Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Публичный (общественный) интерес в государственном управлении




Интересы были и остаются одним из ведущих факторов человеческой жизнедеятельности, именно они влияют как на создание, так и на и функционирование государственных и общественных институтов. Именно через интересы проявляются общественные притязания наиболее социально активных слоев общества. Закрепление в праве социально значимых интересов, соответствующих объективным интересам общества, имеет решающее значение для достижения социального спокойствия в государстве, поскольку защита интересов при помощи правовых норм, не соответствующих объективным интересам всего общества, приводит к нарушению их баланса. Следовательно, одной из важнейших общественных задач становится согласование различных интересов, достижение компромисса, обеспечение общественного согласия и партнерства.

В философской литературе интерес характеризуется как имеющая значение причина действий людей и их групп, общественного поведения. Зарождающийся, формирующийся интерес предопределяется, прежде всего, объективными условиями – видами собственности, характером распределения, природой и устройством власти, типом культуры, укладом жизни. Вместе с тем интерес есть продукт сознательной деятельности людей, когда определяются их потребности, сопоставляются ценности, выясняются взаимоотношения. И тогда интерес становится стимулом действий.

Интересы в обществе весьма разнообразны. Их можно различать:по степени общности– индивидуальные, групповые, общественные;по своей направленности– политические, экономические и др.;по характеру субъекта– классовые, национальные и др.;по степени осознанности– «действующие стихийно и на основе разработанной программы;по возможности их осуществления –реальные и мнимые;по отношению к объективным процессам– прогрессивные, консервативные и др.»[33].

Важно подчеркнуть, что осознанный общественный интерес становится целью деятельности государства. Интерес подлежит правовому опосредствованию как стремлению к удовлетворению признаваемых общественных потребностей. Порождаемые им юридические мотивы, правовые требования, предложения получают правовое выражение посредством государственной воли. Объективизированный правом интерес предопределяет содержание правовых норм и присущим им общеобязательным характером.

Проблема интересов в праве всегда остро воспринималась юристами, и получала в их трудах различное отражение. Р. Иерингдоказывал, что цель права заключается в уравновешивании интересов в обществе, в нахождении компромисса между ними. Цель права – мир, средство для этого – борьба. Борьба человека за свое право рассматривалась как обязанность его перед собой и обществом по поддержке закона и правовых основ общества.

Расхождения в правовых подходах к интересу концентрировались вокруг определения источников формирования общего интереса. Обсуждалось, считать ли таковым классовые, или групповые, или личные интересы, или усредненные социальные интересы.

Что же такое публичные интересы? В строгом смысле слова это общие интересы, своего рода усреднение личных, групповых интересов. Это общественные интересы, без удовлетворения которых невозможно, с одной стороны, реализовать частные интересы, с другой – обеспечить целостность, устойчивость и нормальное развитие организаций, государств, наций,социальных слоев, наконец общества в целом. Это – официально признанные интересы, имеющие поддержку государства и правовую защиту. Следовательно,публичный интерес есть признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит условием и гарантией ее существования и развития.

Определить содержание и пределы действия публичного интереса довольно трудно. Во-первых, само по себе сложно обеспечить исчерпывающую полноту и точность его выражения с точки зрения чисто познавательной. Во-вторых, противоречивость и динамика развития политической и экономической сфер, многофакторность влияния, подвижность общественного поведения также затрудняют выявление параметров публичного интереса. Заметим еще, что фаза осознания и своего рода структурирования публичного интереса значительно более сложная, нежели в сфере частного интереса. Приходится «отбирать» и оценивать множество социальных интересов.

Определение приоритетов позволяет выделить задачи, решение которых дает возможность удовлетворить в первую очередь наиважнейшие интересы как человека, региона, так и общества в целом. Вернее, установление приоритетов в политике и экономике позволяет «расставить» цели и задачи, средства их достижения. Ошибки же в их «ранжировании» ведут к неудовлетворенности интересов и их столкновениям.

В целом проблема публичного интереса является сегодня малоизученной, несмотря на обилие в прошлом разнообразных источников об общенародном государстве, использующем приданные ему средства во имя общенародных, общеклассовых интересов. По сути, обсуждение проблематики сводится к констатации: «Публичное право направлено на обеспечение и охрану общих интересов государства (всего общества)»[34] или «интерес в публичном праве – это его опора. Существенной характеристикой интереса в публичном праве является то, что субъект права действует не в личном, а в общественном интересе»[35]. Между тем, здесь мы солидарны с позицией Г.В. Атаманчука, публичное, «концентрированно выражаясь в государстве и олицетворяя собой целостность, всегда предполагает в качестве единичного – человека во всей совокупности его биосоциальных характеристик… Есть государство как объединение (союз) всех граждан и гражданин как его одиночный субстрат, а между ними опосредующая система государственных и муниципальных органов, призванная, в одном направлении, сохранять устойчивость, безопасность, суверенитет и адаптационность целостности, а в другом – создавать условия, факторы и стимулы для развития и плодотворной самореализации каждого гражданина»[36]. «Публичное объединяет людей, превращает их в народ, общество, которое приобретает затем форму государства»[37].

Государство, принимая законы, стимулирует осознание тех интересов, которые признает общественно важными, создает механизм их удовлетворения, но при этом устанавливает запреты для таких субъективных интересов, которые противоречат объективным интересам общества. Необходимо обратить внимание, что при решении этих вопросов особую роль играет принцип формального равенства субъектов права перед законом и судом. А важнейшим критерием, ограничивающим интересы определенного лица или круга лиц, являются интересы других, в том числе общественные и государственные.

Выводы

Государственное управление – это сознательное воздействие всех государственных институтов на деятельность общества, его отдельные группы, в котором реализуются общественные потребности и интересы, общезначимые цели и воля общества.

В современной российской науке государственного управления представлены правовой, политологический, социологический, экономический подходы. Вместе с тем, каждый из них имеет не только достоинства, но и недостатки, поскольку игнорирует системность государственного управления. От данного недостатка избавлен интегративный, системный подход.

 

Контрольные вопросыизадания

1. Дайте определение понятия «государственное управление»

2. Охарактеризуйте отличия государственного управления от менеджмента.

3. Охарактеризуйте достоинства и недостатки правового, политологического, социологического и экономического подходов к изучению государственного управления.

4. Охарактеризуйте основные принципы государственного управления.

5. Каким образом формализуются и реализуются принципы государственного управления.

6. Охарактеризуйте основные отличия публичного (общественного) интереса.

Библиографический список

Основная литература

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. – М.: Омега-Л, 2010. – С. 16-40, 64-137.

2. Барциц И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. – М.: Формула права, 2007. – С. 9-32.

3. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления. – М.: Проспект, 2010. – С. 8-16.

4. Пикулькин А.В. Система государственного и муниципального управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – С. 10-19.

5. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. – М.: Норма, 2009. – С. 12-22, 31-75.

Дополнительная литература

1. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. – М.: Юрайт, 2010. – С. 10-59.

2. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – С. 8-51.

3. Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления. – М.: Юрайт, 2013. – С. 25-55, 57-87, 129-161.

4. Рой О.М. Основы государственного и муниципального управления. – СПб.: ПИТЕР, 2013. – С. 9-20.

5. Сморгунов Л.В. Государственная политика и управление (в 2 ч.). – М.: РОССПЭН, 2006-2007. – С. 11-23.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 602.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...