Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Актуальное членение предложения.
Кроме определенной формально-синтаксической структуры, каждое предложение характеризуется той или иной линейно-динамической структурой, воплощающей его актуальное членение. Актуальная информация – угол зрения, под которым подается вещественная информация, то, без чего сама вещественная информация теряет свою целенаправленность. Актуальная информация передается линейно-динамической организацией предложения, т.е. последовательностью его элементов и местом логического ударения, а также использованием некоторых других грамматических и лексических средств, обслуживающих членение предложения на две взаимно соотнесенные части – на тему и рему. Тема – это то, что служит отправной точной для развертывания актуальной информации и что обычно в какой-то мере известно адресату сообщения или самоочевидно для него. Тема, как правило, дана ситуацией общения или предшествующим контекстом и потому даже может быть опущена без ущерба для понятности предложения. Рема – это то, что сообщается о теме, что составляет «ядро» и основное содержание высказывания. Рема не может быть опущена. Иногда целиком состоит из одного только нового, неизвестного для собеседника. Существуют предложения, в которые и тема и рема состоят из «нового». «объективный порядок» - когда тема линейно предшествует реме. Обратный порядок – «субъективный», когда рема выдвигается в начало, что придает ей особую значимость, в этом случае предложение характеризуется особым интонационным контуром. Средства передачи актуальной информации( помимо интонации и порядка слов): - лексические элементы - специальные синтаксические конструкции - артикли - залоговые трансформации. Употребление неопределенного артикля характерно для ремы, а определенного – для темы. Проблема происхождения языка. Древнейший вид человекообразных обезьян, усвоивших прямую походку, - это австралопитек. Следующая ступень эволюции – питекантроп, а затем неандерталец. Питекантроп уже обтесывал по краям куски камня, а неандерталец изготовлял из камня, кости и дерева специализированные орудия, знал начальные формы разделения труда и общественной организации. Ф. Энгельс: «Развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу». На этой ступени произошел большой скачок в развитии мозга. По-видимому, первобытный язык выступал в первую очередь как средство регулирования совместной трудовой деятельности в складывавшемся человеческом коллективе. Значение «знаков» первобытного языка было диффузным: это был призыв к действию и вместе с тем указание на орудие и продукт труда. «Природная материя» первобытного языка тоже была глубоко отлична от «материи» современных языков и кроме звуковых образований широко использовала жесты. У неандертальца нижняя челюсть не имела подбородочного выступа, и полости рта и зева были короче и иной конфигурации, нежели у современного человека. Это говорит об ограниченных возможностях образования достаточного количества дифференцированных звуков. В эпоху позднего палеолита на смену неандертальцам приходит неоантроп, т.е. «новый человек». В эту эпоху завершается становление звукового языка, выступающего уже как полноценное средство общения, средство общественного закрепления формирующихся понятий. Знаки языка постепенно получают более дифференцированное содержание. Историческое развитие языков в разные эпохи. Дивергенция и конвергенция. Дивергенция – процесс распада единого языка на два или несколько различающихся между собою, хотя и родственных языков. Конвергенция– процесс сближения разных языков и даже замены двух или нескольких языков одним. Конвергенция (от лат. convergo — приближаюсь, схожусь) — сближение или совпадение двух и более лингвистических сущностей. Понятие конвергенции имеет два аспекта: - глоттогонический - структурно-диахронический Глоттогоническая конвергенция — возникновение у нескольких языков (как родственных, так и неродственных) общих структурных свойств вследствие достаточно длительных и интенсивных языковых контактов, а также на базе общего для конвергирующих языков субстрата, в связи с чем различается: - контактная конвергенция - субстратная конвергенция Структурно-диахроническая конвергенция — исторический процесс, приводящий к уменьшению разнообразия в системе языка вследствие исчезновения некоторых вариантных или инвариантных различий, например, совпадение двух и более фонем. Источником структурно-диахронической конвергенции являются изменения позиционных условий реализации языковой единицы Развитие языков всегда было тесно связано с судьбами их носителей и, в частности, с развитием устойчивых социальных форм объединения людей. Исторические изменения в словарном составе. Словарный состав представляет собой ту сторону языка, которая более всех других подвержена историческим изменениям. Изменения в словарном составе наблюдаются повседневно: любое нововведение в технике, в быту, в общественной жизни и т.д. Важный процесс – появление неологизмов, т.е. новых лексических единиц и новых значений в связи с появлением нового в жизни данного языкового коллектива. Пути формирования неологизмов. - образование новых слов с помощью аффиксов или сложения основ, стяжение терминологического словосочетания в сложносокращенное слово. - заимствование из других языков, из диалектов и профессиональных подъязыков. Процесс противоположный возникновению неологизмов, - выпадение лексических единиц и отдельных значений слов из нормального, повседневного употребления. Если выпадение вызывается исчезновением соответствующих предметов и явлений, мы говорим об уходящих лексических единицах и значениях как об историзмах. Если предметы и явления остаются, а уходят только слова, их обозначавшие, то такие слова называют архаизмами. Изменения значения лексических единиц языка =>два процесса: - появление нового - отмирание старого значения Сужение значения( порох – ранее – вещество, состоящее из мелких частиц) и расширение значения( палец ранее – большой палец). Переименование – смена словесного обозначения без смены соответствующих денотатов. Пути обновления лексики. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 212. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |