему поклонялся. Все знатные японские роды вели свое происхождение или от "небесных божеств", или от "внуков небесных божеств", или от "земных божеств". Род, основавший императорскую династию, вел свое происхождение от богини Солнца Аматэрасу о-миками , которая и возглавила синтоистский пантеон, а культ императора как прямого потомка верховного божества приобрел в синто особое значение.

Кроме родовых божеств японцы почитают ландшафтных богов: каждая гора, река и лес имеют своего бога или духа-хранителя. Поклонения этим божествам и празднества в их честь как правило устраиваются до или после проведения сезонных полевых работ. Эти божества не образуют последовательной иерархической системы, но в каждом районе есть свое наиболее почитаемое божество.

Особую группу составляют божества смешанного синто-буддийского пантеона, такие, как "семь богов счастья" (ситифукудзин), почитание которых получило весьма широкое распростронение.

Мифология и учение синто изложено в летописях "Кодзики» которые были составлены в VII-VIII вв.

Согласно "Кодзики", вначале существовали Небо и Земля; затем появились семь одиночных божеств и вслед за ними - пять божеств, имеющих пары. Последняя пара божеств - Идзананаги и Идзанами - сыграла основную роль в обустройстве земли, которая до появления этих божеств была жидкой и подобно жиру плавала по поверхности вод океана. Боги поручили Идзанаги и Идзанами обратить землю в твердь, что они и исполнили, возмущая воды океана огромным копьем. Капли воды, упавшие с наконечника копья, образовали первый остров. Затем, заключив брак, Идзанаги и Идзанами породили японские острова и множество богов-духов (ками), которые заселили эти острова и стали хозяевами всего, что на них находилось: гор, рек, деревьев, равнин, лесов и даже тумана в горных ущельях. Все божества теперь разделились на "небесных" и "земных". Старшая дочь Идзанаги, богиня Солнца Аматэрасу о-миками, получает во владение "равнину высокого неба" и становится верховной правительницей "небесных" богов.

Вторым кульминационным моментом мифологии синто является повествование о нисхождении на землю прямых потомков богини Аматэрасу и об установлении их власти над Японией. "Кодзики" повествует о том, что бог изобилия Ниниги получил от Аматэрасу символы священой власти - яшмовое ожерелье, зеркало и меч, спустился на землю и женился на Конохана-сакуя-химэ, дочери земного бога гор О-Ямацуми. Их сын Хоори, попав во дворец морского царя, взял в жены его дочь Тоётама-бимэ. От их брака родился бог Угаяфукиаэдзу, сын которого, Дзимму-тэнно, стал первым императором Японии. Согласно традиции, восшествие Дзимму-тэнно на престол произошло в 660 г. до н. э., и этот год официально считается началом создания японского государства.

В V-VI вв. начинает формироваться династийный синто. Императорский двор стал руководить деятельностью главных синтоистских храмов и наиболее важные обряды соверашл сам император, объявленный в VII в. верховным жрецом синто. Начиная с VI в. в Японии получает распространение буддизм, который проникает сюда из Кореи и Китая. Постепенно буддизм ликвидировал монопольное положение синто и начал играть ведущую роль в религиозной жизни страны. В результате японцы стали одновременно исповедовать две религии - буддизм и синтоизм, и эта традиция сохраняется и до сих пор.

 

Билет 29










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 292.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...