Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Становление системы управления Московского государства во второй половине 15 начале 16 в. Судебник 1497 г.




Судебник Ивана 3 – нормативно-правовой акт, который вобрал в себя все существовавшие на Руси законы, указы и нормы судопроизводства.

Судебник Ивана 3 был создан и принят в 1497 году и стал первой попыткой собрать все существующие нормы права и создать единый документ, который служил бы основой для работы государственных судов. Несмотря на то, что судебник был одним из самых главных документов в тот период, официально он не имел силы единого юридического документа.

История создания Судебника Ивана 3

Во времена правления Ивана 3 Русь постепенно начала переход от старой политической системы к новой – феодализму. Для того, чтобы урегулировать возникающие отношения между землевладельцами (феодалами) и крестьянами, необходимо было создать соответствующие правовые нормы. По сути, Судебник 1497 года служил исключительно для того, чтобы закрепить права феодалов над крестьянами и урегулировать процесс наказаний за свершенные деяния. Именно поэтому Судебник до сих пор считается настоящим памятником феодализма.

Имя создателя неизвестно, однако принято считать, что авторами могли быть: князь Патрикеев, дьяки Долматов, Курицын и Жук.

Причины создания Судебника Ивана 3

В 15 веке Русь заканчивала процесс объединения земель и создания единого государства. Для того, чтобы удержать страну вместе была создана новая система отношений, приняты новые нормы права и созданы новые законы.

Смена политического строя требовала совершенно новой системы управления, которая должна была опираться на законодательство. Однако все правовые документы, которые существовали на тот момент, были либо устаревшими, либо непонятными и зачастую недоступными. В правовой сфере царил хаос, что сильно затрудняло процесс судопроизводства. Чтобы упростить процесс управления государством был создан Cудебник, который должен был стать единым государственным сводом законов.

Основы Cудебника

Чтобы создать единый свод, необходимо было объединить все нормативно-правовые документы, существовавшие до этого. Это было сделано и в основу Cудебника легли:

«Русская Правда»

Судебные грамоты (содержали сведения о судопроизводстве в разных княжествах, а также местные нормы права);

Уставные грамоты (грамоты регулировали местное самоуправление и представляли собой свод актов от органов верховной власти);

Описания судебных процессов и решений по частным случаям.

Несмотря на то, что создатели постарались собрать воедино все, что можно было найти, создать единую и четкую систему им так и не удалось. Документы не были каталогизированы или систематизированы, они лишь были собраны вместе и кое-как распределены по отраслям права, однако четкой системы не прослеживалось, и работа с Судебником не была очень удобной.

Ситуация усложнялась тем, что большую часть информации в своде законов представляли собой описания процессуального права (как грамотно вести судопроизводство), а гражданскому и уголовному праву уделялось значительно меньше внимания.

Содержание Cудебника Ивана 3

Документ состоял из нескольких разделов:

Нормы уголовного права

Нормы судопроизводства для центрального суда

Нормы судопроизводства для местных судов

Гражданское право

Дополнительные нормативные акты

Значение Cудебника Ивана 3

Несмотря на то, что Cудебник не давал четкой систематизации и был направлен на закрепление феодализма, он все же имел огромное значение для дальнейшего становления Руси как самостоятельного единого государства с централизованным управлением.

Судебник послужил основой для более совершенного документа, Cудебника Ивана Грозного, созданного в 16 веке 1550 году.

Великое княжество Московское в правление Василия III

После смерти Ивана III московский великокняжеский престол занял его сын Василий III (1505-1533 гг.), вошедший в историю как «последний собиратель земли Русской». При нем в состав Московского государства окончательно вошла Псковская республика (1510 г.).

Проводя политику собирания русских земель и укрепления центральной государственной власти Василий III добился того, что княжеские уделы его братьев после их смерти переходили непосредственно под власть великого князя московского.

С 1520 г Рязанское княжество стало вотчиной великого князя московского.

Василий III вел напряженную борьбу с разбойными набегами крымских татар на русские земли. Для защиты от набегов на южных рубежах Московского государства были созданы оборонительные линии, а на узловых пунктах построены каменные крепости – Коломна, Калуга, Зарайск, Тула и др.

Во внутренней политике Василий III вел себя как самодержец – редко совещался с боярами о делах государства и не допускал с их стороны малейшего противоречия, подвергая опале и даже казням. При нем было резко ограничено количество уделов. Фактически все княжества Северо-Восточной Руси были соединены под великокняжеской властью и тем самым завершено объединение русских земель в единое централизованное государство. Именно при Василии III была сформулирована теория «Москва – Третий Рим», т.е. Москва – преемница славы Рима и Константинополя (Нового Рима).

 

Общественно-политическая мысль конца XV –середины XVIстолетия

1. Поднимаются вопросы о месте церкви в государстве

2. Возникновение еретического движения – «ересь жидовствующих»: право на известное свободомыслие в литературе и науке; отрицание церковной иерархии; требовали дешевой и праведной церкви.

3. 1490- церковный собор осудил ересь

4. «Нестяжатели» - Нил Сорский и Вассиан Косой высказывались за реформу монастырей, призывали к аскетизму

5. Иосиф Волоцкий развил теорию теократического абсолютизма( «стяжатели» «Осифляне»)

6. Взгляды «Осифлян» становятся официальным учением церкви

7. Русская культура оказывается под жесточайшим прессом канонических требований.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 271.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...