Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Усиление феодальной эксплуатации крестьян XVI в. Крепостническое законодательство 80-90-х гг.




Ухудшение положения крестьянства выражалось в распространении таких категорий сельского населения, как новопорядчики, бобыли, половники и детёныши. Новопорядчики, заключая порядную, входили в состав зависимых людей феодала, а по истечении известного срока превращались в старожильцев, составлявших основную массу крестьянства. На севере эксплуатация крестьянского труда часто проходила в виде издольщины. Крестьянин, лишённый достаточного количества земли, попадал в зависимость от феодала и становился половником: обрабатывая господскую землю, он был обязан долю урожая отдавать феодалу.

Часть крестьян оставалась в XVI в. вне зависимости от церковных и светских феодалов и составляла категорию «чёрных» крестьян, эксплуатировавшихся непосредственно феодальным государством. Феодалы в течение всего XVI в. различными путями добивались увеличения контингента закрепощённого ими крестьянства.

Одновременно с увеличением контингента зависимых крестьян происходит дальнейшее усиление их эксплуатации. В конце XV и в XVI в., был рост барщины, неразрывно связанный с сильным увеличением господской запашки.

Наряду с отработочной рентой продолжала существовать и рента продуктовая. В ряде районов она оставалась господствующей формой эксплуатации крестьянства.

В то же время происходил и некоторый рост денежной ренты, знаменовавший собой важные изменения в экономической жизни страны и в характере крестьянского хозяйства.

Усиление феодального гнёта вызывало протест крестьянства, выражавшийся, в частности, в уходе крестьян со своих участков в поисках лучших условий существования. Уход крестьян подрывал хозяйства вотчинников и помещиков и во второй половине XVI в. создал угрозу их запустения. Этим объяснялось обострение вопроса о крестьянах. Перед землевладельцем возникли две задачи: как удержать за собой уже имеющуюся рабочую силу и как привлечь к себе новые рабочие руки. Для привлечения новых крестьян землевладельцы пользовались различными средствами, в том числе выдачей ссуд («серебра»), предоставлением временных льгот новопорядчикам и т. д. Через специальных «отказчиков» феодалы организовывали поиски крестьян, желающих переменить владельца.

Наступление феодалов на крестьянство, перевод части крестьян на денежный оброк, захват феодалами земель для расширения барской пашни, обрабатываемой трудом зависимого населения, — всё это свидетельствовало о перестройке феодального сельского хозяйства. И крестьянин на своём наделе и феодал на своей пашне всё больше стремились к производству хлеба, часть которого шла на продажу: у одного с целью получения средств для уплаты денежного оброка и покупки предметов, которые не могли быть произведены в самом крестьянском хозяйстве, у другого — для увеличения своих доходов.

В 1580 г. началась перепись земель, и в 1581 г. на землях, охваченных переписью, были объявлены "заповедные лета" — запрет на выход крестьян. Крестьянство оказалось закрепощенным, хотя первоначально эта мера рассматривалась как временная. Однако положение оставалось трудным, бегство населения продолжалось. В 1597 г. был введен пятилетний срок сыска беглых ("урочные лета"). У помещиков и вотчинников появилась возможность обогащения за счет приема и сокрытия беглых, уклонения от налогов.

В 1580 г. началась перепись земель, и в 1581 г. на землях, охваченных переписью, были объявлены "заповедные лета" — запрет на выход крестьян. Крестьянство оказалось закрепощенным, хотя первоначально эта мера рассматривалась как временная. Однако положение оставалось трудным, бегство населения продолжалось. В 1597 г. был введен пятилетний срок сыска беглых ("урочные лета"). У помещиков и вотчинников появилась возможность обогащения за счет приема и сокрытия беглых, уклонения от налогов.

 

Русская культура XIV – XVIвв.

В XIV в. начинается новый подъем русской культуры. Идет активное каменное строительство в Москве (белокаменный кремль), Новгороде (церкви Фёдора Стратнпата, Петра и Павла на Славне). Создается Лаврентьевская летопись. В живописи прославились Феофан Грек и Андрей Рублёв, автор знаменитой иконы «Троица».

В XV в. с участием итальянских мастеров (Фиорованти, Антон Фрязин и др.) возводятся Успенский собор, Грановитая палата, новый кремль в Москве. Создаются литературные шедевры — «Задонщина» Софония Рязанского, «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Активна общественная мысль. Новгородская ересь («жидовствующие») отрицала иконы и церковную организацию. Им одно время тайно благоволил Иван III, мечтавший о захвате церковных земель. В 1503 г. еретиков сожгли. «Нестяжатели» во главе с Нилом Сорским выступали против обладания Церковью имуществом и за невмешательство в светские дела. Иосифляне во главе с Иосифом Волоцким настаивали на обратном и ставили Церковь выше великого князя. Монах Филофей выдвинул идею «Москва — третий Рим», считая Москву наследницей православных традиций Византии. Иван Пересветов призывал Ивана IV ограничить влияние бояр, усилить царскую власть и укрепить положение дворян. Андрей Курбский, бежав в Литву, обличал тиранию Ивана IV, отстаивая права знати, а Иван Грозный в переписке с ним доказывал право царя как помазанника Божия на любой произвол.

В XVI в. в зодчестве возникает шатровый стиль, образцами которого стали Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве и церковь Вознесения в Коломенском. В конце XVI в. Фёдор Конь возводит Китай-город и Белый город в Москве и крепость города Смоленска.

В 1550-х гг. начинается книгопечатание. Первая датированная печатная книга — «Апостол» Ивана Фёдорова. Шедевром ремесла стала «Царь-пушка» Андрея Чохова.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 461.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...