Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)




 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание
1

Раздел 1. Научно-теоретические основы детской логопсихологии.

Содержание лекционного курса

1.1. Введение в детскую логопсихологию. Предмет изучения детской логопсихологии.  Цели, задачи и содержание курса.
1.2 Психологическая классификация речевых нарушений. Речемыслительный механизм и его составляющие. Психофизиологическое понимание речевой функциональной системы. Типы патологических функциональных систем. Классификация нарушений по психологическим механизмам (по Р.Е. Левиной).

Темы практических/семинарских занятий

1.3 История развития логопсихологии. 1. Проблема изучения познавательной деятельности детей с недоразвитием речи (конец 19 – начало 20 века). 2. Позиции отечественных дефектологов в исследовании познавательных процессов детей с недоразвитием речи. 3. Характеристика современного этапа развития логопсихология как интегративной области знаний в отечественной и зарубежной психологии. 4. Актуальные проблемы логопсихологии.  
2

Раздел 2. Психологическая характеристика детей с речевыми нарушениями.

Содержание лекционного курса

2.1 Характеристика познавательного развития детей с речевыми нарушениями. Особенности внимания и восприятия у детей с речевыми нарушениями. Специфика мнестической деятельности у детей с речевыми нарушениями. Нарушение мыслительной деятельности у детей с речевыми нарушениями. Особенности воображения при различных нарушениях речи у детей.
2.2 Характеристика личностных особенностей детей с речевыми нарушениями. Индивидуально-психологические особенности личности детей с речевыми нарушениями (характер, темперамент, интеллект). Особенности формирования элементарных понятий у детей с речевыми нарушениями. Особенности формирования «Я-концепции» у детей с речевыми нарушениями. Особенности межличностных отношений при системных нарушениях речи (алалии, афазии, заикании, нарушениях голоса).
2.3 Особенности общения и коммуникативной деятельности детей с нарушениями речи. Общение ребенка с речевыми нарушениями со взрослыми и сверстниками. Нарушение основных звеньев общения: операционно-технического, мотивационного, контроля при различных речевых нарушениях. Особенности развития и использования невербальных средств при системных нарушениях речи. Нарушение коммуникативной функции речи при алалии и афазии.
2.4 Особенности формирования игровой и продуктивной деятельности у детей с речевыми нарушениями. Роль и значение деятельности в процессе овладения речью. Формирование умений и навыков у детей со сложными формами нарушения речи. Освоение игровой деятельности детьми с нарушениями речи. Особенности произвольной регуляции поведения у детей с речевыми нарушениями. Особенности формирования продуктивных видов деятельности у детей с речевыми нарушениями (лепка, рисование, конструирование).
2.5 Готовность детей с нарушениями речи к школьному обучению. Виды готовности к школьному обучению и их характеристика. Особенности готовности к школьному обучению у детей с речевыми нарушениями.

Темы практических/семинарских занятий

2.6 Психологическая характеристика детей с речевыми нарушениями 1. Характеристика познавательного развития детей с речевыми нарушениями. - особенности внимания и восприятия; - особенности мнестической деятельности; - особенности мыслительной деятельности; - особенности воображения. 2. Особенности личностного развития детей с нарушениями речи: - изменения личности в связи с локальными нарушениями механизмов речевой деятельности; - типология личностных свойств лиц с речевой патологией; - изменение личности при нарушениях мотивационного звена общения. Задание: Составление индивидуальной профконсультации
3

Раздел 3. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи.

Содержание лекционного курса

3.1 Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи. Задачи, принципы, методы и приемы психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Технология процедуры обследования детей с нарушениями речи. Составление психолого-педагогической характеристики детей с нарушениями речи.

Темы практических/семинарских занятий

3.2 Составление заключения по результатам психолого-педагогического обследования 1. Паспортные данные ребенка. 2. Важные аналитические данные. 3. Речевой дефект. 4. Сопутствующие дефекты. 5. Общая характеристика деятельности, сформированность регуляторных функций. 6. Характеристика моторики, в том числе графической деятельности. 7. Характеристика внимания и восприятия. 8. Особенности запоминания, мнестической деятельности. 9. Особенности мыслительной деятельности. 10. Характеристика эмоционально-личностных особенностей включая межличностные отношения. 11. Состояние психологической готовности к школьному обучению. 12. заключение психолога. 13. Вероятный прогноз развития. 14. Рекомендации.

Лабораторные работы

3.3 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция восприятия и внимания у детей с нарушениями речи 1. Провести исследование восприятия и внимания у детей с нарушениями речи по следующим методикам: - «Составление разрезных картинок» - «Нахождение сходства и различия в картинках» - «Корректурная проба» (детская модификация) - «Лабиринты» 2. Разработать конспекты коррекционно-развивающих занятий по результатам обследования. Задание: Составить картотеку методик диагностики, коррекции и развития внимания и восприятия у детей.
3.4 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция памяти у детей с речевыми нарушениями 1. Провести изучение памяти у детей с речевыми нарушениями по следующим методикам: - «10 слов» (По А.Р. Лурия) - «запоминание двух групп слов» - «Опосредованное запоминание» (В.И. Леонтьева) - «Изучение зрительной памяти» - «Изучение тактильной памяти» 2. По результатам обследования составить конспект коррекционно-развивающего занятия. Задание: Составить картотеку методик диагностики, коррекции и развития памяти у детей.
3.5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция мышления у детей с нарушениями речи 1. Провести изучение особенностей мышления у детей с речевыми нарушениями, используя следующий диагностический инструментарий: - «Стандартные прогрессивные матрицы Дж. Равена» - «методика Выготсткого-Сахарова для исследования уровня сформированности понятийного мышления» - «Схематизация» (по Р.И. Бардиной) - «Четвертый лишний» - понимание загадок, пословиц, поговорок 2. По результатам обследования разработать конспект коррекционно-развивающего занятия. Задание: Составить картотеку методик диагностики, коррекции и развития мышления у детей.
3.6 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция личностных особенностей детей с речевыми нарушениями.   1. Провести изучение личностных особенностей детей с речевыми нарушениями используя следующий диагностический инструментарий: - «Перенос кубиков» (Ю.А. Самарин) - «Рисунок семьи» - «Исследование уровня притязаний» - «Лесенка» - методика выявления форм общения детей со взрослыми (М.И. Лисина) - методика «Секрет» 2. По результатам обследования разработать конспекты коррекционно-развивающих занятий. Задание: Составить картотеку методик диагностики, коррекции и развития личностных особенностей детей.
3.7 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция игровой деятельности у детей с речевыми нарушениями. 1. Разработать и апробировать схему наблюдения за игровой деятельностью детей с речевыми нарушениями. 2. Провести консультацию для воспитателей по результатам обследования. Задание: Разработать рекомендации для воспитателей по специфике организации игровой деятельности детей с речевыми нарушениями.
3.8 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция психологической готовности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями к школьному обучению.   1. Провести психологическую диагностику готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями по следующей схеме: - диагностика произвольного внимания и пространственной ориентации. (методика «Домик» Н.И. Гуткина) - диагностика умения действовать по правилу, самоконтроля («Графический диктант») - диагностика развития мыслительных процессов (методики «мозаика», «лабиринт» А.В. Венгер, «Исключение лишнего»), - диагностика сформированности учебной мотивации (опросник Л.И. Божович и И.Н. Гуткиной) 2. Провести консультацию для педагогического коллектива по результатам диагностики. Задание: Составить картотеку методик диагностики готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
4

Раздел 4. Психокоррекционная работа с детьми логопатами.

Содержание лекционного курса

4.1 Психокоррекционная работа с детьми-логопатами. Особенности психокоррекционной работы при нарушениях познавательной деятельности у детей с нарушениями речи. Особенности психокоррекционной работы при нарушении эмоционально-волевой сферы и межличностных отношений у детей с нарушениями речи.

Темы практических/семинарских занятий

4.2 Психокоррекционная работа с детьми-логопатами. Содержание принципов психокоррекционной работы. 2. Выбор методов коррекционного взаимодействия. 3. Особенности организации психокоррекционной работы при нарушениях: - познавательной деятельности; - эмоционально-волевой сферы; - межличностных отношений; - у детей с речевыми нарушениями.  

Лабораторные работы

4.3 Задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса в ДОУ для детей 1. Познакомиться с основными документами, регламентирующими организацию коррекционно-педагогического процесса в ДОУ для детей с нарушениями речи. 2. Комплектование групп для детей с нарушениями речи. Задание: Из беседы с логопедом, педагогом – психологом, методистом выявить специфику взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в ДОУ для детей с нарушениями речи.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...