Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы государственного управления




Функционирование системы государственного управления обусловлено ее подчиненностью основным теоретико-методологическим положениям, принципам государственного управления. В отличие от закономерностей, которые действуют независимо от воли, сознания, предпочтений и пожеланий отдельных людей, принципы устанавливаются и реализуются в результате сознательно-познавательной и интеллектуально-конструктивной деятельности людей. Они имеют форму научного положения, закрепленную в необходимых случаях в правовой норме.

!!
!!
Принципы государственного управления – это научно обоснованные и законодательно закрепленные положения, в соответствии с которыми строится, функционирует и развивается система государственного управления как система.

В науке государственного управления существуют различные подходы к систематизации принципов государственного управления.

Так, Г.С. Яковлев выделяет общие, определяющие функционирование организации в целом как системы, и специальные принципы, определяющие условия функционирования отдельных ее элементов (структурно-функциональные принципы, принципы организации принятия решений, принципы организации управления кадрами)[30]. К классу общих организационно-правовых принципов он относит принципы демократического централизма, плановости, необходимости контроля; к подклассу специальных структурно-функциональных принципов – принципы дифференциации и фиксирования функций, децентрализации оперативных полномочий, линейно-функциональный (сочетания линейных и функциональных начал); к подклассу специальных принципов организации принятия решений – принципы персонализации ответственности, ответственности за принятое и непринятое решения, соответствия ответственности предоставленным полномочиям (баланса прав и обязанностей); к подклассу специальных принципов организации управления кадрами – принципы подбора и расстановки кадров по деловым и политическим качествам, обеспечения служебной перспективы, экономии квалификации.

Г.В. Атаманчук предлагает следующую классификацию принципов[31].:

1. Общественно-политические принципы, сформулированные в результате познания социальной природы государственного управления, общих закономерностей и основных особенностей его развития;

2. Функционально-структурные принципы, абстрагированные посредством исследования взаимодействия компонентов субъекта и объектов государственного управления и раскрывающие закономерности структуры государственно-управляющих воздействий;

3. Организационно-структурные принципы, отражающие характер, закономерности и специфику организационной структуры государственного управления (главным образом системы его органов) и служащие отправными моментами при ее формировании и совершенствовании, а также при организации государственно-служебных взаимодействий;

4. Принципы государственно-управленческой деятельности, раскрывающие закономерности, отношения и взаимосвязи методов, форм и стадий управленческой деятельности государственных органов при формировании и реализации управленческих функций и поддержании общественной жизнеспособности;

5. Общесистемными принципами государственного управления являются принципы объективности, правовой упорядоченности и законности государственного управления, разделения власти в государственном управлении, федерализма, публичности.

В таблице 1 представлено соотношение некоторых принципов государственного управления[32].

 

Таблица 1. Соотношение некоторых принципов государственного управления

Принцип законности предполагает строгое и точное соблюдение и исполнения субъектами государственного управления требований законов; означает, что функционирование и развитие государственного управления имеет правовые основания, государством гарантируется обязательность исполнения актов органов государственной власти Принцип ответственности предопределяет ответственность субъектов управления за результаты своей работы, как перед государством, так и перед населением и наступление юридической ответственности как за неисполнение, так и за ненадлежащее исполнение своих обязанностей
Принцип самостоятельности выражается в праве самостоятельно принимать решения в соответствии с собственной компетенцией и принципом разделения властей Принцип субсидиарности предполагает не только разграничение компетенции между государственными органами власти, но и формирование возможностей для ее осуществления
Принцип гласности выражается в демократизме управленческой деятельности, получении гражданами полной и достоверной информации о функционировании органов государственной власти Принцип взаимодействия выражается в том, что органы государственной власти, действуя в пределах своих полномочий при решении вопросов своей компетенции сообразуются с интересами Российской Федерации и ее субъектов при приоритетности интересов населения
Принцип единоначалия и коллегиальности предполагает, что вопросы государственного управления решаются как коллегиальными органами государственной власти, так и руководителями федеральных органов исполнительной власти Принцип двойного подчинения – это сочетание необходимых начал централизованного руководства с учетом местных условий и особенностей субъектов Российской Федерации, функционирования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

 

Также в теории государственного управления выделяют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

- правовой;

- политический;

- управленческий.

Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.

Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления — является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

Согласно управленческому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (publicmanagement) в качестве синонима понятию «государственное управления».

Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:

- следования принципу верховенству права (правовой подход);

- следования воле народа (политический подход);

- следования цели получения нужного социально-экономического результат (управленческий подход).

Принципы государственного управления взаимосвязаны между собой. Для практики управления весьма актуально знание того, каков же конечный результат их совокупного применения, ведь применение одного принципа, взятого изолированно, существенно отличается от его применения во взаимосвязи с другими принципами. Другой аспект заключается в том, что в социальной реальности все принципы используются одновременно и необходимо целостное представление об их применении, принципы государственного управления применяются в рамках их системы и как система.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 335.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...