Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социокультурные предпосылки формирования ислама.




Время возникновения ислама - период острой социальной и политической борьбы, быстрому разрушению первобытного строя и формирования раннего классового общества на Аравийском полуострове. Время обострилась вооруженная борьба двух мировых империй - Византии и Ирана. Социальные и идейные волнения доходили и до Западной Аравии. Как социальное и духовное явление, ислам был, с одной стороны, итогом особого развития общества Аравийского полуострова, с другой - одним из порождений общих процессов, которые продолжались на Ближнем Востоке. Возникновение ислама связано как с влиянием и развитием монотеистических религий - иудаизма и христианства, так и с эволюцией религиозного сознания населения Аравии, со специфическими аравийскими формами синкретического монотеизма. Появились люди, которые верили в единого Бога, но они не относили себя к какой-либо официальной религии. Активно происходил процесс этнической и культурной консолидации арабов, формировалась единая арабский язык. Потребность в идеологическом обосновании этих политических, экономических и социальных изменений, в стимулировании их развития породила в Аравии различные идейно-политические движения. Ислам был проявлением этих общих процессов. Он стал важным фактором в становлении средневековой арабской народности, нового политического образования - Халифата, новой этноконфессиональной общности - общины мусульман (умма).

Ислам - относительно молодая религия. Он возник в начале VII в. н.э. Формально времени появления ислама считается 622 год, когда основатель новой религии Мухаммед был вынужден бежать из своего родного города Мекки в соседнюю Медину. Господствующая аристократическая верхушка племени корейшитив не приняла его учения. Это произошло 26 июля 622 года. От этой даты и начинается мусульманское летоисчисление.

Возникновение ислама подчиняется общим закономерностям формирования мировых религий. Он возник на базе родоплеменных культов одного из самых влиятельных племен Западной Аравии - курейшитов. Их богом был Аллах (араб. Аль-Илах), который со временем вытеснил богов слабых племен. В целом социокультурная ситуация того времени способствовала формированию у арабов монотеизма. Конечно, процесс формирования монотеистической религии не проходил сам собой. Сильный импульс предоставленное реальное историческое лицо - пророк Мухаммед (570-632 гг.) Оставив торговые дела, он в 610 году выступил с проповедью монотеистической религии, которую назвал "ислам" (в пер. С араб. - "Покорность", "предание себя Богу"). Мухаммед провозгласил, что существует лишь Аллах и что все должны быть покорны его установкам.
В проповедях Мухаммеда звучали также требования социальной справедливости, братства верующих, осуществление благотворительной помощи бедным, осуждалось ростовщичество, провозглашалась необходимость придерживаться простых норм морали.

Ислам оформился в 7 в. н.э., на Аравийском полуострове, возникнув в силу ряда объективных исторических причин:

- разложение родоплеменного строя;

- кризисные явления в экономической и политической жизни;

-тенденции к объединению и созданию политически устойчивых го­сударств.

Для этих целей нужно было идейное знамя, под которым бы осуществилась консолидация сил народов. Таким знаменем стал ислам.

До ислама у арабов не было единой религии. Среди племен были рас­пространены различные верования, существовало многобожие. Политиче­ское и экономическое возвышение отдельных племен привело к возвыше­нию племенных богов. К началу седьмого века в Аравии наибольшего мо­гущества достигло племя курейшитов в Мекке, которое подчинило себе население близлежащих городов и оазисов. Постепенно бог курейшитов «илах» или «аль-илах» (араб.) стал вытеснять богов менее сильных и влиятельных племен. Впоследствии - как «аллах» - он вошел в ислам в качестве бога, единственного и самого истинного господа.

На формирование ислама оказали влияние также иудаизм, христианство, зороастризм, манихейство и пережитки староарабских культов.

2 Раскол в русской православной церкви (XVII век). Старообрядчество как социокультурный феномен.

В ходе Церковного раскола XVII века можно выделить следующие ключевые события:
1652 г. - церковная реформа Никона
1654, 1656 гг. - церковные соборы, отлучение и ссылка противников реформы
1658 г. - разрыв между Никоном и Алексеем Михайловичем
1666 г. - церковный собор с участием вселенских патриархов. Лишение Никона патриаршего сана, проклятие раскольникам.
1667-1676 гг. - Соловецкое восстание.

И следующие ключевые фигуры, повлиявшие прямо или косвенно на развития событий и развязку:
Алексей Михайлович,
Патриарх Никон,
Протопоп Аввакум,
боярыня Морозова

Религиозно-политическое движение XVII века, в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона, получило название раскола.

Поводом к возникновению раскола послужило исправление церковных книг. Потребность в таком исправлении чувствовалась уже давно, так как в книги было внесено много мнений, несогласных с учением православной церкви.

За устранение разночтений и исправление богослужебных книг, а также ликвидацию местных различий в церковной практике, выступали члены Кружка ревнителей благочестия, сформировавшегося в конце 1640 х — начале 1650 х годов и просуществовавшего до 1652 года. Настоятель Казанского собора протопоп Иван Неронов, протопопы Аввакум, Логгин, Лазарь считали, что русская церковь сохранила древнее благочестие, и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги. Духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев, дворянин Федор Ртищев, к которым позднее присоединился архимандрит Никон (позднее — патриарх), ратовали за следование греческим богослужебным образцам и укрепление их связей с восточными автокефальными православными церквами.

В 1652 году митрополит Никон был избран в патриархи. Он вступил в управление русской церковью с решимостью восстановить полное согласие ее с греческой церковью, уничтожив все обрядовые особенности, которыми первая отличалась от последней. В сознании этого долга патриарх Никон приступил к исправлению русских богослужебных книг и церковных обрядов по греческим образцам. В 1653 году перед великим постом им был разослан указ о том, сколько следует класть земных поклонов при чтении великопостной молитвы святого Ефрема Сирина (четыре вместо 16), предписывая также креститься тремя перстами. Затем предметом его критики стали русские иконописцы, которые отступили от греческих образцов в писании икон и применяли приемы католических живописцев. Далее он ввел вместо древнего одноголосного пения многоголосное партесное, а также обычай произносить в церкви проповеди собственного сочинения — в древней Руси видели в таких проповедях признак самомнения. Никон сам любил и умел произносить поучения собственного сочинения.

«Справщики» были людьми умными и могли цитировать главами священные книги, но не могли судить о первостепенной важности Евангелия, Жития святых, книги Ветхого Завета, поучений отцов церкви и законов греческих императоров. Тем более «справщики» оставили в неприкосновенности исполнение церковных обрядов, поскольку это выходило за пределы их полномочий – подобное могло произойти только решением собора иерархов церкви.

Особое внимание в церковной реформе занимает, естественно, дилемма – насколько обоснованно креститься тремя (двумя) перстами? Данный вопрос является очень сложным и отчасти противоречивым – никониане и старообрядцы толкуют его по-разному, разумеется, отстаивая собственную точку зрения. Обратимся к некоторым деталям.

Во-первых, православие Русь приняла, когда византийская церковь следовала Студийскому уставу, ставшему основой русскому (Владимир Красное Солнышко, крестивший Русь, ввел крестное знамение двумя перстами). Однако в XII - XIII вв. в Византии получил широкое распространение другой, более совершенный, Иерусалимский устав, являвшийся шагом вперед в богословии (поскольку в Студийском уставе вопросам богословия отводилось недостаточно места), в котором и провозглашалось троеперстное знамение, «трегубая аллилуйя», отменялись поклоны на коленях, когда молившиеся били челом о землю и др.

Во-вторых, строго в древневосточной церкви нигде не установлено, как надо креститься – двумя либо тремя перстами. Поэтому крестились и двумя, и тремя, и даже одним перстом (например, во времена константинопольского патриарха Иоанна Златоуста в конце IV в. н.э.)! С XI в. в Византии крестились двумя перстами, после XII в. – тремя; правильным считались оба варианта (в католицизме, например, крестное знамение осуществляется всей рукой).

Имея поддержку царя, даровавшего ему титул «великого государя», Никон вел дело торопливо, самовластно и круто, требуя немедленного отказа от старых обрядов и точного исполнения новых. Старорусские обряды предавались осмеянию с неуместной запальчивостью и резкостью; грекофильство Никона не знало предела. Но оно имело в основе не преклонение перед эллинистической культурой и византийским наследием, а провинциализм патриарха, выбившегося из простых людей и претендовавшего на роль главы вселенской греческой церкви.

Приверженцы древнего благочестия в большинстве своём не приняли реформ. Они стали считать реформаторскую деятельность Никона изменой староотеческим традициям. Со своей стороны, власть объявила жестокие гонения на не принявших реформы раскольников. Начался массовый исход старообрядцев с насиженных мест. Начался Великий Раскол Русской Православной церкви.

Приток людей к расколу был обусловлен не только церковной реформой, но и Cоборным уложением 1649 года, окончательно укрепившим крепостное право и притеснившим права церкви.

Таким образом, причинами раскола русской церкви XVII века и формирования массового явления старообрядчества стали следующие социокультурные явления: нарушение привычного сакрального пространства жизни русского человека, вызвавшее острую негативную реакцию на реформы патриарха Никона; социальные потрясения, связанные с ужесточением положения некоторых социальных групп населения из-за Уложения 1649 года, способствовавшие массовому притоку населения в ряды старообрядцев; усиление эсхатологических настроений в первой половине XVII века; массовая миграция и эмиграция приверженцев старой веры.

 











Билет № 23










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 1203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...