Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рекомендации по подготовке.




Тематика семинарских занятий

Семинар 1. Предмет, задачи, методы современной психологии.

1. Определение психологии как науки, ее место в системе наук.

2. Предмет, задачи и принципы психологии.

3. Основные отрасли психологии.

4. Понятие о методологии и методе.

5. Классификации методов психологии.

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Чем обусловлен рост актуальности психологии?

2. В каких областях практики, по вашему мнению, качество принимаемых решений существенно снижается без учета психологических закономерностей?

3. Почему Б.М. Кедров считал, что психология представляет собой “связующее” звено между социальными, естественными и философскими науками?

4. Как соотносятся между собой различные формы психологического знания: житейская, художественная, научная?

5. Чем объяснить трудность определения предмета психологии?

6. Какие проблемы, поставленные мыслителями Античности, на ваш взгляд, не потеряли своего значения для современной психологии?

7. К ХХ в. развитие психологических знаний прошло путь от анимистических представлений древних до понятия о психике как субъективном образе объективного мира. Покажите, какие факты, добытые наукой в разные периоды, привели, в конечном счёте, к выводу о психике как субъективном образе объективного мира.

8.  Назовите и дайте краткую сравнительную характеристику основных научных школ и направлений ХХ в. Что нового внесли эти школы в психологию? Чем были вызваны изыскания в данном направлении? Каково современное значение этих открытий, выводов, гипотез для практической психологии?

9. Вычлените основные отрасли современной психологической науки и структурируйте их по признакам развития, деятельности и другим, какие вы найдёте целесообразными.

10. Задачей физики является построение физической картины мира, биологии – биологической и т.д. Следовательно, психология как наука должна быть нацелена на построение психологической картины мира. Что, на Ваш взгляд, включает в себя понятие “психологическая картина мира”? Как может быть вписан в эту картину человек?

11. Как соотносятся между собой: метод, методология, методика исследования?

12. Естественные науки изучают явления природы с помощью объективных методов. Возможно ли объективное познание психических явлений?

13. Почему метод интроспекции был подвергнут жесткой критике?

14. Сравните достоинства и недостатки наблюдения и эксперимента как основных исследовательских методов психологии.

15. Сформулируйте основные требования к проведению метода беседы и анкетирования, которых необходимо придерживаться, чтобы обеспечить объективность и надежность результатов исследования?

 

Задание 1: заполните таблицу «Отрасли психологии».

Название отрасли Предмет исследований Задачи отрасли Методы исследования Представители Основная литература
           

 

Задание 2: заполните таблицу «Развитие представлений о предмете психологии».

Название направления Представители (годы жизни) Страна Предмет психологии Задача психологии Объяснительный принцип Методы Приме- чание
               

 

Задание 3:Объясните, почему в работах разных лет З.Фрейд вынужден был прибегать к сравнению психики с: 1) айсбергом; 2) наездником; 3) клоуном (глупым рыжим в цирке). Трансформацией какого образа, встречающегося в работе Платона «Пир», является образ наездника?

 

Задание 4:найдите примеры описок и опечаток, допускаемых пользователями интернета (посты на форумах, переписка посредством ICQ и т.п.), и проанализируйте их в логике бихевиоризма, психоанализа и гештальтпсихологии.

Задание 5:проведите наблюдение и составьте протокол наблюдения по следующей схеме: цель наблюдения, вид наблюдения, дата и время наблюдения, ФИО, возраст испытуемого.

Время Действие (движение) Высказывание Экспрессивная реакция Анализ
         

Сформулируйте вывод в соответствии с результатами наблюдения.

По итогам наблюдения сформулируйте задачу экспериментального исследования, включающую:

q цель,

q гипотезу,

q независимую переменную,

q зависимую переменную,

q контролируемые переменные,

q промежуточные переменные,

q процедуру эксперимента.

 

Творческое задание: сформулируйте определение психики и ее функций с учетом того, чтобы оно было понятно:

а) ребенку пятилетнего возраста;

б) подростку;

в) взрослому человеку, не обладающему психологической подготовкой.

 

Литература

Основная:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: АСТ, 2010.

2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001. .

3. Общая психология: Энциклопедический словарь. / Психологический лексикон. / Под ред. А.В.Петровского. – М, СПб, 2005

4. Общая психология и психология личности / под ред. Реана А.А. - М., АСТ, 2009.

5. Петровский А.В. Введение в психологию. - М., Академия 2005.

6. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов по психологии: Учебное пособие по курсу «Введение в психологию». — 4-е перераб. изд. — М.: Смысл, 2003.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989, СПб: Питер, 2002.

8. Энциклопедия истории психологии / Под ред. Кезиной Л.П., Рябова В.В., Романовой Е.С. - М.: Моск. учебник, 2001 - 2005.

Дополнительная:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб, Питер, 2001.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб, Питер, 2001.

3. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

4. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. — М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002.

5. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2002.

6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб, Речь, 2003.

7. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. – М, 2005

8. Дубровина И.В. и др. Психология. – М.: Академия, 2002.

9. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2007.

10. Майерс Д. Психология. - Минск, 2008.

11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 2006.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...