Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оппозиционный подход фонологии.




Функции языка, язык как средство общения.

Анализируя факты или процессы общения, следует различать в нем два плана: выражение(способ или форма выражения -движение хвоста у кошки, и стоящее за этим выражением содержание, передаваемой информации – возбужденность животного)

Человеческое общение осуществляется главным образом с помощью звукового языка(письма и других производных формах). Также заметную роль играют и невербальные формы.

Языковоеобщение основывается на усвоении данного языка участниками общения, на приобретенном знании. Языковое общение выступает как качественно особый обмен информацией – не просто сообщение каких-то фактов или передача связанных с ними эмоций, но и обмен мыслями по поводу этих фактов.

Невербальное общение представлено непроизвольным проявлениями эмоций в форме смеха, плача, некоторых телодвижений. Сюда же относятся явления, реализуемые в процессе речи, но обусловлен

ные физическим или эмоциональным состоянием говорящего и от его воли, как правило, не зависящие, - изменения тембра голоса, темпа и плавности речи, дрожь в голосе.

Письмо – особая разновидность языкового общения, вторая форма языка, преодолевающая пространство и время.

Искусственные системы общения – сигнализация, спец. Коды и шифры, системы символов, языки программирования, искусство, язык глухонемых.

Функции:

-коммуникативная – служить орудием общения, т.е. в первую очередь обмена мыслями.

- мыслеформирующая – язык – образующий орган мысли.

Частные функции коммуникативной функции:

- констатирующая – служить для простого «нейтрального» сообщения о факте

- вопросительная – служить для запроса о факте

- апеллятивная – служить средством призыва, побуждения к тем или иным действиям

- экспрессивная – выражать личность говорящего, его настроения и эмоции

- контактоустанавливающая – функция создания и поддержания контакта между собеседниками, когда передачи сколько- нибудь существенной информации ещё нет

- метаязыковая – функция истолкования языковых фактов

- эстетическая – функция эстетического воздействия.

- функция индикатора(показателя принадлежности к определенной группе людей – к нации, народности, профессии и т.д.

3. Язык и речь.

Фердинанд де Соссюр: « Язык и речь – две сущности, тесно связанные друг с другом, но не одно и то же».

Язык – языковая система, инвентарь и грамматика, абстрактная сущность.

Речь – речевая деятельность(говорение и понимание, между ними процесс слухового восприятия), определяется как конкретное проявление языка, как форма его существования.

Общие черты: текст и высказывания. Различают речевые слова, начальные формы слов и языковые слова.

Ворон к ворону летит, ворон ворону кричит. – 7 речевых слов, 5 словоформ, 4 языковых слова.

Язык и мышление.

- одновременность возникновения в процессе трудовой деятельности

- язык формирует мысль и выражает мысль

- язык материален, единицы языка имеют форму звука.

- мышление идеально, т.к. мысль не имеет свойств материи, существует в виде понятий, умозаключений.

- язык живет и развивается по своим законам, мышление – по законам логики.

Мышление может быть вербальным и невербальным.

Невербальное мышление осуществляется с помощью наглядно – чувственных образов, возникающих в результате восприятия впечатлений действительности и затем сохраняемых памятью и воссоздаваемых воображением.

Невербальной является мыслительная деятельность при решении творческих задач технического характера, мышление шахматиста.

Вербальное мышление оперирует понятиями, закрепленными в словах, суждениях, умозаключениями, анализирует и обобщает, строит гипотезы и теории. Оно протекает в формах, установившихся в языке, т.е. осуществляется в процессах внутренней или внешней речи. Вербальное мышление – лишь один из компонентов человеческого мышления.

Мышление человека многокомпонентно, это сложная совокупность различных типов мыслительной деятельности, постоянно сменяющих и дополняющих друг друга, нередко выступающих в синтезе.

Язык и общество

Язык – достояние коллектива, языковая общность включает такие коллективы, как племя, народность, нация.

Внутри любого языка есть вариант общенародного языка, который проявляется как образцовый – литературный язык.

Диалектология изучает жаргоны, частные диалекты, просторечия(малонормированные).

Индивидуальные варианты языка – индиалекты.

Социальность языка – общее и политическое.

В языке присутствуют стилистические различия, они представлены в стилях языка:

- высокий и художественно-политический стиль – наличие слов и оборотов в сочетании с элементами других стилей

- научно – популярный, научный, газетно – публицистический стили – характерна замена глаголов отглагольными существительными

- официально деловой стиль – лексемы социального уровня

- разговорный стиль

Язык как знаковая система

Язык рассматривается как система знаков. Знак можно определить как своеобразную материальную единицу, создающую язык как явление.

Применительно к языку термин знак можно определить следующими пунктами:

1. Знак должен быть материален, то есть он должен быть доступен чувственному восприятию, как и любая вещь.

2. Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует.

3. Содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, тогда как содержание вещи исчерпывается ее материальной характеристикой.

4. Содержание знака определяется его различительными признаками, аналитически выделяемыми и отделяемыми от неразличительных.

7.Фонетика. Предмет и задачи исследования.

Фонетика ориентирована на звуковой уровень – непосредственно доступную для человеческого восприятия звуковую сторону. Ее предметом являются звуки речи во всем их многообразии.

Звуки и другие звуковые единицы, а также звуковые явления изучаются фонетикой с нескольких точек зрения:

- с точки зрения их физических признаков

- с точки зрения работы, производимой человеком при их произнесении и слуховом восприятии, т.е. в биологическом аспекте

- с точки зрения их использования в языке

 Звуки языка изучает также фонология, но с функциональной и системной точек зрения. В качестве исходной единицы и объекта исследований фонологии выделяется фонема. Вводится особый морфологический уровень и исследующая его морфологическая дисциплина – морфонология – изучение фонологического состава морфологической единицы языка.

8. Акустический аспект в изучении звуков языка и речи.

Звук – это физическое явление – колебательное движение, передаваемое через упругую среду и воспринимаемое человеческим слухом.

Высота звука зависит от количества колебаний в единицу времени. От увеличения количества колебаний высота звука повышается, от уменьшения – понижается. Высоту звуков измеряют герцами – одно колебание в секунду (Герц – нем. физик). Человеческое ухо воспринимает звуки от 16 до 20 000 герц. Изменения высоты звуков в речи создает интонацию, мелодику речи.

Сила звука определяется амплитудой колебаний звуковой волны: чем больше амплитуда, тем сильнее звук. В речи сила звука связывается с понятием о силовом ударении. Сила звука воспринимается слушающим как громкость. Ученые выделяют два порога: порог слышимости (когда звук слабо различим) и порог болевого ощущения.

Длительность или долгота звука связана с продолжительностью данного звука во времени с его количеством колебаний: в русском языке, например, гласные под ударением длительнее безударных.

Большую роль в акустической окраске звуков играет характер колебательного движения: если оно совершается ритмически, то есть через определенные интервалы повторяются такие же периоды, то такая звуковая волна создает музыкальный тон; это наблюдается при произношении гласных звуков, когда воздух из легких, проходя через голосовые связки, нигде больше не встречает преград. Если же колебательное движение прерывается, то ухо воспринимает такой звук как шум. Шумными являются согласные звуки: воздух, проходя через речевой аппарат, встречает на пути преграды (с участием неба, языка, зубов и губ).

Тоны и шумы взаимодействуют в ротовом и носовом резонаторах, создавая индивидуальные тембры звуков, по которым мы и узнаем звуковую речь наших знакомых и родных.

9. Биологический аспект.

Каждый звук, произносимый нами в речи, есть не только физическое явление, но и также и результат определенной работы человеческого организма, объект слухового восприятия, тоже связанного с определенными процессами, происходящими в организме.

Биологический аспект подразделяется напроизносительный и перцептивный.

Произносительный:

Для того, чтобы человек произнес тот или иной речевой звук нужно:

- определенный импульс, посылаемый из головного мозга.

- передача этого импульса по нервным органам, выполняющим данную команду.

- сложная работа дыхательного аппарата

- сложная работа тех органов, которые принято называть произносительными органами в узком смысле слова.

Совокупность работ дыхательного аппарата и движений произносительных органов, необходимая для произнесения соответствующего звука, называется артикуляцией этого звука.

Функции произносительных органов.Эти органы делят на активные и пассивные. Важнейшими активными органами являются голосовые связки, язык, губы и небная занавеска.

1. Голосовые связки, натягиваясь благодаря движению мускулов и хрящей гортани, приходят при прохождении воздуха через голосовую щель в колебательное движение, создающее музыкальный тон.

2. Надгортанные полости, т.е. полость глотки, полость рта и полость носа, выполняют функцию подвижного резонатора, создающего резонаторные тоны.

3.Наиболее активную роль при артикуляции большинства звуков играет язык – очень подвижный орган, способный принимать различные положения. Кроме создания преграды, язык при произнесении согласных выполняет движения, меняющие форму и объем резонатора.

4.Важным активным органом являются губы, особенно нижняя губа. Выпячиваясь вперед и округляясь, губы удлиняют общий объем резонаторной полости, меняют её форму.

5.Небная занавеска может принимать поднятое положение, закрывая проход в полость носа, либо опускаться, открывая проход в носовую полость и таким образом подключая носовой резонатор.

6.Язычок – один из активных органов, использующихся при произнесении язычкового, или картавого, дрожащего согласного, а в некоторых языках – задняя стенка глотки - при произнесении глоточных(фарингальных) согласных.

Учитывая работу произносительных органов, необходимую для образования каждого звука, получают анатомо – физиологическую классификацию звуков:

1. Членение на гласные и согласные.

– у гласных(ртораскрыватели) нет определенного места образования, для них типична общая напряженность мускулов всего произносительного аппарата и относительно слабая воздушная струя.

- согласные(ртосмыкатели). При их произнесении обязательно возникает преграда на пути воздушной струи. У них есть определенное место образования. Для них типично сосредоточенное мускульное напряжение в месте образования преграды и более сильная воздушная струя.

2.Гласные классифицируются по работе языка: ряд – передний, задний, смешанный, передний отодвинуты назад, задний продвинутый вперед и т.д.; степень подъема языка – открытые – широкие и закрытые – узкие; по работе губ – огубленные и неогубленные; по работе небной занавески – неносовые и носовые; по долготе – долгие и краткие.

          3. Согласные.

- По типичному соотношению шума и голоса – сонанты и шумные. Шумные делятся на звонкие и глухие.

- Деление по характеру преграды – на смычные, щелевые и дрожащие. Среди смычных выделяются взрывные( [p]), аффрикаты([ц] в царь) и имплозивные([m]).

- Деление по активному артикулирующему органу: губные, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные, увулярные, фарингальные и гортанные.

- другие признаки согласных: палатализация, веляризация, лабиализация и т.д.

К биологическому аспекту относится изучение механизмов тех изменений, которым подвергаются артикуляции звуков в потоке речи. Эти изменения называют позиционными и подразделяют на:

- комбинаторные

- собственно позиционные

Среди комбинаторных изменений выделяют аккомодации, ассимиляции и диссимиляции.

Изменения в артикуляции согласных под влиянием соседних гласных и в артикуляции гласных под влиянием соседних согласных называют аккомодацией.

Там, где артикуляция согласного влияет на артикуляцию согласного же или артикуляция гласного – на артикуляцию гласного, причем влияние это направлено в сторону сближения артикуляций, говорят об ассимиляции, или уподоблении.

Явления, противоположные ассимиляции называют диссимиляцией, или «расподоблением» звуков.

К собственно-позиционным изменениям относятся редукция гласных в безударных слогах и оглушение согласных на конце слова перед паузой.

Полная степень редукции – это полное исчезновение гласного в безударном слоге и даже всего слога:

- апокопа – отпадение конечного гласного или конечной части слова

- синкопа – выпадение гласного или нескольких звуков не на конце слова

Оглушение звонких согласных на конце слова перед паузой наблюдается во многих языках.

Перцептивный аспект охватывает изучение тех процессов, которые происходят в организме человека при восприятии звуков речи механизмами слуха и при передаче соответствующих сигналов в головной мозг.

10. Фонема, её функции, варианты фонемы.

Фонемой называется кратчайшая звуковая единица данного языка, способная быть в нем единственным внешним различителем экспонентов морфем и слов.

при замене одной фонемы на другую получится другое слово (<д>ом — <т>ом);

при изменении порядка следования фонем также получится другое слово (<сон> — <нос>);

при удалении фонемы также получится другое слово (т<р>он — тон).

Фонема как абстрактная единица языка соответствует звуку речи как конкретной единице, в которой фонема материально реализуется.

Функции фонем 

Фонемы выполняют следующие функции:

дистинктивная (различительная) функция - выражается в том, что фонема служит для фонетического опознавания и семантического отождествления слов и морфем. Дистинктивная функция включаете себя перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (смысл оразличительную) функции

перцептивная функция - функция доведения звуков речи до восприятия: она дает возможность воспринимать и опознавать органом слуха звуки речи и их сочетания, способствуя отождествлению одних и тех же слов и морфем сигнификативная функция — смыслоразличительная функция, т.е. функция различения значимых элементов языка — морфем и слов.

делимитативная функция - функция обозначения границы между двумя последовательными единицами (морфемами, словами).

Варианты фонем:

1. Обязательные– каждый из вариантов строго обязателен, т.е. не может быть заменен.

А) основной – выступает в изолированной позиции, либо в условиях наим. Зависимости от окружения.

Б) специфические( позиционные в широком смысле) – видоизм. основного, с учётом спец. позиций.

- комбинаторные– обусловлены воздействием соседних звуков

- позиционные в узком смысле – различными другими видоизм. артикуляции.

2. Факультативные – выбор определяется привычками носителя языка

Оппозиционный подход фонологии.

Ключевую роль в фонологии также имеет понятие противопоставления (оппозиции). Две единицы считаются противопоставленными, если существуют так называемые минимальные пары, то есть пары слов, не различающиеся ничем, кроме данных двух единиц. Если два данных фона вступают в такую оппозицию, они относятся к разным фонемам. Напротив, если два фона находятся в дополнительном распределении, то есть не встречаются в одном и том же контексте, — это необходимое (но не достаточное) условие для отнесения их к одной фонеме.

Типы оппозиций

В книге Н. С. Трубецкого «Основы фонологии» описывается несколько принципов классификации оппозиций. Наибольшую известность получила классификация, связанная с характером участвующих в противопоставлении дистинктивных признаков:

Привативные оппозиции — такие оппозиции, в которых один из членов обладает указанным свойством, а другой — нет. Примером может судить противопоставление по звонкости/глухости: звонкому согласному присуща вибрация голосовых связок, а глухому — нет. Член привативной оппозиции, которому присуще наличие признака, называется маркированным (тот, у которого признак отсутствует, соответственно, немаркированным);

Эквивалентные оппозиции — такие оппозиции, в которых оба значения дистинктивного признака логически равноправны, ни одно из них не является простым отрицанием другого. Типичный пример эквивалентной оппозиции — противопоставление разных локальных рядов (место образования согласных);

Градуальные оппозиции — такие оппозиции, члены которых различаются степень проявления какого-либо признака. Таковы, например, противопоставления по подъёму у гласных или оппозиция кратких, полудолгих и долгих гласных.

Во многих направлениях фонологии существует тенденция использовать только привативные оппозиции: два других типа соответственно представляются как появляющиеся в результате взаимодействия нескольких бинарных привативных противопоставлений см., например, #Порождающая фонология. Понятие маркированности сыграло очень большую роль в развитии структурализма (не только в лингвистике) и остается в центре многих теоретических дискуссий.

Кроме того, Трубецкой проводил классификацию фонологических оппозиций и по другим критериям: например, одномерные и многомерные (по числу участвующих в противопоставлении признаков)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 362.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...