Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общественное движение как образовательный процесс.




 

Дети ведут себя плохо чаще всего не преднамеренно, а по недомыслию. Если постоянно поучать их, заставлять делать то, что им непонятно, критиковать и не замечать их инициативы, можно получить в результате оборонительно-негативную, агрессивную позицию. В современном мире наблюдается симптомы межпоколенных конфликтов: дети не воспринимают жизненный путь отцов как образец. Произошла смена ориентаций с семейной на социальную, при которой родители не являются авторитетом, не способны дать ответ на вопросы, «что такое хорошо и что такое плохо?». Сегодня опыт будущего - у молодых, они выступают в роли удачливых учителей. Старшее поколение не может так же быстро, как молодежь, менять свои правила игры[26]. Позитивный потенциал детей и молодежи может быть раскрыт только в том случае, если каждый ребенок, молодой человек будет знать, чего от него хотят, зачем ему это надо и как то, чего от него хотят, он может сделать. Можно требовать от ребенка только то, чему его научили. Необходимо заранее обговорить все детали реализации проявленной им инициативы или того поручения, которое ему доверено. Обучение служению позволяет теоретически обойти подводные камни волонтерской работы каждому, что, несомненно, позволит избежать их в конкретной социально-значимой деятельности.

В мире заметна тенденция приоритетной поддержки образовательных программ общественных объединений. Это связано с тем, что общественное движение не предполагает непременной сиюминутной выгоды. «Исключительная забота о делах полезных и прикладных настолько суживает горизонт, что в дальнейшем приводит к разрушению. Люди должны, по крайней мере, достаточно интересоваться мышлением ради мышления, чтобы выйти за границы рутины и привычки. Интерес к знанию ради знания, к мышлению ради свободной игры мысли необходим для эмансипации практической жизни, чтобы сделать её богатой и прогрессивной.[27] Образовательный аспект общественной деятельности предполагает взгляд организаторов в далекое будущее ребенка, поскольку устанавливает его связь со всей культурной жизнью человечества, способствует развитию его мировоззрения. Важны не только практические результаты общественного движения. Прежде всего результат погружения ребенка, молодого человека в эту деятельность - его умение самостоятельно планировать, анализировать, определять содержание деятельности, решать возникающие конфликты и др. Общественное движение способствует рассмотрению и оцениванию разных областей жизни природы, общества и человека. Так ограниченная с виду практическая деятельность становится источником духовного развития личности, его образования, при этом и общественно значимая деятельность становится понятной во всем её громадном значении для жизни человечества, будучи поставленной в связь с природной и культурной жизнью. Общественное движение, будучи узкой практической деятельностью, понимается как органическая часть всей совокупной жизни природы и человечества и поэтому служит источником общего социального образования личности.

При работе с молодыми людьми особенно важно контролировать процесс приобретения ими волонтерского опыта, так как он будет влиять на будущие решения и идеи относительно общественного движения. Это означает, что необходимо тщательно готовиться к тому, чтобы этот опыт был значимым для молодежи, и подобрать такую структуру, которая обеспечит именно ту атмосферу, в которой участники могут получать новые знания и развиваться. Для учащихся-волонтеров и конкретного социума служение может стать возможностью и полигоном получения нового позитивного опыта или программой, которая принесет существенную пользу обеим сторонам и обществу в целом.

Успешность общественного движения предполагает соответствующую подготовку волонтеров. Им необходимо дать информацию, знания и навыки для того, чтобы завязать и поддерживать заботливые отношения с объектом молодежного движения. Волонтеры обучаются не для того, чтобы стать приёмными родителями, учителями, экологами, юристами, социальными работниками, швеями, водителями, парикмахерами и т.п. Им нужна возможность ознакомиться со всем тем, что потребуется от них в ходе работы: слушать, проявлять терпение, быть последовательным, настойчивым, быть другом. Для волонтеров школьного и студенческого возраста такая подготовка — прекрасная возможность лучше понять самих себя, свои мотивы и побуждения. Для организаторов движения это обучение дает возможность продумать, что нужно для того, чтобы завязать заботливые отношения с ребенком, не становясь при этом ни в позу судьи, ни в позу родителя.

Подготовка волонтеров сосредоточена на основных навыках, знаниях и психологических установках, необходимых, чтобы завязать осмысленные отношения в процессе волонтерской деятельности. Общественное движение должно учитывать способность к обучению и затрагивать следующие три области:

- Самосознание. Это дает волонтерам возможность отдать себе отчет в собственных взглядах и ценностях, связанных с детьми, семьей, обществом, с оказанием и принятием помощи и т.д. Каждый вовлеченный в общественное движение сам определяет программу действий, базирующуюся на его собственном опыте деятельности.

- Знания. Обучение волонтеров основным сведениям о развитии человека, семейной динамике, общении и других аспектах межличностных отношений. Важная роль принадлежит самообразованию, позволяющему самостоятельно осваивать необходимый материал и разрабатывать индивидуальные программы своего роста и развития.

- Навыки. Обучение волонтеров навыкам общения, решения спорных вопросов, владения собой и т.д.[28]

- Кроме этого, организаторы движения должны решить:

- Когда проводить обучающие занятия.

- Сколько времени и как часто должны проходить занятия.

- Как предоставить волонтерам возможность оценить результаты обучения: в конце курса, через некоторое время после начала общественно значимой деятельности или после её завершения.

- Каким образом поддерживать, стимулировать, качественно оценивать самостоятельное обучение волонтеров общественному служению.

Наблюдение за волонтером в ходе занятий дает наставнику возможность уточнить оценку его индивидуальных сильных и слабых сторон. В результате педагог может подобрать волонтеру наиболее подходящий вид общественно значимой деятельности, что обеспечивает её эффективность.

Важно составить учебный план, который соответствует задачам общественного движения, критериям отбора её объектов и опыту будущего волонтера.

Например, учебный план по подготовке волонтеров, работающих с детьми, должен делать упор на следующих вещах:

- Мотивы и убеждения, побуждающие человека стать волонтером.

- Роль волонтеров.

- Навыки общения:

• словесные и внесловесные;

• преграды в общении;

• способность быть активным слушателем.

- Развитие человека.

- Строительство отношений; черты жизненного цикла.

- Семейные системы и динамика.                  

- Нужды детей, переживающих психологический кризис.

- Воспитание выносливости, развитие навыков позитивного подкрепления.

- Решение спорных вопросов, разрешение конфликтов, владение собой.

Возможность проектов общественного движения "заразить" ребенка духом исследования и всесторонней переработки изучаемого материала является актуальной для системы образования. Постепенно исследовательский интерес от внешнего движения направляется на исследование мира ради самого исследования. Важно, что, реализуя свою инициативу через социальный проект, ребенок овладеет методом научного исследования, который поможет добывать дополнительные сведения.

Важный образовательный аспект общественного движения – сформировать умение обучающегося выражать во внешних символах свое внутренне и духовное содержание – результаты своих личных наблюдений и работы мысли. Рисунок является могучим средством выражения. Графическая грамотность очень важна. Это относится и к изображению объекта практической деятельности в виде чертежа, схемы, рисунка, диаграммы и т.д. Поэтому одним из важных итогов общественного движения является выпуск настенных и компьютерных газет, конкурс рисунков и плакатов по теме «Общественное движение».

Образовательный аспект движения предполагает получение знаний и приобретение опыта и включает в себя цикл выполнения определённых заданий, размышлений над тем, что и как делается. Затем те же задания выполняются новыми способами, методами, которыми обучающиеся овладели. Это бесконечно продолжающийся процесс, вовлекающий обучающегося в цепь действий, требующий инициативности и навыков рефлексирования.

Служение и образование дополняют друг друга. Эффективное управление общественно значимой деятельностью помогает целям движения и целям познавательного процесса взаимно обогащать друг друга. Ключевые компоненты здесь следующие: познание себя, своих потребностей – целеполагание –   существующие потребности сообщества – коллективная солидарность –  рефлексия – последействие. Взаимообогащение образования и служения способствует личностному, социальному и интеллектуальному росту ребенка, предоставляет молодым людям ощущение гражданской ответственности, возможность строить свою карьеру.

Рефлексия[29] и анализ процесса общественно значимой деятельности гарантируют получение знаний и навыков через процесс движения. Рефлексия — труд души, участвующий во всей жизни человека, его мыслях и чувствах. Люди, владеющие рефлексией, каждый вечер стирают в памяти неприятности, утром настраиваются на творческий, прекрасный день. При начале, планировании, подведении промежуточных и окончательных итогов рефлексия начинается с вопросов «Что не понравилось?», «Что понравилось?», затем предоставляется возможность каждому члену группы высказаться о своем внутреннем состоянии (продуктивней всего это делать в общем кругу): «Удалось ли мне раскрыться полностью, показать себя с лучшей стороны, что мешало это сделать? Получил ли я новые знания, научился ли чему-то новому, что хотелось бы узнать в следующий раз?» и т.п. Рефлексия -  это именно то, что связывает служение и образование воедино, обеспечивая тем самым лучшее их понимание и значимость. Проводя рефлексию при подготовке к служению, учащимся предоставляется возможность исследовать имеющийся опыт, чувства, позиции, ожидания относительно движения. Последующая рефлексия помогает синтезировать процесс обучения и находить новые применения своих сил. Ниже приведены несколько принципов рефлексии, применение которых гарантирует получение знаний через процесс движения:

- непрерывность - изобретение новых подходов в изучении и понимании окружающего мира. Рефлексию необходимо проводить до, во время и после реализации проектов общественного движения;

- мобильность - побуждение участников к придумыванию новых ситуаций движения, новых обстоятельств, новых способов;

- своевременность – соотношение с обстоятельствами, потребностями образовательного процесса и общественного движения;

- интегративность - объединение практических и академических аспектов процесса получения знаний и рефлексии деятельности обучающегося.

Так как опыт общественного движения различен для каждого участника, есть вопросы, которые можно задать для размышления над каждой имеющейся ситуацией. Эти вопросы задаются для того, чтобы максимально повысить качество и продуктивность процесса обучения служению, основываясь на личном опыте участников. Вот некоторые из этих вопросов:

- Чему Вы учитесь, что нового узнаёте об общественном движении?

- Каким образом Вы получаете новые знания из Вашего опыта?

- Какой вид общественного движения является необходимым для Вашего жизненного и профессионального самоопределения?

- Что необходимо сделать для того, чтобы общественное движение было результативным, успешным?

- Что Вы должны знать, чтобы обеспечить эффективное участие в практической общественной деятельности?

- Что Вы уже знаете о деятельности волонтеров?

- Какой конкретный вклад Вы лично внесёте своим проектом?

- Что общего имеет Ваш процесс получения знаний во время общественной деятельности с целями Вашего обучения в школе (вузе)?

- Что Вы думаете о своих педагогах, что следует улучшить в стиле преподавания? Как сделать занятия более интересными?

Имеется большое количество методов и методик рефлексии. Вот некоторые из них:

1) Разговорные (беседа в паре (один на один), групповая дискуссия, устные сообщения, опрос или целевое исследование, презентация проекта для родителей, моделирование, ролевая деятельность, симпозиум с презентацией, обучающие тренинги и др.).

2) Письменные (ведение ежедневного, еженедельного журнала, записей по всем последующим действиям, ведение личного дневника, расчет бюджета проекта, статья в журнал или газету, разработка руководства к действию для будущих участников движения, конкурс сочинений и др.).

3) Мультимедийные (исследование опыта общественного движения, фотографии, слайды или видеопродукция, плакаты, коллажи, социологическое исследование, постановка танца, песни, музыкального или театрального представления, самооценка и просто оценка деятельности, рассказ, разработка сайта и др.).

Рефлексия может быть несложным процессом, как, например, ответы на вопросы, помогающие участникам обобщить, обдумать полученный ими опыт: «Что удивило Вас больше всего?», «Чему новому Вы научились?», «Каким образом Вы сможете применить в Вашей жизни то, что Вы узнали сегодня?», «Ваше восприятие (указать, какой проблемы) изменилось в результате этого проекта?»

Самый простой способ проведения рефлексии - попросить, чтобы участники движения собрались в конце дня на несколько минут для того, чтобы поделиться и обсудить свои впечатления о том, что нового они узнали. Более сложным уровнем рефлексии является совместный просмотр видеосъемки акции движения и критическое обсуждение, оценка места и роли каждого участника.

Получение знаний в ходе общественного движения может быть облегчено, если заранее подготовить добровольцам вопросы, на которые они должны ответить в конце дня. Например, вопросы могут быть об имеющихся проблемах или о личных впечатлениях и отношениях.

Положительные ответы на заранее подготовленные вопросы итогового сбора могут выступать в качестве критериев и показателей эффективности общественного движения:

- Сформировано ли у участника позитивное отношение к себе, критическая самооценка и позитивное отношение к возможностям своего развития?

- Может ли он самостоятельно свои проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя к лучшему?

- Умеет ли он анализировать собственное состояние, осознавать, что с ним происходит, и выражать чувства?

- Умеет ли слушать, сопереживать окружающим, понимать и оказывать социальную поддержку?

- Умеет ли защищать свое Я, избегать ситуаций, связаннных с употреблением психоактивных веществ, есть ли у него сформированные альтернативные способы получения удовольствия.[30]

Наставники волонтеров должны понять важность итоговой оценки. При обсуждении вопросов оценки труда добровольцев и руководителя группы обращается внимание на то, почему задаются отдельные вопросы и как полученная информация будет использоваться.

Программа обучения наставников общественного движения должна включать в себя вопросы:

- Как организовать рефлексию и приобретение знаний на объекте?

- Как осуществить оценку труда добровольцев?

- Как спланировать распределение работ добровольцев?

- Как обезопасить труд добровольцев, кто и какую несет ответственность за проведение работ?

- Каковы главные элементы общественного движения? и др.        

Первый контакт потенциальных волонтеров с объектом общественной деятельности очень важен для поддержания их интереса к благотворительной деятельности и участию в подготовительном обучении. Они захотят узнать, в чем состоят цели движения и что потребуется от них в смысле затрат времени, уровня знаний и навыков и в плане финансовых вложений. Им нужно сразу объяснить, что им предлагается не оплачиваемая работа, а деятельность на общественных началах. Они должны понять, почему взаимоотношения волонтера с объектом попечения имеют такое большое значение и как они могут повлиять на ход жизни своей общины. Им нужно объяснить, что они получат соответствующую подготовку, а затем им будет оказываться постоянная поддержка в ходе общественно значимой деятельности. Они должны увидеть, что их активное участие в этой деятельности принесет им радость и расширит их жизненный опыт.

Когда потенциальные волонтеры задают вопросы, касающиеся общественного движения, ответы, которые они получают, должны быть последовательны и убедительны. Такие ответы можно собрать в брошюру. Кроме этого, следует разработать анкетный бланк для сбора требуемой информации и определить наиболее подходящие время и метод передачи анкетных бланков потенциальным волонтерам.

После того, как волонтеры выразят согласие участвовать в служении, им потребуется «ориентация» - ознакомление с программой действий, предполагающая более подробные сведения о том, как именно они будут удовлетворять нематериальные потребности граждан, какого рода деятельностью они будут заниматься и какие формы обучения и последующего руководства им предлагаются. Все эти структуры и процедуры повышают вероятность того, что волонтеров заинтересует служение, и они выполнят взятые обязательства.

Потенциальным волонтерам нужно сообщить следующую исходную информацию:

- миссия, цели, задачи общественного движения;

- критерии отбора волонтеров;

- часы и дни обучения;

- требования и правила и др.

Подробное предварительное введение предполагает личный контакт между наставником и потенциальными волонтерами. Встреча дает возможность волонтерам получить всю информацию, необходимую для принятия решения об участии в добровольческой деятельности. Собеседование может проводиться в индивидуальном или групповом порядке. Важно, чтобы организаторы могли внятно и четко дать необходимую информацию, которая привлекла бы потенциальных волонтеров, и помогла им определить, насколько им интересно участие в подобной деятельности. Каждый организатор должен быть готов сообщить определенный набор сведений потенциальному волонтеру, будь то по телефону или в личной беседе, общие сведения о критериях отбора, чтобы человек мог решить, стоит ли ему участвовать в каком-либо волонтерском проекте.

Положительной тенденцией последних лет можно считать стремление молодых людей к изучению иностранного языка, что открывает новые возможности для установления контактов и совершенствования самостоятельной экономической и образовательной деятельности. В этом плане проекты общественного движения эффективны, поскольку предоставляют возможность изучать иностранные языки не по учебникам, а в заграничных поездках, с помощью Интернет, в личном общении с ино­странцами и друг с другом. Международное сотрудничество в области поддержки и популяризации общественного движения может послужить заслоном сепаратизму и экстремизму, пропагандируемым представителями радикальных партий.

Многие общественные объединения, реализуя свои образовательные функции, создают общественные учреждения: школы, университеты, институты и т.п. Название образовательных программ «школами» (школа лидера, школа успеха, школа инициатив и т.п.) имеет метафорический смысл –  символический перенос конструкции «школа» на иной объект – дополнительное социальное образование. Это позволяет использовать известные формы работы (в данном случае – уроки, лекции, семинары и т.п.) и акцентировать идею о его всеобщности и доступности, а также в какой-то мере элементарности получаемых знаний. Интересная находка названия этих образовательных программ НЕ-ШКОЛОЙ, с девизом «За свободу Человека от уроков». В этом – подчеркивание нетрадиционности образования в общественной деятельности, его ориентации на свободу выбора.

Для успешной организации общественного движения возможно заключение протокола о намерениях между оргкомитетом, образовательным учреждением и объектом общественного движения. Протокол о намерениях — это письменный документ, с которым согласны все стороны. Наличие протокола (договора) позволяет избежать не­доразумений между сторонами, служит гарантией того, что со временем в школе, вузе, поселке, районе молодежное движение не превратиться в разовое мероприятие, а будет продолжено, что все стороны рассматриваются как участники общественного движения, нет «потребителей», «поставщиков услуг» и «клиентов», а, следовательно, все имеют равные права и обязанности. Договор должен включать:

- Общее описание рабочих обязанностей: кто, когда и как будет делать те или иные вещи.

- Ресурсы, которые предоставляет каждая из сторон.

- Предоставляемое обучение.

- Требуемые отчеты и сведения о продвижении идей движения.

- Процедуры запросов и ответов на просьбы о консультациях и технической помощи.

- Срок действия договора.

- Процедуры для внесения изменений в договор.

- Процедуры для прекращения действия договора.

- Финансовые обязательства.

Повышение образовательного потенциала общественного движения происходит при соблюдении следующих основных требований:

- установление высоких планок содержания и стандартов общественного движения и обучения с одновременным обеспечением необходимыми ресурсами;

- создание договорных партнерских отношений между всеми участниками общественного движения;

- обеспечение реалистических и эффективных возможностей для молодых людей в процессе принятия решений на всех стадиях планирования, осуществления, оценки;

- обеспечение условий для повышения профессиональной квалификации педагогов-наставников, преподавателей, администраторов, необходимой для эффективной поддержки инициатив обучающихся;

- вовлечение в процесс обучения служению родителей, представителей общественности, органов власти, СМИ.

Проблема кадрового обеспечения общественного движения профессионалами является наиболее актуальной. При подборе кадров важным является целостность и сформированность личности, иерархия мотивов, баланс между личностной зрелостью, наличием социального опыта, способностью к изменению стереотипов, открытостью к новому опыту, что во многом определяется возрастом. 20-30 лет - наиболее предпочтительный возрастной период наставников общественного движения. Именно на этот период приходится первая фаза зрелости: к 20 годам молодой человек, недавно бывший подростком, имеет сходные интересы, понимание молодежной субкультуры, способен лучше понять ребенка, является более доступным для детей и подростков, воспринимается ими как старший товарищ. К 25 годам происходит профессиональное самоопределение, вхождение в самостоятельную жизнь. С 25 до 30 лет собственная жизнь кажется максимально осмысленной и наполненной. К 30 годам человек подводит профессиональные итоги предшествующего периода, появляется ярко выраженная потребность в дальнейшем профессиональном росте[31]. Выбор общественного движения сферой профессионального предпочтения после 30 лет может означать предшествующие неудачи в других сферах, компенсаторный подход к определению своего будущего[32]. 

Общественное движение позволяет создать атмосферу, необходимую для эффективного обучения, основанную на взаимном доверии и уважении, где каждый представляет общие цели и считается главным участником образовательного процесса.

 

Вопросы для самопроверки

 

Задания для самостоятельной работы

 

Рекомендуемая литература

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 351.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...