Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теория Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева и его объяснение. Теория конкурентных преимуществ




На поставленный выше вопрос во многом отвечает теория соотношения факторов производства, разработанная шведскими экономистами Э.Хекшером и Б.Олиным. Эта теория исходит из двух предпосылок: 1) в производстве товаров участвуют факторы в разных соотношениях; 2) страны наделены факторами производства (трудом и капиталом) относительно неравномерно. Обилие одних факторов в стране делает их дешевле по сравнению с другими скудными факторами. И товар, в производстве которого преобладают сравнительно дешевые, избыточные факторы, будет относительно дешев и внутри страны, и на внешнем рынке и тем самым будет обладать сравнительным преимуществом. Согласно теории Хекшера-Олина страна экспортирует те товары, выпуск которых базируется на избыточных для нее факторах производства, импортирует те товары, для выпуска которых она хуже наделена факторами производства.

Американский экономист российского происхождения В.Леонтьев, исследуя внешнюю торговлю США в 1947, 1951 и 1967 гг., показал, что эта страна со сравнительно дешевым капиталом и дорогой рабочей силой участвует в международной торговле не в соответствии с теорией Хекшера-Олина: более капиталоемким оказался не экспорт, а импорт. Так называемый парадокс Леонтьева объясняют по-разному: высококвалифицированная американская рабочая сила требует для своей подготовки больших затрат капитала (т.е. американский капитал больше вкладывается в человеческие ресурсы, чем в производственные мощности); на производство американских экспортных товаров затрачивается в больших объемах импортируемое минаральное сырье, в добычу которого вложены огромные финансовые ресурсы (опять же из США). Но в целом парадокс Леонтьева является предупреждением от прямолинейного использования теории Хекшера-Олина. Она срабатывает, как показало ее последующее тестирование, в большинстве, но не во всех случаях. Вероятно, для объяснения причин международной торговли теми или иными товарами недостаточно только разной наделенности стран факторами производства. Важно и то, насколько эффективно используются эти факторы в той или иной стране.

Во многом именно вопросу эффективности использования факторов производства посвящена теория конкурентных преимуществ американского экономиста М.Портера. На основании анализа более 100 отраслей и подотраслей из 10 стран он приходит к выводу, что международные конкурентные преимущества действующих в этих отраслях и подотраслях национальных фирм зависят от того, в какой макросреде осуществляется их деятельность в собственной стране. Макросреда определяется не только факторами производства, но и характером спроса на внутреннем рынке, развитостью родственных и смежных отраслей, уровнем менеджмента и конкуренции в стране, а также экономической политикой правительств и даже случайными событиями (войной, неожиданными изобретениями и т.п.).

 

Альтернативные теории международной торговли

Существуют теории международной торговли, не связанные с теорией сравнительных преимуществ, а дополняющие ее. Так, теория эффекта масштаба (теория международной торговли на основе монополистической конкуренции) американского экономиста П.Кругмана объясняет, почему существует торговля между странами, которые одинаково наделены факторами производства. По мере возрастания масштабов производства, которое обычно идет в рамках монополистской конкуренции, издержки производства каждой единицы продукции сокращаются. Отсюда таким странам становится выгодно специализироваться и обмениваться даже технологически однородной, но дифференцированной продукцией (т.н. внутриотраслевая торговля). Примером может служить торговля автомобилями между странами – их производителями.

Различают внутренний и внешний эффект масштаба. Внешний – снижение издержек на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов производства в отрасли в целом. Внутренний – снижение издержек на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов ее производства.

Внешний эффект масштаба предполагает, что увеличивается количество фирм, производящих один и тот же товар, тогда как размер каждой из них остается неизменным. Обычно в этом случаи рынок остается в достаточной степени конкурентоспособным, что сближает закономерности торговли на базе этой модели с классическими теориями международной торговли, предполагающими наличие совершенной конкуренции.

Внутренний эффект масштаба предполагает, что объем производства товара остается прежним, а количество фирм, производящих его, сократилось. В большинстве случаев это ведет к возникновению несовершенной конкуренции, при которой производители могут влиять на цену своих товаров и обеспечивать увеличение объема продаж за счет снижения цены. Экстремальным случаем внутреннего эффекта масштаба является чистая монополия – ситуация на рынке, при которой фирма не имеет конкурентов для своих товаров.

Однако случай, когда в стране действует только один монопольный производитель, встречается крайне редко по сравнению с ситуацией олигополии, когда существует небольшое количество фирм, производящих данный вид продукции, каждая из которых может влиять на цены. В этом случаи речь идет о монополистической конкуренции. Например, БМВ – 007 производит только компания «БМВ», но цена на ее продукцию зависит от цен других фирм – производителей аналогичных автомобилей («Вольво», «Сааб», «Мерседес»).

К теории Кругмана близка теория внутриотраслевой международной торговли английского экономиста венгерского происхождения Белы Балассы, который обратил внимание не только на эффект масштаба, но и на различия во вкусах потребителей разных стран, географическую близость их пограничных регионов, несовпадение сельскохозяйственных сезонов.

Во второй половине 60-х гг. 20 в. распространение получила теория «цикла жизни продукта», разработанная Р.Верноном, а также Ч.Киндельбергом и Л.Уэльсом. Каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения, на основе которого могут быть объяснены современные торговые связи между странами при обмене готовыми изделиями. В соответствии с циклом, страны специализируются на производстве и экспорте одного и того же товара на разных стадиях зрелости. Например, страны АСЕАН в области технологий сегодня делают то, что вчера делали НИСы и встают на тот же путь «качества специализации».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 555.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...