Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль Римской католическая церкви в жизни Западной Европы.




Католическая церковь играла важнейшую роль в развитии средневекового европейского общества. Она принимала активное участие в развитии и контроле различных сфер общественной жизни.

1. В политической сфере церковь регулировала межгосударственные отношения.

2. Будучи крупным земельным собственником, католическая церковь получала огромные средства в виде церковной десятины, накапливая богатства, она зачастую становилась кредитором королей.

3. Еще одной сферой влияния католической церкви являлась культура. Церковь способствовала строительству многочисленных храмов и монастырей, что вело к развитию архитектуры.

Все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Она составляла программу обучения, задача которой была воспитать будущих служителей церкви, преподавание на латинском языке, а также то, что все научные труды должны были быть написаны по-латыни, облегчало ей задачу. Собрание на территории монастырей в огромных библиотеках трудов философов, ученых и различных древних деятелей, проведение диспутов, посвященных проблемам веры, морали и другим вопросам в их стенах еще более усиливало ее авторитет.

4. Церковь, в лице своих представителей была высшей инстанцией в судебных делах, касающихся не только духовной сферы, но всех сфер жизни общества.

Неразделение власти церкви и государства позволяла ей рассматривать любые случаи, а абсолютность власти – обвинять представителей различных сословий. Ни крестьянин, ни феодал, ни даже король не чувствовал себя в безопасности, он в любой момент мог предстать перед церковным судом по чьему-то доносу.

· Религиозное мировоззрение народов Западной Европы, этические и эстетические ценности сформировались под влиянием католической Церкви, которая, претендовала на подчинение светской власти духовной. Единая церковная организация воплощала идею духовного единства западноевропейской цивилизации, противостоящей Востоку православному и мусульманскому.

 

Католическая церковь имела доминирующее влияние на Западную цивилизацию с поздней античности до начала Нового времени. Благодаря её поддержке возникли романский, готический, ренессансный, маньеристский и барочные стили в искусстве, архитектуре и музыке. Многие деятели Возрождения, такие, как, к примеру, Рафаэль Санти, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Фра Беато Анджелико, Тинторетто, Тициан, поддерживались Католической церковью.

Католическая церковь являлась мощным властным институтом, который контролировал все сферы жизни общества.

Из духовной общины церковь превратилась в социаль­но-политическую организацию со своей иерархией.

Эволюционизм как подход к осмыслению религии

Эволюционизм (эволюционное учение) — система идей и концепций, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих её биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции вселенной.

Первые эволюционные идеи выдвигались уже в античности (но только труды Чарльза Дарвина сделали эволюционизм фундаментальной концепцией биологии).

 

В части общества практически с момента зарождения эволюционизма в биологии существует определённая оппозиция этому учению с религиозной стороны.

Обвинения в атеизме и отрицании религии, приводимые некоторыми противниками эволюционного учения, основаны в известной мере на непонимании природы научного знания: в науке никакая теория, в том числе и теория биологической эволюции, не может как подтвердить, так и отрицать существование таких потусторонних миру субъектов, как Бог (Бог при творении живой природы мог использовать эволюцию, как утверждает богословская доктрина «теистический эволюционизм»).

Некоторые верующие разных религий не находят эволюционное учение противоречащим их вере. Теория биологической эволюции (наряду со многими другими науками — от астрофизики до геологии и радиохимии) противоречит только буквальному прочтению сакральных текстов, повествующих о сотворении мира, и для некоторых верующих это является причиной отвержения практически всех выводов естественных наук, изучающих прошлое материального мира (буквалистский креационизм).

Среди верующих, исповедующих доктрину буквалистского креационизма, имеется некоторое количество людей, которые пытаются найти научные доказательства своей доктрине (так называемый «научный креационизм»). Научное сообщество признает подобные доказательства не соответствующими действительности, а сами направления — псевдонаучными.

Креационизм – это теологическая и мировоззренческая псевдонаучная концепция, согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

Теистический эволюционизм ( и эволюционный креационизм) — аналогичные концепции, утверждающие, что основные религиозные учения о Боге совместимы с современным научным знанием о биологической эволюции.

То есть, теистические эволюционисты верят в бытие Бога, в то, что Бог является создателем материальной Вселенной и всех видов жизни внутри неё, и что биологическая эволюция является природным процессом творения. Эволюция, следовательно, в этом воззрении является инструментом Бога, служащим для развития человеческой жизни.

Таким образом, теистический эволюционизм не является теорией в научном смысле, а представляет собой отдельное мнение о том, как эволюционная наука может быть связана с религиозной верой и религиозной интерпретацией. Сторонники теистического эволюционизма принадлежат к кругам, которые отвергают тезис конфликта в отношенияхмежду наукой и религией — они придерживаются позиции, что религиозные учения о творении и научные теории об эволюционном развитии не отрицают, а дополняют друг друга.

Юджини Кэрол Скоттиспользовала термин «теистическая эволюция» для описания разновидностей теологических мнений о том, что Бог творил мир посредством эволюции.

Теистический эволюционизм находит признание внутри множества христианских конфессий: в католичестве, православии, англиканстве и различных направлениях протестантизма.

Теистические эволюционисты, исповедующие христианство, утверждают неуместность использования библейской книги Бытия и других древних текстов в качестве научных, поскольку они писались в преднаучную эпоху, в религиозных дидактических целях. Теистические эволюционисты в основном придерживаются мнения, что следует не интерпретировать библейские тексты буквально, а учитывать культурно-исторический контекст их написания и их литературные жанры.

Билет № 18

1 Зарождение протестантизма в контексте формирования буржуазных отношений. Реформация.

Протестантизм - это одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей и церковных союзов.

Термин «протестантизм» происходит от протеста, заявленного немецкими князьями и рядом имперских городов против отмены принятого раннее постановления о праве местных правителей выбирать веру для себя и своих подданных.

В более широком смысле протестантизм ассоциируется с социально-политическим и нравственным протестом поднимающегося, но все еще бесправного третьего сословия против отживших средневековых порядков и стоящей на их страже католической церкви.

Протестантизм возник в Европе в 1-й половине XVI века как отрицание и оппозиция средневековым институтам Римско-католической церкви в ходе Реформации (широкого антикатолического движения XVI века в Европе), идеалом которой было возвращение к апостольскому христианству.

Реформация — широкое религиозно-политическое движение, начавшееся в Германии и распространившееся по всей Западной Европе, направленное на преобразование христианской церкви.

Апостольское (раннее) христианство — период в истории христианства от возникновения христианства (примерно в начале 30-х годов I века) до Первого Вселенского Собора в Никее (325 г.).

По мнению сторонников Реформации, Римско-католическая церковь отошла от первоначальных христианских принципов в результате многочисленных наслоений средневекового схоластического богословия и обрядности.

· Схоластика — систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

Лидером религиозной революции стал Мартин Лютер. Первое открытое выступление Лютера против церковной политики состоялось в 1517 году — он публично и яростно осудил торговлю индульгенциями, затем прибил на церковные двери 95 тезисов с изложением своей позиции.

Протестантизм как идеология и международная историческая сила оформился в XVI веке, когда Мартин Лютер и Жан Кальвин возглавили массовое движение против духовной монополии католицизма.

М. Лютер выступал за отмену индульгенций, за отказ церкви от богатств, за секуляризацию и за то, что при общении с Богом, людям не нужны посредники.

М. Лютер выступал за равенство людей перед верой и церковью, как институтом, способствующим реализации самой веры, ведь далеко не каждый мог позволить себе откупиться от грехов своих.

Это наводит на мысль о том, что оставаться "чистыми", непогрешимыми перед Богом, могли только богатые и знатные люди, что уже в принципе противоречит идее религии и христианской веры. Этого посыл становится причиной большого успеха протестантизма в Европе, где большинство населения было малого или среднего достатка.

М. Лютер излагает свою программу:

 

1. Сбросить с Германии папское иго

2. Отменить священство, монашество и церковное землевладение.

3. Свести таинства к двум, прямо упомянутым в Евангелиях: крещение и причащение. В частности, отменить мессу и культ святых как идолопоклонство: Бог не нуждается в посредниках. Открыть свободный доступ к Библии.

4. Покончить со светской властью церкви и злоупотреблениями вроде индульгенций.

С началом Реформации протестантизм стал одним из определяющих духовных и политических движений сначала в Европе, а затем и в мире. Различные протестантские конфессии на протяжении веков предлагали свои варианты решения духовных проблем и обеспечения религиозных потребностей верующих.

Протестантизм - главный локомотив развития западных буржуазных стран и главная причины бурного развития капитализма в Европе.

Количество протестантов в мире к началу XXI века оценивается примерно в 600—800 млн. человек.

2Психология религии. Религия в психоанализе З. Фрейда.

Психология религии представляет собой применение психологических исследовательских методов и интерпретационных моделей к различным религиозным традициям, формам духовности, а также к религиозным и нерелигиозным индивидуумам.

Данная наука стремится точно описать детали и происхождение религиозных верований и религиозного поведения, а также связанные с ними обычаи.

Хотя психология религии как самостоятельная дисциплина возникла в конце XIX столетия, все три главные задачи решались в течение многих столетий до этого.

Психология религии стремится решить три задачи:

1. Тщательно описать исследуемые объекты, под которыми могут подразумеваться как всеобщая религиозная практика (например, традиционные ритуальные церемонии), так и индивидуальные переживания, воззрения и поведение.

2. Объяснить на языке психологии происхождение таких феноменов;

3. Выяснить влияние этих феноменов на жизнь отдельных людей и всего общества.

Австрийский психолог, невропатолог и психиатр Зигмунд Фрейд стал основателем психоаналитической психологии и высказался по множеству вопросов, включая религию. Фрейд боготворил науку и полагал, что религиозное мировоззрение должно быть вытеснено научным. В целом Фрейд рассматривал религию как нечто, что порождает иллюзии и уводит людей от реальности.

 

Фрейд применил принципы основанного им психоанализа и к исследованию религии.

 

По его мнению, основу психики индивида составляет бессознательное, которое является психическим представителем «первичных влечений» – природного биологического начала (влечения к жизни – сексуальные и влечения к самосохранению, влечения к смерти, к разрушению.

В сфере бессознательного доминируют сексуальные влечения, которые в отличие от стремления к самосохранению способны к вытеснению и сложной трансформации.

Под влиянием окружающих, предъявляющих индивиду систему табу, формируется Эго – сознание, которое соизмеряет деятельность.

В ходе социализации формируется еще одна структура – Супер Эго, которая включает моральные, этические требования, идеалы и запреты.

Бессознательные влечения, стремящиеся к осуществлению, наталкиваются на сопротивление сознания –> происходит вытеснение бессознательных влечений. Эго оказывается под давлением Бессознательного, с одной стороны, и Супер Эго – с другой. Стремясь примирить эти тенденции, Эго постоянно терпит неудачу, а потому оказывается «льстецом, оппортунистом, лжецом». –> Развивается чувство страха и вины, а вытеснение влечений чревато появлением невроза.

Фрейд считает, что религиозные представления произошли из той же самой потребности, что и все завоевания культуры, – из необходимости защитить себя от подавляющей сверхмощи природы. К этому присоединился другой мотив – стремление исправить болезненно ощущаемые несовершенства культуры, компенсировать ее дефекты и наносимый ею вред.

Фрейд: «Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, выпадающие на долю человека в культурном сообществе»*.

Ученый связывает происхождение религии с беспомощностью перед внутренними инстинктивными силами, видит в ней «арсенал представлений, порожденных потребностью сделать человеческую беспомощность легче переносимой». Культура «дарит» религиозные представления индивиду как данность, они преподносятся ему готовыми, он был бы не в силах изобрести их в одиночку; они – наследие многих поколений, в которое он вводится.

Фрейд уподоблял индивидуальную религиозность персональному неврозу, а религию – универсальным коллективным неврозам. Религия играет важную роль в культуре как средство защиты от опасности индивидуального невроза.

 

Билет19(1)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 1079.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...