Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Содержание бюрократической теории организации. Модель М. Вебера
Огромный вклад в развитие управленческой мысли внес М. Вебер, разработавший теорию бюрократического построения организации и системы управления, в частности. Вебер искал ответ на вопрос, что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина. Ответ на данный вопрос Вебер видел в разработке правил и процедур поведения в любой ситуации, а также правил и обязанностей каждого работника. Личность отсутствовала в веберовской концепции организации. Процедуры и правила определяли все основные виды деятельности, карьеру работников и конкретные решения и деятельность руководства.
Вебер считал, что бюрократическая система организации должна обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость. Концепция организации по Веберу Положения законной власти в организации: - могут быть установлены такие легитимные законы, которые могут действовать с согласия части членов организации; - закон есть система абстрактных правил, применяющихся в частном случае. Администрация соблюдает интересы организации в рамках закона; - исполнительная власть также подчиняется этим правилам; - член организации подчиняется правилам только в этом качестве; - подчинение касается не лица, осуществляющего власть, а без личного порядка. Тезисы структуры законной власти в организации: - служебные обязанности установлены на постоянной упорядоченной основе; - обязанности подразделяются по различным функциональным - сферам, каждая из которых обеспечивается необходимой властью и санкциями; - должности учреждаются по иерархической шкале, где их взаимные полномочия на контроль и обжалование тщательно обозначены; - правила, согласно которым должна выполняться работа, могут быть либо техническими, либо юридическими. В обоих случаях требуется квалифицированный персонал; - ресурсы организации четко отделены от ресурсов, которыми располагают индивиды; - должностное лицо не может присвоить должность; - администрация основывается на письменных документах, что превращает контору (бюро) в центр современной организации; - система законной власти может принимать многочисленные формы, но в наиболее чистом виде - это бюрократическая административная группа служащих. Характеристика бюрократической организации: - работники наслаждаются личной свободой и выполняют только те обязанности, которые предписывает их должность; - существует четкая служебная иерархия; - обязанности каждого уровня четко обозначены; - служащие назначаются на основании контракта; - они выбираются исходя из профессиональной квалификации, предпочтительно подкрепленной дипломом; - заработанная плата (в денежной форме) определяется согласно положению в иерархии; служащий всегда может оставить свою должность, но в определенных обстоятельствах он может быть также уволен; - должность служащего - его единственная или основная работа; - существуют определенные ступени карьеры, и продвижение вверх по служебной лестнице зависит либо от срока службы, либо - служащий не может присвоить свою должность или ресурсы, которыми он распоряжается; - служащий подчинен единой системе контроля и дисциплине.
Организационная модель бюрократии Мертона. Мертон уделял большое внимание негативным последствиям организационного обучения или организационного опыта. Он считает, что восприятие участников организации определенных ситуаций обобщается на другие ситуации, которые возникают в других условиях. Данная модель основывается на предположении, согласно которому существует у высшего уровня управления стремление контролировать поведение и деятельность работников нижестоящих уровней. Данная модель бюрократической организации сосредоточивает внимание на проблемах передачи власти и полномочий вместо следования правилам и процедурам.
Организационная модель бюрократии Гоулднера. Основной тезис модели Гоулднера состоит в том, что контроль, выполняя функции сохранения стабильности и равновесия части организации, ведет в самом деле к нарушению равновесия организации в целом. Для подтверждения данного тезиса Гоулднер использует следующую логику: 1. Желание контролировать поведение организации подталкивает высший менеджмент к принятию и утверждению общих правил и инструкций, регламентирующих способ функционирования организации. 2. Общие правила и инструкции прекращают наличие личностных позиций, тем самым затрудняются различия между центрами силы. Это способствует наглядному проявлению отношений силы в организации (снижение чувственности отношений силы). 4. Роли членов организации, основанные на наличии общих правил и процедур, становятся рамкой удовлетворенного предела для выполнения своей деятельности, в то же время этот предел является минимальным для функционирования, что снижает их фактические достижения. Роль «школы человеческих отношений» в развитии теории менеджмента |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 508. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |