Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Рекомендации по подготовке.
Тематика семинарских занятий Семинар 1. Предмет, задачи, методы современной психологии. 1. Определение психологии как науки, ее место в системе наук. 2. Предмет, задачи и принципы психологии. 3. Основные отрасли психологии. 4. Понятие о методологии и методе. 5. Классификации методов психологии. Вопросы для обсуждения и размышления: 1. Чем обусловлен рост актуальности психологии? 2. В каких областях практики, по вашему мнению, качество принимаемых решений существенно снижается без учета психологических закономерностей? 3. Почему Б.М. Кедров считал, что психология представляет собой “связующее” звено между социальными, естественными и философскими науками? 4. Как соотносятся между собой различные формы психологического знания: житейская, художественная, научная? 5. Чем объяснить трудность определения предмета психологии? 6. Какие проблемы, поставленные мыслителями Античности, на ваш взгляд, не потеряли своего значения для современной психологии? 7. К ХХ в. развитие психологических знаний прошло путь от анимистических представлений древних до понятия о психике как субъективном образе объективного мира. Покажите, какие факты, добытые наукой в разные периоды, привели, в конечном счёте, к выводу о психике как субъективном образе объективного мира. 8. Назовите и дайте краткую сравнительную характеристику основных научных школ и направлений ХХ в. Что нового внесли эти школы в психологию? Чем были вызваны изыскания в данном направлении? Каково современное значение этих открытий, выводов, гипотез для практической психологии? 9. Вычлените основные отрасли современной психологической науки и структурируйте их по признакам развития, деятельности и другим, какие вы найдёте целесообразными. 10. Задачей физики является построение физической картины мира, биологии – биологической и т.д. Следовательно, психология как наука должна быть нацелена на построение психологической картины мира. Что, на Ваш взгляд, включает в себя понятие “психологическая картина мира”? Как может быть вписан в эту картину человек? 11. Как соотносятся между собой: метод, методология, методика исследования? 12. Естественные науки изучают явления природы с помощью объективных методов. Возможно ли объективное познание психических явлений? 13. Почему метод интроспекции был подвергнут жесткой критике? 14. Сравните достоинства и недостатки наблюдения и эксперимента как основных исследовательских методов психологии. 15. Сформулируйте основные требования к проведению метода беседы и анкетирования, которых необходимо придерживаться, чтобы обеспечить объективность и надежность результатов исследования?
Задание 1: заполните таблицу «Отрасли психологии».
Задание 2: заполните таблицу «Развитие представлений о предмете психологии».
Задание 3:Объясните, почему в работах разных лет З.Фрейд вынужден был прибегать к сравнению психики с: 1) айсбергом; 2) наездником; 3) клоуном (глупым рыжим в цирке). Трансформацией какого образа, встречающегося в работе Платона «Пир», является образ наездника?
Задание 4:найдите примеры описок и опечаток, допускаемых пользователями интернета (посты на форумах, переписка посредством ICQ и т.п.), и проанализируйте их в логике бихевиоризма, психоанализа и гештальтпсихологии. Задание 5:проведите наблюдение и составьте протокол наблюдения по следующей схеме: цель наблюдения, вид наблюдения, дата и время наблюдения, ФИО, возраст испытуемого.
Сформулируйте вывод в соответствии с результатами наблюдения. По итогам наблюдения сформулируйте задачу экспериментального исследования, включающую: q цель, q гипотезу, q независимую переменную, q зависимую переменную, q контролируемые переменные, q промежуточные переменные, q процедуру эксперимента.
Творческое задание: сформулируйте определение психики и ее функций с учетом того, чтобы оно было понятно: а) ребенку пятилетнего возраста; б) подростку; в) взрослому человеку, не обладающему психологической подготовкой.
Литература Основная: 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: АСТ, 2010. 2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001. . 3. Общая психология: Энциклопедический словарь. / Психологический лексикон. / Под ред. А.В.Петровского. – М, СПб, 2005 4. Общая психология и психология личности / под ред. Реана А.А. - М., АСТ, 2009. 5. Петровский А.В. Введение в психологию. - М., Академия 2005. 6. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов по психологии: Учебное пособие по курсу «Введение в психологию». — 4-е перераб. изд. — М.: Смысл, 2003. 7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989, СПб: Питер, 2002. 8. Энциклопедия истории психологии / Под ред. Кезиной Л.П., Рябова В.В., Романовой Е.С. - М.: Моск. учебник, 2001 - 2005. Дополнительная: 1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб, Питер, 2001. 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб, Питер, 2001. 3. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 4. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. — М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. 5. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2002. 6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб, Речь, 2003. 7. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. – М, 2005 8. Дубровина И.В. и др. Психология. – М.: Академия, 2002. 9. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2007. 10. Майерс Д. Психология. - Минск, 2008. 11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 2006.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 289. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |