Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Распространение христианства на территории Казахстана и Средней Азии.




Христианство проникло в Среднюю Азию из Персии, куда оно было принесеносирийцами; сирийский язык остался языком богослужения как у персидских, так иу среднеазиатских христиан. Принятие Христианства римскими императорамивызвало гонение на христиан в Персии и переселение части христиан на Восток; с 334 г. упоминается христианский епископ в Мерве. В V в. принятие персидскимихристианами несторианства и разрыв их с Римом и Константинополем примирилис ними персидских царей; с тех пор распространение христианства в СреднейАзии было главным образом делом несториан, хотя в этом деле принималинекоторое участие яковиты и, в меньшей степени, православные сирийцы(мелькиты).

В несторианских синодах 410—671 г. участвовали митрополиты и епископыМерва, Герата и др. Распространение христианства среди тюрков началось вVII в.; в том же столетии христианство проникло в Китай (по-видимому, морскимпутём); памятник в Китае — камень с китайско-сирийской надписью в Си-ань-фу(781). Несторианские общины были в Средней Азии и в период господстваислама; в X в. упоминаются христианские селения Вазкерд (в горах к югу отСамарканда) и Винкерд (около места впадения Чирчика в Сырдарью).

В 1007 г. христианство принял народ кереитов в Монголии; в XII в. былаучреждена митрополия в Кашгаре, которой была подчинена также южная частьСемиречья. К XIII—XIV вв. относятся христианские кладбища с сирийскиминадписями, открытые в 1886 г. в Семиречье (около Токмака и Пишпека) и в1902 г. в Кульджинском крае; несторианские селения существовали в ΧIIΙ в. и всев. части Семиречья. В начале XIII в. было много христиан среди кочевыхнайманов (в западной части Монголии) и оседлых уйгуров. Слухи ораспространении христианства на дальнем Востоке вызвали в Европепредставление, что нашествия с Востока, которым подвергался мусульманскиймир в XII и XIII вв., были делом христиан; получила широкое распространениелегенда «о священнике Иоанне», будто бы соединявшем в себе достоинства царяи первосвященника. Есть много свидетельств о христианстве хана Золотой ОрдыСартака, побратима Александра Невского. Христианские кераиты, найманы иуйгуры имели значительное влияние при дворе Чингисхана и его преемников вКитае, Средней Азии и Персии; о быте несториан в Монголии подробно говоритпутешественник Гийом де Рубрук (1253 г.).

В XIV в. с несторианством вступает в борьбу католическая пропаганда; возникаюткатолические епархии в Пекине, Алмалыке (около Кульджи, см.) и Самарканде; вследствие развития торговли проникают в Среднюю Азию и христиане другихисповеданий; на берегу оз. Иссык-Куль был армянский монастырь, в которомпоказывали мощи св. апостола Матфея. Успехи ислама и буддизма в XIV в.прекратили деятельность как несторианских, так и других христианских миссионеров. Кровавое гонение нахристиан упоминается в 1338 г. (в Семиречье и Кульджинском крае), но оно продолжалось недолго; преданиео насильственном истреблении остатков Христианства Тимуром не подтверждается письменнымиисточниками. Христианство исчезло постепенно, вследствие прекращения сношений со странамихристианской культуры, не оставив по себе никаких существенных следов, кроме алфавита сирийскогопроисхождения, перешедшего от уйгуров к монголам и маньчжурам, и некоторых культурных слов.

В 334 г. Мерв был главным окружным административным центром христианских общин. Как пишет Российский исследователь религии Бахромхан Махдумзода, обосновавшись в Самарканде, Несторий создал мощный епископат, простиравший свое влияние на Дешти Кыпчак (от Монголии до Венгрии), Уйгурский каганат и далее в Китай (3).

По данным Марка Диккенса, имеются ранние документы, относящиеся к 250 году, в которых написано о деятельности некого миссионера Акая, который распространил христианство среди племен на юго-востоке Каспийского моря в 120-140 гг. (8). А христианские манускрипты, сохраненные с V века в Шуйпанге и Дунхуане (Китай), включают книги Библии, христианские апокрифы, толкования библейских текстов и медицинские книги. Упоминание Дунхуане важно потому, что оттуда дороги вели к Центральной Азии, а также в города, где к XII веку жили разные тюркские племена (6). И вообще, многие тексты относящиеся к Восточному Туркестану отражают образовательность и уверенность христианских общин того времени.

Распространению христианства также способствовало гонение огнепоклонников в Персии на несториан в конце IV века. Около 153,000 несториан были убиты близ современного города Киркук в 448 году. Бежавшие от гонения несториане несли с собой свою веру в другие части Востока (9). А в 498 году сам Шах Кавад I бежал из Персии в Среднюю Азию, которая называлась землей белых гуннов . Его сопровождали несторианские священники, которые донесли Евангелие до туземцев (8). Этот факт также подтверждается Филипп Оомен, профессором теологического колледжа в Индии, членом Церкви Мар Фомы, который отмечает, что вместе с верой, эти миссионеры принесли грамоту, достижения медицины, древнегреческую философию и т.д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 393.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...