Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы. Произвести орфографический разбор текста.




(Под) н...гами л...сной к...вер. В с...сновом б...ру этот к...вер – из опавшей хвои или хрустящих с...роватых кустиков л...шайника. (Во) влажном ...ловом л...су землю устилает мягкий мох. В лиственном – прошлогодние прелые листья. А (в)верху, в небе, словно тонкие водоросли в г...лубой и глубокой в...де, купаются, к...лышутся з...леные в...ршины д...ревьев. Прохладно, и запахи в л...су разные. (Н.Верзилин)

6.Подчеркнуть непроверяемые гласные в словах. Написать сочинение-миниатюру, используя слова одной из тематических групп.

Город: архитектура, асфальт, газон, витрина, гостиница, карусель, киоск, квартира, консерватория, концерт, магистраль, поликлиника, постамент, почтальон, пьедестал, трамвай, троллейбус, университет, ярмарка.

Школа:аттестат, директор, дисциплина, конспект, микроскоп, молекула, образование, программа, профессия, ровесник, сверстник, свидетельство, секретарь, юннат.

Спорт:байдарка, бассейн, велосипед, волейбол, диплом, комплекс, комплект, маршрут, олимпиада, спартакиада, ориентир, популярный, преодолеть, пьедестал почета, рекорд, состязание, трамплин, чемпион.

 

Переписать, вставляя пропущенные буквы. Пользуясь «Кратким этимологическим словарем русского языка» Н.М.Шанского, В.В.Иванова, Т.В.Шанской ( М.: Просвещение, 1971), объяснить современное написание безударных гласных в предложенных ниже словах.

Б...гряный, д...рюга,д...сница (рука), зак...дычный, к...нтовать, к...кимора, к...лдун, пап...ротник, п...льмени, п...чуга (п...чужка), р...тивый.

 

Перевести с украинского языка на русский язык и сравнить написание предложенных ниже слов.

Багатий, гарячка, доганяти, допомагати, кажан, качан, козацький, котити, кочерга, коровай, кропива, калач, монастир, поганий, розум, собака, халява, яблуня, яструб.

 

Самодиктант. Написать текст под диктовку, проверить, сделать анализ ошибок.

УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ

-А, здравствуйте!

-Извините, я не А, я О.

-О, значит, тезка! А голос у тебя –совсем как у А.

-Стань на мое место, тогда посмотрим, какой у тебя будет голос.

-Что же у тебя за место такое?

-Периферия. Ты вот в центре, тебе – все внимание, а обо мне –кто помнит?

Разговор происходит в слове между двумя гласными: Ударным О и О Безударным.

-Конечно, -жалуется Безударный,- слог у меня не тот. В твоем положении легко звучать. Я бы на твоем месте еще не так зазвучал!

-Так ведь я – под ударением,- напоминает Ударный. –Стань под ударение и звучи. Кто тебе мешает?

Безударный произносит какой-то звук, больше напоминающий А, чем О, и умолкает.

-Ну, как, станешь?- продолжает Ударный.- Ты станешь ударным, я – безударным...

Молчит Безударный. Хмурится. Ему не хочется меняться. Кому охота ставить себя под удар? (Ф.Кривин) 



Занятие № 3-4.

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ ГЛАСНЫХ

В КОРНЕ

План

1.Правописание чередующихся гласных Е-И, О-А в зависимости от наличия или отсутствия суффикса А после корня.

2.Правописание чередующихся гласных О-А в зависимости от места ударения в слове.

3.Правописание чередующихся гласных О-А в зависимости от конечной согласной корня.

4.Правописание чередующихся гласных  О-А в зависимости от лексического значения корня.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1070, стр. 9-10, 11-12.

2. Кайдалова А.И., Калинина И.К.Современная русская орфография. –М.: Высшая школа, 1983, стр. 30-34,

3. КовалевВ.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987, стр. 13, 15-16.

4. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991.

5. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

6. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

8. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

9. Шевелев В.М. Русская орфография: Учебное пособие. – Харьков: Издательство «Ранок»: Веста, 2003.

10. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

ЗАДАНИЯ

Выполнить упражнения 23, 26 (Ковалев, Горяной. Современный...)

 

Составить таблицу «Правописание чередующихся гласных в корне».

Подобрать и записать в тетрадь свои примеры на все случаи правописания чередующихся гласных в корне слов.

 

Выделить корни, вставить пропущенные буквы в следующих словах. Сгруппировать слова в зависимости от правил правописания чередующихся гласных (см. составленную таблицу).

Бл...стать, заг...рать, соб...решь, ум...рать, пром...кашка, заст...лешь, выж...гать, р...внина, ст...реть, выч...тание, изл...гать, раст...реть, бл...снуть, р...вняйтесь, зап...рать, изм...рять, пл...вник, скл...нение, прот...реть, распол... гать, р...стовщик, зап...рается, ср...вниться, зар...внять, переб...рая, пл...вчиха, тв...рение, обт...рание, выр...сла.

Выписать слова с чередующимися гласными в корнях, объяснить написание.

1. Люди пишут, а время стИрает,

Все стирает, что можно стЕреть.

Но скажи, - если слух умИрает,

Разве должен и звук умЕреть?

                                  (С. Маршак)

 

2. О, есть костер, которого не смеет

КОснуться ни забвение, ни страх.

                                (А. Ахматова)

 

3. Подарит мне

                   басовая струна

неясную

                   надежду на успех…

Чтоб я к ней прикАсался,

                                     а она,

она чтоб

                    отвечала нараспев.

               (Р. Рождественский)

 

4. В разрухе, в тифу, заметенную снегом,

Мы часто едва примечали зАрю.

                                      (С. Щипачев)

 

5. Тут зОри падают и вырАстают зори,

Хвостатые, запененные медом,

Как некогда при Дмитрии Донском.

                                (В. Луговской)

 

6. От спора мы ушли,

И стало все бесспорно…

Но брошенные зерна

Вдруг дерзко прорОсли.

            (Д. Самойлов)

Объяснить правописание выделенных орфограмм, привести примеры родственных слов с чередующимися гласными, составить словосочетания с данными словами.

Умереть, промокашка, задирать, поджечь, гореть, расстилается, положить, макать, заря, равновесие, растереть, беру, вычитание, ровный, стирать, блистать, вскочить, утварь, выровнять, предположить, припирать, растение, сравнить.

Списать предложения, вставляя пропущенные буквы. Объяснить, какими условиями определяется выбор букв О или А, Е или И в корнях с чередующимися гласными.

1. Я люблю сомневаться во всем: это распол…жение ума не мешает решительности характера; напротив, что до меня к…сается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. (М. Лермонтов) 2. Только едва он к…снулся двери, как она вск…чила, зарыдала и бросилась ему на шею. (М. Лермонтов) 3. Клены дог...рали запекшейся кровью. (Б. Пильняк) 4. Погиб и кормчий, и пл…вец . (А. Пушкин) 5. З…рница, как алмаз, отделялась на синем своде . (М. Лермонтов) 6. Мы р…сли, учились и играли всегда вместе (Л. Толстой) 7. Остров выр…стал, приближался. (В. Катаев) 8. Адъютант, изловчившись, без шума поднял перо с рабочего столика, обм…кнул в чернильницу, стряхнул и легко пол…жил на руку, замарав себя чернилами. (Ю. Тынянов) 9. Осень у моря, черная осень, как девушка, вым…кшая под дождем, бл…стела лиловыми глазами. (К.Паустовский) 10. Он с зам…ранием и наслаждением ждет ее (волны) брызг, ее холодного прикосновения (Н.Гарин-Михайловский) 11.Услыхав это, я зам…р на своем месте. (Л.Толстой) 12.Узкими горными тропинками от одного дачного поселка до другого проб…ралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. (А.Куприн) 13.Тогда дело сч…талось проигранным и вторичная попытка – нечестной (В.Короленко) 14.В небе какое-то странное соч…тание наивной голубизны и темных аспидных туч. (В.Солоухин) 15.Мать молча выт…рала капавшие по его щекам слезы. (Н.Гарин-Михайловский) 16.Она пошла в кухню, зап…рла дверь на крючок, затопила там печь. (Е.Замятин) 17.Тема тоже вскакивает, зап…рает за нею дверь и оглядывается .( Н.Гарин-Михайловский) 18.Глаза бл…стели, а губы улыбались (В.Короленко) 19.Восходящее солнце ярко бл…стало на пелене снега. (И.Соколов-Микитов)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 278.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...