Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дети, молодежь, взрослые, участвующие и не участвующие в общественном движении.




 

Результаты проведенного исследования позволили выявить реальные причины неучастия некоторых молодых людей в деятельности общественных объединений, увидеть скрытые и явные мотивы, позволяющие более эффективно и целенаправленно организовать процесс вовлечения детей и молодежи в строительство гражданского общества и демократического государства. 

Основная причина неучастия части детей и молодежи в деятельности общественных объединений – отсутствие информации (35%) или искаженная о них информация (17,7%). Общее количество неудовлетворенных информационным обеспечением общественных объединений – 52,7%. Наибольший информационный голод испытывают студенты (64%), у них же наиболее искаженная информация о современных общественных объединениях (22%). Почти половина опрошенных причиной своего неучастия считает скудость услуг, предоставляемых общественными объединениями. Особенно этим обстоятельством недовольны старшеклассники (55,5%). Каждый четвертый создал бы собственное общественное объединение, но не имеет (не видит) ресурсов, необходимых для этого. Наиболее инициативны старшеклассники (27,5%) и работающая молодежь (26,3%). Наименее – не работающие (20,8%). Наименее скептически к деятельности общественных объединений настроено окружение старшеклассников и работающих (6,3% и 5,6%), наиболее – окружение безработных (13,2%).

42% опрошенных считают несовместимым участие в общественной деятельности с учебой, работай, семьей, друзьями. Наибольшую занятость решением личных проблем отмечают работающие люди (35%), наименьшую – безработные (18%). Каждому пятому старшекласснику хорошо с друзьями, не состоящими в общественных объединениях. На второе место причиной неучастия респонденты ставят отсутствие личных перспектив (20,7%). 19,7% ждут личного приглашения от организаторов общественной деятельности. Особенно позитивно к такому приглашению отнесутся 25% старшеклассников и только 15% работающих.

15,4% ничего не знают об общественных объединениях. Наименьшая осведомленность у студентов (19,2%) и безработных (17,6%). 12% безработных не участвуют в деятельности общественных объединений, поскольку нуждаются в ощутимой материальной поддержке. Каждый десятый студент и работающий считает, что общественные объединения – фикция.

Привлечение к общественной деятельности молодежи, старше 20 лет, возможно только при демонстрации конкретных достижений, результатов. В этой возрастной группе организаторам важно разработать конкретные задания, поручения, чтобы люди чувствовали ответственность за выделенный участок работы. Необходима систематическая работа по вовлечению молодых людей в процесс принятия решений, индивидуального планирования и проектирования. Должны быть продуманы индивидуальные критерии оценки достижений молодого человека. Необходим постоянный «обратный» контакт, продуманная система материальных и моральных вознаграждений.

Для 14-19-летних интересны форма, «обертка, этикетка» объединения. Молодые люди в этой возрастной группе нуждаются в межличностном взаимодействии, поэтому для них особенно актуальны психологические тренинги и упражнения, организация групповой деятельности. Организаторам необходимо продумать систему публичного вознаграждения за достигнутые результаты работы, стремиться обучить молодых людей основам жизненного и профессионального целеполагания.

Почти 14% опрошенных готовы к созданию правозащитных объединений (особенно силен «боевой дух» у 56% кировских и 40% тамбовских старшеклассников), 10% - к созданию объединений, где будут решаться их личные проблемы. С возрастом эта потребность усиливается.

Почти каждый пятый (19,8%) ожидает, что его попросят, пригласят, поручат заниматься общественным делом – то есть перекладывает с себя ответственность на посторонних людей, является безынициативным. Наиболее такому инфантилизму подвержены безработные и старшеклассники. Наименее – работающая молодежь. Региональная специфика: ждут приглашения 36,4% рязанских старшеклассников, 55% саратовских студентов.

26,8% непременным условием участия в общественной деятельности называют привлечение ближайшего окружения (друзей, компаньонов, родственников). С возрастом это желание не так важно. Работающие люди больше озабочены собственным процветанием, нежели ближайшего окружения. 16% не участвующих в общественном объединении имеют желания властвовать, командовать, распоряжаться другими людьми. Особенно к этому склонны безработные (18,9%) и старшеклассники (18,4%). Наименее – работающие (15%).

Утверждение о том, что молодежь большую часть времени проводит у телевизора и монитора компьютера – неверное. 36,3% респондентов увлечены спортом. На втором месте – музыка, на третьем – книги. С возрастом тяга к спорту уменьшается, к чтению и музыке – увеличивается. Большее время компьютеру уделяют старшеклассники и безработная молодежь (13%). 15% опрошенных не имеют никаких хобби и увлечений. Наиболее пассивны в этом плане старшеклассники и безработные. Таким образом, наибольший интерес не участвующая молодежь проявляет к общественным объединениям спортивно-оздоровительной, эстетической (музыка, танцы, книги), компьютерной (Интернет) направленности. 38% не участвующих в деятельности общественных объединений – люди равнодушные, пассивные, не интересуются происходящими в обществе событиями или лишены (по их мнению) такой возможности. С возрастом количество равнодушных растет, достигая пика у 30-летних безработных (46%).

Отрицательное, негативное и даже агрессивное мнение об общественной деятельности у 35,6% опрошенных. Наиболее негативно по отношению к общественным объединениям настроены студенты (42,2%), наименее – работающая молодежь (28,6%). Региональная специфика: 55% саратовских, 25% кировских и александровских безработных, 35% марийских и кировских работающих, 25% александровских, московских, саратовских, якутских студентов, 30% тамбовских и марийских старшеклассников настроены по отношению к общественной деятельности отрицательно. Каждый четвертый опрошенный (24%) позитивно настроен по отношению к общественным объединениям. Больше оптимизма у старшеклассников (30%), меньше всего – у работающих (20%). 55% работающих тамбовчан и 37% якутских старшеклассников высказали положительное мнение об общественной работе в стране.

Отношение детей, родителей, педагогов к общественным объединениям.В результате исследования подтверждено наличие не преодолеваемого в течение последних лет противоречия между значительным воспитательным потенциалом общественных объединений и его востребованностью детьми, обществом и государством. Обозначился рост количества детских общественных объединений и их численного состава, общественной активности детей, общественной значимости результатов деятельности объединений. В лучшую сторону произошли изменения во взаимодействии детских общественных объединений с другими социальными институтами и органами власти. В положительную сторону изменилось отношение взрослых к общественным объединениям детей. В целом они считают необходимым их создание и поддержку деятельности. Получают развитие, хотя и не в полной мере, разные формы участия взрослых в поддержке детского движения. Наблюдается положительная тенденция сближения интересов детского движения и системы образования, подтвержденная положительным отношением значительной части педагогов к созданию на базе образовательных учреждений общественных объединения детей. Ресурсом развития детского движения можно считать пока не задействованные положительные отношения педагогов и родителей к личному участию в создании и деятельности общественных объединений (такое отношение проявила половина опрошенных родителей и педагогов). Выявленное непонимание частью подростков сущности общественного объединения может сдерживать развитие их социальной активности, включенности в социально значимую деятельность. Общие позиции подростков, родителей и педагогов в отношении к возможностям детских объединений в развитии личности могут стать основой в проектировании деятельности объединений на ближайшую перспективу.

Большинство (свыше 84%) подростков считают, что нужно создавать общественные объединения молодежи и детей. Около 7% полагают, что они не нужны, и остальные указали, что затрудняются дать однозначный ответ. При этом наблюдаются некоторые гендерные и возрастные различия в отношении к факту наличия общественных объединений. Так, если положительное отношение к ним девочек с возрастным характеризуется увеличением, то у мальчиков оно несколько снижается.  

Наиболее привлекательными для подростков в деятельности объединения являются возможности «быть полезным другим людям» (49,7%), научиться организовывать полезные дела (43,8%), побывать в других городах, странах (41,1%). Это еще раз указывает на актуальную потребность изученной возрастной группы «быть кому-то нужным», «познать мир и себя в этом мире». 15% дали указание на возможности приобщиться к политической жизни. С одной стороны, это отражает неполитический характер современных детских общественных объединений, но, с другой, обращает внимание на преломление в детской среде отношения к политике.

В анкете был сформирован вопрос «Являешься ли ты членом общественного объединения?» Утвердительно на него ответили 54% респондентов, «нет» - указали 37,4% и 7% затруднились дать однозначный ответ. Таким образом, большинство опрошенных являются членами (с их точки зрения) общественных объединений, и вследствие этого их отношение к деятельности такого вида объединений можно считать в определенной мере осознанным.

На вопрос «нужна ли детям общественная организация (объединение)» 84,9% опрошенных родителей ответили «да», 1,1 % - «нет», 8,4 % - затруднились ответить. По этому показателю отношения детей и педагогов практически совпадают. Ответы на вопрос «Если вы считаете, что организация нужна, то в чем она, по Вашему мнению, может помочь ребенку», также близки. Родители, прежде всего, выделяют помощь в развитии интересов и способностей детей (58,9%), проведении свободного времени интересно и полезно (55,4%), в приобретении умений организовать полезные дела (46,9%), найти друзей (43,8%). Незначительное, как и среди детей, количество родителей выбрали вариант ответа «приобщиться к политической жизни» (11,8%), несколько меньше по сравнению с подростками указаний на возможную помощь объединения в реализации прав детей (24,2%), стать человеком, полезным другим людям (37,7%), в проведении каникул совместно с друзьями (24,4%). В ответах подростков данные варианты соответственно отметили 30,4%, 49,7% и 41,1%. Среди родителей немного больше, по сравнению с подростками, тех, кто полагает, что в объединении можно научиться взаимодействию с людьми (36,0%, среди подростков 34,1%) , ощущать себя значимым (19,8%, по сравнению с 15,7% подростков). Интересным и важным для развития детского движения является указания 48,5% родителей на членство их детей в составе общественного объединения, и 23,8% на то, что ребенок, не будучи в объединении, хотел бы быть членом какого-либо из них.

В исследовании были выявлены предпочтения родителями направленности деятельности общественных объединений. Анализ ответов на вопрос, стать членом какого объединения посоветовали ребенку родители, показывает, что наиболее привлекательными с их точки зрения, являются объединения по интересам (51,1%), экологические (28,8%), пионерские (23,4%), военно-патриотические (19,2%), поисково-краеведческие (15,2%), добровольческие (волонтерские) (12,3%). Значительное число не снижают возможности участия детей во взрослых общественных объединениях (2,5%), движениях (0,2%), партиях (0,4%).

Считая, что детям нужны общественные объединения (86,3%), 90,9% педагогов поддерживают утверждения о их большом воспитательном потенциале. При этом 49,9% считают, что они не в должной мере востребованы обществом, 37,2% семьей, 32,7% - системой образования, 16,6% - детьми. Полученные данные еще раз подтверждают наличие в современных условиях противоречия между возможностями общественных объединений и мерой востребованности.

Участвующие в опросе педагоги (61,5%) имеют контакты с обучающимися, которые являются членами общественных объединений. 83,7% опрошенных полагают, что образовательное учреждение должно взаимодействовать с объединениями детей. При этом, по мнению педагогов, оно должно осуществлять это взаимодействие на основе сотрудничества в процессе организации совместных мероприятий (54,4%) в рамках совместных программ (53,8 %), в ходе защиты интересов детей (44,8%), решении школьных проблем (40,6%). Показательно, что только 7,3% видят основу взаимодействия в «подчинении деятельности объединения интересам учреждения», и, к сожалению, лишь 4,5% признают договорную основу. Понимая значимость и необходимость взаимодействия этих двух социальных институтов воспитания, 77% педагогов высказались за целесообразность создания на базе образовательного учреждения общественных объединений обучающихся, 15,9% - не смогли дать определенный ответ.

Педагоги отдают предпочтение деятельности, направленной на организацию досуга детей (37,8%), развитие их интересов (34,1%), поиск талантов (32,9%), заботу и помощь людям (33,7%). То есть, выбор педагогов близок к желанию детей и предпочтениям родителей. Заметим, что педагоги, так же, как подросток, и родители в большинстве своем не считают возможным в качестве основного направления деятельности объединений приобщение к религии и политике, на них указали соответственно 6,6 % и 4,7% опрошенных. В случае, если педагог не смог бы создать объединение указанной выше направленности, то 16,7% создали бы первичное объединение пионерской, 21,7% - добровольческой, 15,5% - патриотической, 8,1% - скаутской организаций.

Результаты опросов показывают, что наиболее распространенным является мнение взрослых о том, что произошли позитивные изменения в количественном составе общественных объединений (63,4%), общественной активности детей (54,9%), общественной значимости результатов деятельности объединений (54,2%). В определенной мере это можно рассматривать как следствие положительных изменений, которые произошли в масштабности деятельности объединений (42,4%), реализации многообразных проектов (64,6%), в общественном мнении о детском движении (49,4%). В то же время, по мнению 27,3%, состояние детского движения в их регионах осталось без изменения. Более всего это относится к таким параметрам, как взаимодействие детских объединений с органами власти и социальными институтами (37,4%), масштаб деятельности детских общественных объединений (37,1%), объем и периодичность их государственной поддержки (35,8%). Наряду с положительными изменениями состояния детского движения наблюдаются и негативные. Среди них респонденты в первую очередь отмечают отсутствие государственной поддержки (19,6%), общественной активности детей (15,0%), взаимодействия детских объединений с другими объединениями и учреждениями (12,8%).

Руководители детских и молодежных общественных объединений о состоянии и перспективах развития детского и молодежного движения России. Анализ анкетирования руководителей позволил получить некоторые характеристики этой группы, их возможностей и желания организовывать социальную деятельность с молодежью, уточнить их мнение о возможностях и перспективах развития молодежного и детского движения в Российской Федерации.

2/3 опрошенных составляют женщины, среди лидеров более 2/3 – люди в возрасте до 30 лет. Интересными являлись данные о том, с какой профессиональной группой отождествляют себя лидеры и руководители организаций. Среди тех, кто определил себя прежде всего как работника общественного объединения, около половины также отметили свою принадлежность к образовательной среде (обучающийся или работник образования). Это является одним из доказательств того, кто современное движение концентрируется в сфере образования.

¾ всех руководителей организаций самой основной трудностью сегодня называют материально-финансовую. Треть отмечают слабую активность самой молодежи. Почти четверть имеет какие-то разногласия с местными органами власти. Выделены недостатки кадрового обеспечения движения. В позиции «другое» назывались «конкуренция с неформальными и криминальными структурами, отсутствие молодых по возрасту лидеров в масштабах регионов и страны, соперничество разных организаций за государственные деньги».

Лидеры называли в среднем до трех источников, два из них, как правило, источники местные (на уровне города, учреждения). Около половины указали, что они получают поддержку от региональных органов по делам молодежи. Исследование показало, что около половины организаций успешно освоили технологию взаимодействия со спонсорами коммерческого сектора. В каждой пятой организации активны родители, в каждой шестой есть опыт получения денег от международных фондов.

Большинство лидеров готовы высказать свой прогноз относительно развития движения (затруднились дать ответ только 8,5%). Более 60% прогнозируют поступательное развитие детского и молодежного движения, однако почти треть (23,7%), основываясь на трудностях его сегодняшнего развития, предполагает стагнацию или даже сворачивание.

Все опрошенные уверены, что для того, чтобы заниматься общественной деятельностью с молодежью, им необходимы определенные навыки и знания. Уверены, что специалистам, работникам с детьми и молодежью необходимо обновлять свои знания об интересах, особенностях молодого поколения на специальных курсах, семинарах и т.п. ежегодно – 81,7%, не реже раза в 3 года – 18,3%.

Опрос лидеров и руководителей позволяет утверждать, что современное детское и молодежное движение является устойчивым элементом современного общества, оно имеет сформировавшиеся технологии взаимодействия с государственными, местными, коммерческими и общественными структурами. Сформировалась особая группа кадров детского и молодежного движения, которые не только постоянно и достаточно профессионально ведут такую деятельность, но и идентифицируют себя именно с этой группой. Наиболее активной категорией включения в детское и молодежное движение являются школьники и студенты.

Анкетирование свидетельствуют о высоком уровне готовности (мотивация и владение методикой) лидеров и руководителей инициировать и поддерживать социальную активность молодежи, однако им необходима больше всего финансовая поддержка проектов, а также образовательная, методическая, информационная. Инициатива детских и молодежных объединений отчасти находит финансовую поддержку у органов государственной власти и муниципальных учреждений. Конкурсы проектов и программ в основном выполняют свою задачу вовлечения молодежи и детей в общественную жизнь, формирования у них активной гражданской позиции.

 

Вопросы для самопроверки

 

Задания для самостоятельной работы

 

Рекомендуемая литература

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...