Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Контактэкскурсоводасгруппой.




Успехэкскурсиивомногомзависитотустановлениядолжногоконтактаэкскурсоводасэкскурсионнойгруппой,отблагоприятногопсихологическогоклиматавзаимногопониманияидоброжелательности,формированиекоторогоявляетсяпрофессиональнымделомэкскурсовода.Чтожетакоеконтактсаудиторией?Поопределениюпсихологов,контакт—этообщностьпсихическогосостоянияоратораиаудитории,этовзаимопониманиемеждувыступающимислушателями.

Онвозникаетнаосновесовместноймыслительнойдеятельности,когдаораторислушателирешаютодниитежепроблемы,обсуждаютодинаковыевопросы:оратор—излагаятемусвоеговыступления,аслушатели–следязаразвитиемегомысли.Еслиораторговоритободном,аслушателидумаютодругом,то,следовательно,контактотсутствует.Установлениеконтактадолжноначинатьсяужеспервогопоявленияэкскурсоводапередгруппой.Издесьвспоминаетсястараярусскаяпословица«Встречаютпоодежке,апровожаютпоуму».Всеначинаетсясвнешнеговидаэкскурсовода.Егоодеждадолжнабытьопрятнойиаккуратной,макияж—небросатьсявглаза,руки—ухоженными.А.Ф.Конисоветовалпоэтомуповодулекторам,чтополностьюотноситсяиксовременнымэкскурсоводам:«Следуетодетьсяпростоиприлично.Вкостюменедолжнобытьничеговычурногоикричащего(резкийцвет,необыкновенныйфасон);грязный,неряшливыйкостюмпроизводитнеприятноевпечатление.Этоважнопомнить,таккакпсихологическоедействиенасобравшихсяначинаетсядоречи,смоментапоявлениялекторапередаудиторией».

Однаждынаоднойизэкскурсийпроизошелтакойслучай.Экскурсовод,уженемолодой,новысокоэрудированныйопытныйспециалист,опаздываланаэкскурсиюкстудентам,Наконец,запыхавшись,онавходитвавтобус.Короткобросив«Здрасьте!»,резкимдвижениемснимаетшапку,нарушивтемсамымприческу,и,непоправивее,начинаетвступительноеслово.Порядамстудентовпронессялегкийшум,всеобсуждаливнешнийвидэкскурсовода,иникогонеинтересовало,чтожеонаговорит.Началоэкскурсиибылопроваленоиз-занеадекватногоповеденияэкскурсовода,невниманиясвоемувнешнемувиду.Экскурсоводупришлосьприменитьнемалоусилий,преждечемонаовладелавниманиемаудиторииблагодарясвоимглубокимзнаниямтемыэкскурсиииумениюеепреподносить.

Важнуюрольвпроцессеустановленияконтактасаудиториейиграетвступительноесловоэкскурсовода.Онодолжнабытьярким,содержательным,образным,несколькорекламным,чтобывкороткиепервыеминутыубедитьэкскурсантов,чтоониправильнопоступили,придянаданнуюэкскурсию.

Экскурсоводспервыхминутобязанбытьактивным.Активныйораторвсегдасильнеепривлекаетвниманиеслушателей,чеморатор-флегматик.«Людидолжныпостоянночувствовать,чтовсемсвоимсуществомораторстремитсякобщениюсними,чтоонвоодушевленпоставленнойцелыинастоящийконтактсаудиториейбудетдостигнутлишьтогда,когдавсознанииоратораонсам,аудиторияиегоречьсольютсявнеразрывное,единство.Тогдаудачнееподбираютсяслова,речьстановитсявыразительней,ауслушателейактивизируетсявосприятие,глубжезатрагиваютсяразумичувства»(Ножин,1973).Конечноже,основойвозникновенияустойчивогоконтактамеждуэкскурсоводомигруппойявляются рассказ и речь экскурсовода.

Толькосодержательный,обязательнонасыщенныйновымисведениями,проблемныйрассказивысокаякультураречиэкскурсоводапривлекутвниманиеслушателей.Дляподдержанияпостоянногоконтактанеобходимоучитыватьособенностисоставаэкскурсионнойгруппы.Экскурсоводвовремяэкскурсиидолженвидетьвсюгруппу.Ноналичиезрительногоконтактавовсенеозначает,чтоораторпостоянновидитвсехикаждого.Этоневозможно.Однаковпечатлениеконтактаскаждымслушателемсоздается,еслиэкскурсоводвовремяречипереводитвзглядотоднойчастигруппыкдругой,неоставляябезвниманияниодногоизприсутствующих.Неправильно,когдаэкскурсоводобращаетсякодному-двумэкскурсантам,почему-либовыделивименноихвгруппе,проверяятакимобразомдоходчивостьизлагаемогоматериалапоихреакции.

Хорошийконтакт,установившийсямеждуэкскурсоводомигруппой,создаетблагоприятныйфондляуспешнойработыэкскурсовода.Когдаонвидит,чтоеговнимательнослушают,адекватнореагируютнасказанноеим,экскурсоводначинаетговоритьвсесбольшимибольшимвдохновением,излагатьматериалболееубежденноистрастно,голосегозвучитувереннее.Онкакбывыпрямляется,вырастаетвсобственныхглазахиглазахслушателей.Напротив,слабыйконтактсаудиториейотрицательнодействуетнавыступающего.Онначинаеттеряться,путатьсявтексте,совершатьошибки.Установлениеконтакта,овладениевниманиемаудиторииобеспечиваютуспехэкскурсии,являютсянеобходимымусловиемдляпередачиинформации,оказанияжелаемоговоздействиянаслушателей,закрепленияунихопределенныхзнанийиубеждений.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 348.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...