№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание
|
1
| Раздел 1. Научно-теоретические основы детской логопсихологии.
|
Содержание лекционного курса
|
1.1.
| Введение в детскую логопсихологию.
| Предмет изучения детской логопсихологии.
Цели, задачи и содержание курса.
|
1.2
| Психологическая классификация речевых нарушений.
| Речемыслительный механизм и его составляющие.
Психофизиологическое понимание речевой функциональной системы.
Типы патологических функциональных систем.
Классификация нарушений по психологическим механизмам (по Р.Е. Левиной).
|
Темы практических/семинарских занятий
|
1.3
| История развития логопсихологии.
| 1. Проблема изучения познавательной деятельности детей с недоразвитием речи (конец 19 – начало 20 века).
2. Позиции отечественных дефектологов в исследовании познавательных процессов детей с недоразвитием речи.
3. Характеристика современного этапа развития логопсихология как интегративной области знаний в отечественной и зарубежной психологии.
4. Актуальные проблемы логопсихологии.
|
2
| Раздел 2. Психологическая характеристика детей с речевыми нарушениями.
|
Содержание лекционного курса
|
2.1
| Характеристика познавательного развития детей с речевыми нарушениями.
| Особенности внимания и восприятия у детей с речевыми нарушениями.
Специфика мнестической деятельности у детей с речевыми нарушениями.
Нарушение мыслительной деятельности у детей с речевыми нарушениями.
Особенности воображения при различных нарушениях речи у детей.
|
2.2
| Характеристика личностных особенностей детей с речевыми нарушениями.
| Индивидуально-психологические особенности личности детей с речевыми нарушениями (характер, темперамент, интеллект).
Особенности формирования элементарных понятий у детей с речевыми нарушениями.
Особенности формирования «Я-концепции» у детей с речевыми нарушениями.
Особенности межличностных отношений при системных нарушениях речи (алалии, афазии, заикании, нарушениях голоса).
|
2.3
| Особенности общения и коммуникативной деятельности детей с нарушениями речи.
| Общение ребенка с речевыми нарушениями со взрослыми и сверстниками.
Нарушение основных звеньев общения: операционно-технического, мотивационного, контроля при различных речевых нарушениях.
Особенности развития и использования невербальных средств при системных нарушениях речи.
Нарушение коммуникативной функции речи при алалии и афазии.
|
2.4
| Особенности формирования игровой и продуктивной деятельности у детей с речевыми нарушениями.
| Роль и значение деятельности в процессе овладения речью.
Формирование умений и навыков у детей со сложными формами нарушения речи.
Освоение игровой деятельности детьми с нарушениями речи.
Особенности произвольной регуляции поведения у детей с речевыми нарушениями.
Особенности формирования продуктивных видов деятельности у детей с речевыми нарушениями (лепка, рисование, конструирование).
|
2.5
| Готовность детей с нарушениями речи к школьному обучению.
| Виды готовности к школьному обучению и их характеристика.
Особенности готовности к школьному обучению у детей с речевыми нарушениями.
|
Темы практических/семинарских занятий
|
2.6
| Психологическая характеристика детей с речевыми нарушениями
| 1. Характеристика познавательного развития детей с речевыми нарушениями.
- особенности внимания и восприятия; - особенности мнестической деятельности;
- особенности мыслительной деятельности;
- особенности воображения.
2. Особенности личностного развития детей с нарушениями речи:
- изменения личности в связи с локальными нарушениями механизмов речевой деятельности;
- типология личностных свойств лиц с речевой патологией;
- изменение личности при нарушениях мотивационного звена общения.
Задание: Составление индивидуальной профконсультации
|
3
| Раздел 3. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи.
|
Содержание лекционного курса
|
3.1
| Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи.
| Задачи, принципы, методы и приемы психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи.
Технология процедуры обследования детей с нарушениями речи.
Составление психолого-педагогической характеристики детей с нарушениями речи.
|
Темы практических/семинарских занятий
|
3.2
| Составление заключения по результатам психолого-педагогического обследования
| 1. Паспортные данные ребенка.
2. Важные аналитические данные.
3. Речевой дефект.
4. Сопутствующие дефекты.
5. Общая характеристика деятельности, сформированность регуляторных функций.
6. Характеристика моторики, в том числе графической деятельности.
7. Характеристика внимания и восприятия.
8. Особенности запоминания, мнестической деятельности.
9. Особенности мыслительной деятельности.
10. Характеристика эмоционально-личностных особенностей включая межличностные отношения.
11. Состояние психологической готовности к школьному обучению.
12. заключение психолога.
13. Вероятный прогноз развития.
14. Рекомендации.
|
Лабораторные работы
|
3.3
| Психолого-педагогическая диагностика и коррекция восприятия и внимания у детей с нарушениями речи
| 1. Провести исследование восприятия и внимания у детей с нарушениями речи по следующим методикам:
- «Составление разрезных картинок»
- «Нахождение сходства и различия в картинках»
- «Корректурная проба» (детская модификация)
- «Лабиринты»
2. Разработать конспекты коррекционно-развивающих занятий по результатам обследования.
Задание: Составить картотеку методик диагностики, коррекции и развития внимания и восприятия у детей.
|
3.4
| Психолого-педагогическая диагностика и коррекция памяти у детей с речевыми нарушениями
| 1. Провести изучение памяти у детей с речевыми нарушениями по следующим методикам:
- «10 слов» (По А.Р. Лурия)
- «запоминание двух групп слов»
- «Опосредованное запоминание» (В.И. Леонтьева)
- «Изучение зрительной памяти»
- «Изучение тактильной памяти»
2. По результатам обследования составить конспект коррекционно-развивающего занятия.
Задание: Составить картотеку методик диагностики, коррекции и развития памяти у детей.
|
3.5
| Психолого-педагогическая диагностика и коррекция мышления у детей с нарушениями речи
| 1. Провести изучение особенностей мышления у детей с речевыми нарушениями, используя следующий диагностический инструментарий:
- «Стандартные прогрессивные матрицы Дж. Равена»
- «методика Выготсткого-Сахарова для исследования уровня сформированности понятийного мышления»
- «Схематизация» (по Р.И. Бардиной)
- «Четвертый лишний»
- понимание загадок, пословиц, поговорок
2. По результатам обследования разработать конспект коррекционно-развивающего занятия.
Задание: Составить картотеку методик диагностики, коррекции и развития мышления у детей.
|
3.6
| Психолого-педагогическая диагностика и коррекция личностных особенностей детей с речевыми нарушениями.
| 1. Провести изучение личностных особенностей детей с речевыми нарушениями используя следующий диагностический инструментарий:
- «Перенос кубиков» (Ю.А. Самарин)
- «Рисунок семьи»
- «Исследование уровня притязаний»
- «Лесенка»
- методика выявления форм общения детей со взрослыми (М.И. Лисина)
- методика «Секрет»
2. По результатам обследования разработать конспекты коррекционно-развивающих занятий.
Задание: Составить картотеку методик диагностики, коррекции и развития личностных особенностей детей.
|
3.7
| Психолого-педагогическая диагностика и коррекция игровой деятельности у детей с речевыми нарушениями.
| 1. Разработать и апробировать схему наблюдения за игровой деятельностью детей с речевыми нарушениями.
2. Провести консультацию для воспитателей по результатам обследования.
Задание: Разработать рекомендации для воспитателей по специфике организации игровой деятельности детей с речевыми нарушениями.
|
3.8
| Психолого-педагогическая диагностика и коррекция психологической готовности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями к школьному обучению.
| 1. Провести психологическую диагностику готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями по следующей схеме:
- диагностика произвольного внимания и пространственной ориентации. (методика «Домик» Н.И. Гуткина)
- диагностика умения действовать по правилу, самоконтроля («Графический диктант»)
- диагностика развития мыслительных процессов (методики «мозаика», «лабиринт» А.В. Венгер, «Исключение лишнего»),
- диагностика сформированности учебной мотивации (опросник Л.И. Божович и И.Н. Гуткиной)
2. Провести консультацию для педагогического коллектива по результатам диагностики.
Задание: Составить картотеку методик диагностики готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
|
4
| Раздел 4. Психокоррекционная работа с детьми логопатами.
|
Содержание лекционного курса
|
4.1
| Психокоррекционная работа с детьми-логопатами.
| Особенности психокоррекционной работы при нарушениях познавательной деятельности у детей с нарушениями речи.
Особенности психокоррекционной работы при нарушении эмоционально-волевой сферы и межличностных отношений у детей с нарушениями речи.
|
Темы практических/семинарских занятий
|
4.2
| Психокоррекционная работа с детьми-логопатами.
| Содержание принципов психокоррекционной работы.
2. Выбор методов коррекционного взаимодействия.
3. Особенности организации психокоррекционной работы при нарушениях:
- познавательной деятельности;
- эмоционально-волевой сферы;
- межличностных отношений;
- у детей с речевыми нарушениями.
|
Лабораторные работы
|
4.3
| Задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса в ДОУ для детей
| 1. Познакомиться с основными документами, регламентирующими организацию коррекционно-педагогического процесса в ДОУ для детей с нарушениями речи.
2. Комплектование групп для детей с нарушениями речи.
Задание: Из беседы с логопедом, педагогом – психологом, методистом выявить специфику взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в ДОУ для детей с нарушениями речи.
|