Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Взгляды и деятельность Юсуфа Баласагуни




Ю́суф Хасс Ха́джиб Баласагу́ни - выдающийся тюркский поэт и мыслитель. Жил в XI веке в государстве Караханидов, в городах Кашгар и Баласагун. Юсуф умер в возрасте 55 лет. Он похоронен в г. Кашгар, Синцзян-Уйгурский Автономный район, в местности Пайпап. Поэма Юсуфа «Кутадгу Билиг» — значительное явление в мировой культуре. Она является одним из выдающихся литературных памятников в культурном наследии тюркских народов. Это энциклопедическое произведение мыслителя — не только дидактическая поэма, но и работа, изучающая широкий спектр проблем естественных и гуманитарных наук. Ю. Баласагуни был поэтом, ученым, мыслителем и общественным деятелем. В «Кутадгу билиг» разрабатываются общефилософские, социальные, юридические, политические, этические и эстетические проблемы.

В мировоззрении выдающегося мыслителя отчетливо проявляется его пантеистический взгляд на мир. В поэме «Кутадгу билиг» он исходит из того, что Бог является первопричиной мироздания. Поэт полагал: «Аллах «создал велением своим все земное», вертящийся он сотворил небосвод». Как и другие перипатетики Средней Азии (Фараби, Беруни, Ибн Сина), Юсуф выдвигает концепцию о том, что, возникнув по воле Аллаха, мир существует самостоятельно и развивается по своим собственным законам. Говоря о модели мира и его гармоническом развитии, он высказал ряд интересных идей.

Учение Юсуфа о строении вселенной имеет много общего с системой Аристотеля-Птоломея. Но, исходя из достижений естественных наук своего времени, мыслитель отстаивает концепцию о шарообразности земли, которая вращается вокруг своей оси. Продолжая традиции древних мыслителей, Юсуф считал, что окружающая действительность состоит из четырех материальных тел (земля, вода, воздух и огонь), которые являются основой мира и жизни на земле. Он полагал, что земля занимает центральное место и лежит в основе четырех стихий. Поэт утверждает, что все явления природы и общества развиваются и изменяются закономерно.

В области гносеологии мыслитель выдвинул плодотворные идеи о происхождении и сущности сознания, о роли разума и знания в жизни людей. Подобно представителям восточного перипатетизма, он выступает как рационалист. Юсуф рассматривает разум как творческую силу и инструмент познания предметов материального мира. По концепции Юсуфа, разум озаряет человека светом знаний. В то же время поэт не отрицает роли чувственного восприятия в познании истины. Важно подчеркнуть, что мыслитель правильно ставит вопрос о роли разума в интеллектуальной деятельности человека.

Особое внимание своих современников Юсуф обращает на то, что познание невозможно без знания: чтобы глубже познать мир, необходимо систематически пополнять свое образование и знания. В сочинении Юсуфа особое внимание уделяется проблемам морали, этические идеи проходят красной нитью через всю поэму. Поэт раскрывает содержание таких этических категорий, как справедливость, добро и зло, показывает их взаимосвязь, выдвигает концепцию: справедливость должна быть основой и содержанием добра. Быть справедливым правителем, полагает он, это значит совершать добрые дела.

Поэма «Кутадгу Билиг» («Благодатное знание») является энциклопедическим произведением на тюркском языке. Нетрудно заметить, что автор руководствовался политической обстановкой. Он стремился научить соотечественников искусству управления на примере таких высокоразвитых государств, как Мавераннахр, Восточный Туркестан. Но произведение не является политическим трактатом, оно охватывает науку и культуру средневековья; поднимает вопросы смысла жизни человека, его судьбы, места и роли в мире. Вместе с тем проявляется его философское, шаманское, исламское мировоззрение. Представлять философию через поэзию было в традиции средневекового Востока. Вторая особенность поэмы — различные доисламские верования. В произведении встречаются шаманские понятия; значительное место занимает и исламская идеология. «Кутадгу Билиг» — первое произведение, написанное на языке древних тюрков и полностью сохранившееся. Многие тюркоязычные народы по праву могут считать это произведение истоком или первым шедевром своей письменной литературы.

Нельзя не привести следующее высказывание Баласагуни о добродетели и зле: «Мы не страдали бы от тяжелых мыслей, если бы добро было сильным, а зло — слабым. Если бы в мире существовали справедливые законы, мы не обижались бы на суровую участь судьбы».

В книгу включены пословицы, поговорки, крылатые слова, характеризующие охотничий промысел и образ жизни кочевников.

 

БИЛЕТ 22










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 1097.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...