Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные формы научно-технического сотрудничества и механизмы передачи научно-технических знаний
Международная передача технологий на практике реализуется в различных формах и по многочисленным каналам. К последним относят: внутрифирменный, межфирменный, внешнеторговый (вместе с экспортными поставками машин, оборудования и т.п.) Международный технологический обмен может иметь как некоммерческий, так и коммерческий характер. Первый означает, что между странами не возникает денежных обязательств. Он осуществляется в форме научно-технических публикаций, личных контактов ученых и специалистов, «утечки умов». Коммерческий характер передачи технологий имеет место тогда, когда покупатель оплачивает передаваемую продавцом технологию. Он реализуется в следующих формах: 1) Патентное соглашение, по которому владелец патента на изобретение уступает права на его использование покупателю патента. 2) Лицензионное соглашение, по которому владелец изобретения позволяет его использование в определенных им пределах. 3) Соглашение о ноу-хау, по которому происходит передача секрета технологий или производства какого-либо вида продукции, знание которого является выгодным преимуществом для производителя. Значение ноу-хау сейчас выросло, ибо при современном уровне развития техники освоение большей части изобретений без предоставления ноу-хау либо вообще невозможно, либо ведет к непроизводительным затратам времени и средств. Поэтому ноу-хау выступает как самостоятельный объект лицензионной торговли. В одних случаях ноу-хау – это фактическое, но умышленно в целях сохранения тайны незапатентованное изобретение, в других – элемент изобретения, не включенный в описание, в третьих, непосредственно связано с изобретением, но само по себе непатентоспособное, так как не соответствует требованиям законодательства. 4) Инжиниринг означает предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования купленных или арендованных машин и оборудования. В этом его отличие от лицензионной торговли, где объектом купли-продажи является сама технология, а не услуги по ее использованию. Инжиниринговые услуги подразделяются на три группы: 1) услуги по подготовке производства (предпроектные, проектные, послепроектные); 2) услуги по организации процесса производства и управлению предприятием; 3) услуги по обеспечению реализации продукции. При оплате инжиниринговых услуг используются три метода. а) повременная оплата на базе ставок зарплаты инженеров – консультантов (консультирование, обучение специалистов); б) оплата фактических затрат плюс фиксированное вознаграждение (если объем строительных работ заранее неизвестен); в) оплата в процентах от стоимости строительства (при предоставлении комплекса услуг или при полном инжиниринге). Занимает ведущее место. 5) Лизинг или долгосрочная аренда машин и оборудования. Существует два вида лизинга: оперативный с неполной амортизацией оборудования за время аренды и финансовый с полной окупаемостью арендуемого оборудования. 6) Передача технологии в рамках международных соглашений об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве. 7) Франчайзинг. Его суть состоит в предоставлении крупной «родительской» фирмой мелкой фирме исключительного права (франшизы) на производство продукции (и) или услуги и торговли ею под торговой маркой родителя в течение определенного времени в специально отведенном месте. Различают три вида франчайзинга: производственный, торговый, лицензионный (деловой). 8) Поставка комплектного оборудования. 9) Субконтракты. 10) Контракты продакш-шеринг, которые применяются в основном в нефтяной промышленности. Иностранная компания осуществляет разведку месторождения, предоставляет оборудование, ноу-хау, необходимый персонал, получая за это фиксированную часть продукции. Существуют и криминальные формы передачи технологий: промышленный шпионаж, технологическое пиратство. К примеру, программное обеспечение на 80 % является пиратским.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 376. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |