Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История общественного движения детей и молодежи.




Организованное детско-молодежное движение в той или иной степени развито в каждом государстве. Крупные политичес­кие партии, религиозные течения, профессиональные, научные сооб­щества, общественные объединения имеют соответствующие детско-мо­лодежные структуры, финансируют их и всячески способствуют их работе. Вся история организованного детско-молодежного движения – это летопись попыток взрослых завоевать умы молодежи, привлечь на свою сторону как можно большее количество участников. Особых успехов в этом достигли религиозные и политические деятели.

Историю детско-молодежного общественного движения можно трактовать в контексте развития, возникновения и смены формаций, цивилизаций, эпох, событий, государственно-общественных устройств. Общественные объединения рассматриваются как самостоятельный институт, играющий специфическую роль, но эволюционирующий вместе с обществом и человеком. Для общественной организации важен фактор времени, поскольку люди не придерживаются своих пристрастий и антипатий продолжительное время. Любая детско-молодежная структура – это склепок, копия взрослого мира: скауты – армия, пионеры – компартия, димсисты – волонтеры и т.п. Движущей силой детско-молодежного движения выступает преемственность идей взрослого мира. Это самый распространенный подход исторического анализа общественного движения. Большинство исследователей на его основании выделяют условные исторические рамки, связанные с развитием человечества. Так, историю детско-молодежного общественного движения обычно рассматривают в трех периодах: 1) Досоветский («скаутский»: с 1908 г. до 1917 г.); 2) Советский («пионерско-комсомольский»: с 1917 г. до 1991 г.); 3) Постсоветский («вариативный»: с 1991 г. – до наших дней). 

В России скаутские отряды при поддержке Николая II появились в 1908 г. в Царском Селе, Санкт-Петербурге, Москве, Батуми. В отряды входили мальчики из семей военных, преобладала военная подготовка. Из-за событий октября 1917 г. скаутизм в России вплоть до 90-х годов XX века прекратил свое существование. С 1919 г. скаутские организации координировал Международный совет. В 1920 г. основана Всемирная организация скаутского движения и создано Всемирное бюро скаутов. В 1928 г. на базе Международного совета основана женская Всемирная ассоциация герлгидов и герлскаутов. Всемирная организация и Всемирная ассоциация объединяют свыше 110 национальных ассоциаций.

В мае 1922 г. на смену скаутизму приходит «детское дви­жение с применением в нем реорганизованной системы скаутинг» (2-я Всероссийская конференция РКСМ). В сентябре 1923 г. детское дви­жение было «реорганизовано» в детскую организацию - единую и единственную, рассматриваемую как классовое, политическое явле­ние, нацеленное на коммунистическое воспитание. Скаутизм был запрещен.

В отечественном детском и молодёжном движении до начала 90-х гг. ХХ в. доминировали ВЛКСМ и пионерская организация, наряду с ними существовали лишь отдельные немногочисленные незарегистрированные молодёжные диссидентские группировки. В политизированных объединениях — ВЛКСМ и пионерской организации - декларировался самодеятельный характер, на деле же утвердились жёсткая регламентация деятельности и контроль со стороны партийных и государственных органов. Всякого рода неформальные объединения, кроме чисто любительских, преследовались, запрещались. Поэтому возникавшие отдельные группы не приобретали массового характера, как это было за рубежом. Как альтернатива авторитарной командно-бюрократической системе воспитания в конце 50-х гг. XX в. возникает коммунарская методика И.П. Иванова (другие обозначения - методика коллективной организаторской деятельности, методика коллективной творческой деятельности, методика Иванова, «орлятская» педагогика (от названия Всероссийского пионерского лагеря «Орлёнок»), методика коллективного творческого воспитания). Она противостояла негативным сторонам официальной школы и педагогики 40—70-х гг. — «бездетной педагогике», «педагогике массовых мероприятии», парадно-показной демонстрации коллективных достижений. 

В 70—80-х гг. XX в. формализм и заорганизованность детских и молодежных объединений, усиление педагогического руководства ими привели к существенным противоречиям между декларируемым самодеятельным характером организаций и их реальной зависимостью от учителей и вышестоящих комсомольских и партийных органов. Основная деятельность пионерской организации в это время — всесоюзные военизированные игры «Зарница» и «Орлёнок», марши пионерских отрядов («Моя Родина — СССР», «Мир и солидарность» и др.), провозглашавшие цели патриотического и интернационального воспитания, сводились, по существу, к парадным рапортам и отчётам партийным органам. С середины 80-х гг. предпринимались попытки реформирования пионерской организации, но поиск новых методов и форм не дал ощутимых результатов. К началу 90-х гг. Всесоюзная пионерская организация практически прекратила свою деятельность. В 1990 г. её преемником стал Союз пионерских организаций (Федерация детских организаций), действующий в России после распада СССР. СПО (ФДО) объединяет пионерские и не пионерские организации, функционирующие, кроме регионов РФ, в некоторых государствах бывшего социалистического лагеря и ряде других стран[19].

В 90-х гг. XX века наиболее трудная ситуация сложилась с общественными организациями детей и подростков школьного возраста. По Закону об образовании (1992 г.) в школе запрещено создавать общественно-политические организации. Некоторые школы, лишившись привычных форм пионерской и комсомольской рабо­ты, оказались неспособными организовать воспитательную работу с детьми. Многие внешкольные объединения ввели или подняли плату за образовательные услуги, что также привело к сокращению количества детей, занимающихся в кружках и секциях в микрорайонах проживания учащихся. В результате многие дети оказались в свободное время предоставленными самим себе и стали объединяться в уличные компании. Возникла опасность вовлечения детей в организации религиозно-мистической направленности, как, например, «Белое братство», в которых существует угроза здоровью и жизни детей. Попытки создания массовых внешкольных организаций, например, скаутских, пионерских, димсистских также не увенчались успехом в силу отсутствия существенной финансовой поддержки государства (кадры, материальная база).

Как отмечает Г. Хебнер, возникновение неформальных протестных организаций связано с неприятием молодежью сложившихся в их странах общественно-экономических сис­тем, социальных и духовных ценностей. Это протест против сущест­вующих порядков и поиск более справедливых и достойных форм чело­веческого существования. Этот молодежный протест уси­ливался в период общественных переломов и кризисов. В конце 40-х - начале 50-х гг. XX века в различных западных странах стали появляться в значительном количестве небольшие группы молодежи, стремившиеся обособиться от окружающего общества, противопоставить себя ему. У них появились особые прически и одежда, специфические жесты, язык, типы поведения и особые формы искусства, в первую очередь музыки. Для них характерны пристальный интерес к себе и себе подобным, к музыке и в то же время пробуждающееся стремление к участию в политической жизни. В современной России неформальные объединения детей и молодежи представлены музыкальными, спортивными фан-клубами, хиппи, движением зеленых, рокерами, панками и др. Большая группа неформалов («фанаты») увлекается различными течениями в авангардной музыке, спортом. В 1970—80 гг. выделились «металлисты» (поклонники т.н. тяжёлого рока), заимствовавшие внешний стиль панков. Иногда к неформальным объединениям относят и молодёжные группы, исповедующие те или иные религиозные доктрины, несвойственные местной культуре. Среди них выделяются сторонники различных религиозно-философских доктрин.

Уровень развития современных средств коммуникации также вызвал к жизни своеобразные объединения. Действуют так называемые компьютерные сети (Интернет), посредством которых подростки и молодые люди могут общаться со своими сверстниками из далёких стран, практически никогда не встречаясь. При всей привлекательности этих особых объединений (среди них школьники, студенты, которые имеют общие интересы в различных областях знания) существует опасность отрыва от социальной жизни, ухода в некую виртуальную реальность.

С 60-х гг. XX века получают распространение спортивные клубы фанатов-болельщиков. Они постоянно враждуют между собой, устраивают во время соревнований беспорядки, которые иногда принимают массовый характер и требуют вмешательства органов правопорядка. Противоположным по духу является модное среди интеллигенции, учащейся и студенческой молодёжи романтическое движение клубов самодеятельной песни, объединяющее на своих слётах иногда тысячи подростков и молодых людей, которые стремятся найти самовыражение в творческой деятельности.

Движение отечественных хиппи существовало как объединение избранных, демонстрирующих своё превосходство (в т. ч. это выразилось и в джинсовом стиле одежды, который был доступен только обеспеченным слоям населения).

В 70—80-х гг. распространились подростково-молодёжные группы «рокеров» (аналог западных), «люберов», которые объединили физически крепких, натренированных в специальных спортивных клубах подростков и юношей, выступавших за радикальное очищение городов от всех поклонников западного мира. в т.ч. от хиппи, панков и т.п.

В 80—90-х гг. появились своеобразные клубы детей и подростков (иногда вместе со взрослыми), предпочитающих уйти от обыденной жизни в созданную силой своего воображения новую реальность. Пример такого объединения — движение «толкинистов», распространившееся во многих странах мира. Оно образовано поклонниками творчества английского писателя Дж. Р. Р. Толкиена (1892—1973), в произведениях которого существует специфический фантазийный мир со своей идеологией, философией, идеями воспитания и т.п., населённый эльфами, гоблинами и т.п. сказочными существами. Феномен Толкиена — в создании системы ценностей и идеалов, которые не может дать реальная жизнь.

В начале 90-х гг. отечественные панки, хиппи перестали быть элитарными группами и пополнились подростками и молодежью из различных социальных групп. Позже распространились «брейкеры», «скейтбордисты» и т. п. (по виду увлечения). В последние годы в больших городах России появились группы скинхедов - фашиствующих молодежных банд, объединяющихся на основе ксенофобии, расизма, национализма и шовинизма. Для России это сравнительно новое социальное явление, так как фашизм как идеология не имел в СССР распространения в молодежной среде даже в годы брежневского «застоя», несмотря на отдельные всплески молодежного экстремизма похожей направленности. Подоплекой данного социального явления являются экономические трудности переходного периода российского государства, когда значительная часть молодежи, не имеющая материальной поддержки семьи для получения престижного образования, высокооплачиваемых рабочих мест, направляет свое возмущение на «инородцев», составляющих конкуренцию. Это возмущение искусно подогревается отдельными средствами массовой информации и политиками, извлекающими определенные политические выгоды и использующие движение скинхедов как жупел в политических интригах. В подростковой среде скинхеды воспринимаются как современные борцы за социальную справедливость и как идейные герои. Очаг военно-политической и национально-религиозной напряженности на юге России продуцирует нескончаемые потери не только в смысле человеческих и материальных ресурсов, но и в плане морально-психологического ожесточения в различных слоях российского общества, прежде всего в молодежной среде, что и составляет питательную почву для российских скинхедов, количество которых неуклонно растет.

Начало нового тысячелетия ознаменовалось массовыми выступлениями «антиглобалистов» (или, как они себя сами называют «новым антикорпоративным, антикапиталистическим движением за глобальную демократизацию»). Исследователь мирового неформального движения А.Н.Тарасов отмечает, что «антиглобалисты» выступают не столько против возникновения единой мировой экономики, единого мирового рынка товаров, услуг, рабочей силы, сколько против тех форм глобализации, которые транснациональные корпорации навязывают человечеству. Сегодня 1% населения планеты владеет 40% её богатств. Разрыв в доходах между бедными и богатыми за последние 30 лет удвоился, а между богатыми западными странами и развивающимися увеличился в 3 раза. За это же время выросло поколение, полностью разочаровавшееся в парламентской демократии. Молодые люди, вовлеченные в частные гражданские инициативы, обнаружили, что не могут реально влиять на политиков. Именно эта молодежь составляет костяк «антиглобалистов». Самыми первыми «антиглобалистами» считают партизан-сепатистов, появившихся в 1994 г. на юге Мексики, в штате Чьяпас, когда вступил в силу До­говор о Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА) и мексиканские рабо­чие потеряли 26% зара­ботка. Это привело к вооруженному восстанию, поднятому Сапатистской армией национального освобождения (САНО). В 1996 г. в штате Чьяпас состоялась первая встреча против «глобализации».

Сегодня в борьбе против «глобализации по Международному Валютному Фонду» участ­вуют миллионы людей. Первые крупные уличные беспорядки произошли в Сиэтле, где на улицы вышли 100 тыс. человек (80 тыс. приезжих и 20 тыс. ме­стных жителей). Сбор средств для проведения акции осуществляется следующим образом: по интернету организаторы призывают всех сочувствующих при­слать на проведение мероприятий по 1 доллару. Откликаются миллионы чело­век, многие присылают не 1, а 5,10, некоторые - 50 долларов (на акции в Ге­нуе, откликнулись выше 1,5 млн. человек). В самом массовом протесте «антиглобалистов» в Генуе (2002 г.) на улицы вышли 300 тыс. человек (120 тыс. ита­льянцев и 180 тыс. иностран­цев), полиция вновь, как нака­нуне в Гетеборге, стреляла по де­монстрантам. Один человек - итальянец Карло Джулиани - был убит, 200 человек подучили ранения разной тяжести, около тысячи были арестованы. Организаторы подобных акций считают, что в ряды де­монстрантов специально засылаются сот­ни провокаторов, замаскиро­ванных под анархистов из «Чер­ного блока». Они откровенно координируют свои действия с полицией, связываются с ней по рации, беспрепятственно ус­траивают погромы – для того, чтобы оправдать репрессии против демонстрантов. Самая известная организа­ция «антиглобалистов» – АТТАК, название которой расшифровывается как «Действие за налог Тобина в помощь гражданам». Речь идет о пред­ложении известного американ­ского экономиста, нобелевского лауреата по экономике Тобина обложить налогом в 0,1% все спекулятивные финансовые операции и пустить получен­ные деньги на борьбу с нище­той и голодом во всем мире. АТТАК возникла во Франции в 1998 г. как движение против финансовых спекуляций и стре­мительно выросла до сегодняш­них 50 тыс. членов. АТТАК представляет собой сеть местных комитетов, выступаю­щих против финансовых спеку­ляций, афшорных зон, полити­ки Всемирной Торговой Организации. Другой заметной организа­цией является «Direct Action Network» («Сеть прямо­го действия»), борющаяся против коммерциализации образовательных и медицинских учреждений, уничтожения тропических лесов, ограбления стран третьего мира. Движение «Reclaim the Street» («Вернем себе улицу») возникло первона­чально в Англии, выступает в за­щиту природы, против полицей­ского насилия, за расширение прав местного самоуправления, требует списания внешних дол­гов стран третьего мира, поскольку эти долги возникли из-за политики, навязанной этим странам МВФ. Списание внешних долгов является и ос­новной целью движения «Drop the Debt» («Снижение долга»), также возникшего в Англии и быстро растущего. Испанская организация «Tute bianche» («Белые халаты») специализирует­ся на защите прав больных и малоимущих, иммигрантов, женщин, детей, устраивает «социальные цент­ры помощи» бездомным и без­работным, объединяя нуждающихся в группы взаимодействия. В движение «Focus for the Global South» («Сосредоточение для Глобального Юга») входят различные общественные организации стран Азии (суммарно до 12 млн. человек). Оно требует уничтожить ВТО, МВФ, Всемир­ный банк и вообще заменить международные институты (включая ООН), зависимые от Запада и транснациональных компаний, новыми - на основе равноправия всех стран и народов. Движение «Via campensina» («Крестьянский путь») объе­диняет крестьянские органи­зации 60 стран (суммарно 50 млн. человек), включая очень радикальные (такие, как «Движение бедняков Таилан­да» и «Движение безземельных Бразилии»), выступает за экологически чистое и безопасное сельскохо­зяйственное производство, за справедливое распределение земель, за создание «союза народов» - международных ни­зовых организаций, которые должны противостоять «союзу богачей и правительств» (включая ООН и НАТО). Всего в движение «антиглобалистов» входят более 120 разных групп и организаций, единое руководство отсутствует, участники отдельно договари­ваются о координации дейст­вий на каждой массовой ак­ции, между разными группа­ми могут быть значительные расхождения во взглядах и раз­ные представления о тактике. Организации «антиглобалистов» действуют в России: «АТ­ТАК – Россия» возникла вокруг группы ученых и профсоюзных деяте­лей из «Школы трудовой демо­кратии». В ноябре 2001 г. инициативная группа «Соци­альное действие» возникла вокруг проф­союза «Защита», движения «Альтернативы» и троцкист­ской организации «Социалис­тическое сопротивление»[20].

В мировом неформальном движении выделяются направления, которые характеризуются наиболее общими признаками и имеют значительное влияние среди детей и молодёжи. Количество участников таких неформальных объединений не очень значительно и по ряду оценок измеряется тысячами человек, однако их популярность в детской и молодёжной среде необыкновенно широка. В неформальных объединениях рождаются многие идеологические представления, мода, музыка и др. явления. В России многие неформальные объединения копируют западные движения, хотя существовали формирования, характерные только для нашей страны, например, «люберы».

Педагогически грамотно организованные общественные объединения создают свой собственный мир, мир самобытной и непосредственной жизни, удовлетворяющий стремление юности к приключениям, к героическому, к дружбе. Большинство же современных объединений (особенно молодежные прополитические движения) подражают взрослым. Молодежь искусственно делится перегородками, определяемыми различиями культурно-политических идеалов взрослых.

Детско-молодежные общественные объединения часто рассматриваются как резервы политических партий. Кроме того, расцвет общественного движения приходится на кризисные моменты развития общества: войны и революции. В мире нет ни одной реальной политической силы, которая не культивировала бы в подрастающем поколении свои идеалы и ценности, помогающие ей сохра­няться и переходить от поколения к поколению. Есть ряд организаций, специально создаваемых для будущих выборов, то есть являющихся одним из инструментов избирательной кампании. В промежутках между выборами деятельность таких организаций консервируется, для них достаточно держаться на плаву, создавать видимость работы, чтобы, как птица Феникс, ближе к выборам восстать из пепла и объявить себя «объединителем прогрессивной молодежи». Такие организации очень удобны для «вхождения в народ», они создают видимость любви и поддержки кандидата народом.

Классовый подход к анализу детско-молодежного движения – наиболее распространенный у советских исследователей. Настоящий подход интересен тем, что позволяет рассматривать общественные объединения как группы с предсказуемым развитием (капитализм – рынок и свобода, коммунизм – всеобщее благоденствие и справедливость).

Активизация деятельности трудящейся молодежи усилилась с созданием 2-го Интернационала (1889). Входившие в него партии уделяли большое внимание пролетарским молодежным объединениям. Первый такой союз — «Молодая гвардия» был организован в 1886 г. в Генте (Бельгия). К началу ХХ века почти во всех европейских странах действовали организации социалистической рабочей молодёжи. В 1907 г. в Штутгарте они учредили международный Социалистический интернационал молодежи (СИМ), который активно поддерживали левые социал-демократы, занявшие жёсткую позицию по отношению к реформистскому крылу социал-демократии. Борьба между двумя основными группировками в социалистическом и рабочем движении вызвала также разделение в рядах молодёжи, окончательно оформившееся с организацией в 1919 г. в Берлине Коммунистического интернационала молодёжи (КИМ). В 20-е гг. развитию детского и юношеского движения способствовала деятельность Коминтерна и Коммунистического интернационала молодежи (КИМа), при котором были образованы Комитет детского коммунистического движения и Международное детское бюро. В середине 30-х гг. постановлением 6-го конгресса КИМа детские коммунистические организации были распущены. Вплоть до начала II-й мировой войны в 1939 г. отношения между двумя противостоящими объединениями характеризовались конфронтацией, не позволявшей установить эффективное сотрудничество ни на международном, ни на национальном уровнях. Это противоборство сыграло негативную роль в развитии молодёжного движения и в ряде стран способствовало укреплению влияния фашистской идеи среди молодёжи. Успех фашизма, а к началу 40-х годов ХХ века молодежные организации этого толка создаются практически во всех европейских странах, объясняется большим вниманием европейских государств к объединениям рабочей молодежи в кружки двух типов: на производстве и по месту жительства. Расположенные на промышленных предприятиях, они давали молодежи льготы для туризма, занятий лыжным спортом, коньками и т.д. Рабочие старшего поколения собирались по месту жительства, где находили привычную для себя атмосферу, могли пропустить стаканчик вина. В ряде стран экстремистские детско-молодежные группы действуют и в настоящее время, как правило, под покровительством неофашистских организаций. В современной России большинство политических партий (осо­бенно радикального толка) имеют свои детско-молодежные структуры. В настоящее время получают распространение не так уж многочислен­ные, но привлекающие заметное внимание правоэкстремистские груп­пы. В основном они проповедуют неофашизм. В нацистских группах проповедуется культ сильной личности, расизм, шовинизм, имеется интерес к черной магии. Многие члены этих групп систематически занимаются физической подготовкой. Правые экстремисты не скрывают своих взглядов, готовы активно вступать по ним в дискуссию. Из­вестны молодежные группы левоэкстремистского типа. Члены этих групп крайне неприязненно относятся к приверженцам западной куль­туры и идеологии, ведя против них настоящую войну.

На рубеже XIX и XX вв. с развитием молодежного революционного движения возникли детские организации демократической направленности. В 20-е гг. ряд организаций объединились в пионерское движение, другие на социал-демократических позициях образовали Социалистический интернационал воспитания и международное движение «Соколы» (ныне представляющие единую организацию). Международное движение «Соколы» — Социалистический интернационал воспитания ведёт историю с 1924 г., когда в Ганновере некоторые демократические социалистические воспитательные организации официально объединились в Социалистический интернационал воспитания. В 20-е гг. в Австрии, Германии и др. странах появились организации, называвшиеся под влиянием «Песни о Соколе» М. Горького «красными соколами». Они занимались преимущественно клубной, спортивной работой, организацией певческих школ, антивоенных праздников для детей. С 1933 г. и до конца II мировой войны деятельность «красных соколов» была сокращена и приостановлена, а в середине 40-х гг. воссоздана. В 1946 г. образован Международный секретариат, в 1953 г. сформировалось Международное движение «Соколы», а к 70-м гг. утвердилось Международное движение «Соколы» — Социалистический интернационал воспитания. Члены движения на основе концепции демократического социализма выступают за воспитание в духе мира. Первые детские социалистические группы и союзы «друзей детей» были созданы в начале XX в. в Австрии, Великобритании, Швеции и др. странах. Они были организованы как воскресные школы и носили преимущественно культурнический, просветительский характер. В революционной России возникли многочисленные детские коммунистические группы. Единая пионерская организация была создана в 1922 г. К этому времени коммунистические союзы детей действовали в Австрии, Бельгии, Нидерландах, Германии, Чехословакии и др. странах. Демократическое детское и юношеское движение возродилось после победы над фашизмом. Пионерские и подобные им организации возникли во всех странах, входивших в социалистический лагерь. Демократические детские и юношеские организации действовали также в Австрии, Италии, Финляндии, Франции и др. В ходе II мировой войны были заложены основы для более широкого взаимодействия молодёжных организаций различной политической ориентации. Этот процесс получил отражение в создании новых массовых международных объединений — Всемирной федерации демократической молодёжи (ВФДМ, 1945, Лондон) и Международного союза студентов (МСС, 1946, Прага), объединивших в своих рядах на общедемократической платформе молодёжь различных политических, философских и религиозных воззрений. Однако уже к концу 40-х гг. прогрессивные тенденции в создании широких демократических молодёжных союзов были приостановлены под влиянием догматической идеологии культа личности, когда в ряде стран Центральной и Восточной Европы молодежные проблемы рассматривались через призму соперничества между капитализмом и социализмом. Начавшаяся в период «холодной войны» поляризация сил в международном и студенческом движении приобрела необратимый характер, отразившийся в расколе ВФДМ и МСС и выходе из них ряда организаций западных стран. Во 2-й пол. 40-х гг. эти организации стали инициаторами создания альтернативных международных объединений: Всемирной ассамблеи молодежи (1948, Лондон) и Международного союза молодых социалистов (1946) в Монруже (Париж). Отношения между молодежью Запада и Востока были фактически прерваны и характеризовались борьбой за сферы влияния на международной арене. Первые признаки ослабления международной напряжённости во 2-й пол. 50-х гг. способствовали началу сотрудничества между двумя молодёжными течениями, но активный процесс сближения между ними начался лишь в 70-х гг. в период разрядки напряженности между капиталистическими и социалистическими странами. Серьёзные сдвиги в политическом содержании деятельности молодёжи различных стран произошли в середине 80-х гг. под воздействием позитивных процессов демократизации, утверждения гласности в СССР и странах Восточной Европы. Начала формироваться новая концепция международного молодёжного движения, основанная на приоритете общечеловеческих ценностей и ориентированная на гуманистические принципы общения. Это изменило расстановку сил в молодёжном движении. Коммунистические союзы, ранее претендовавшие на монопольное представительство молодёжи своих стран и за рубежом, утратили авторитет. Их сменили молодёжные объединения чрезвычайно разнообразного спектра, не имеющие прежнего массового характера, официальности, регламентации и субординации отношений между членами. Большой популярностью у молодежи стали пользоваться неформальные объединения в сфере культуры, досуговой, экологической деятельности, имеющие религиозную направленность и др. Молодёжь стремится к непосредственному участию в организациях, позволяющих реализовать свои интересы и потребности. В 1958 г. эти организации объединились в Международный комитет детских и юношеских организаций при Всемирной федерации демократической молодёжи (ВФДМ). К началу 90-х гг. в комитет входили 80 национальных организаций 76 стран. Наиболее типичные направления работы таких организаций: воспитание подрастающего поколения в духе мира; участие в борьбе за права ребёнка, за совершенствование школьной системы обучения, за обеспечение всем детям равных возможностей овладения профессией; участие в фестивальном движении молодёжи и студентов. С 1986 г. массовый характер в России стало приобретать политическое движение. Предпринимались попытки реформирования комсомольских и пионерских организаций. К 90-м гг. повысилась социальная активность молодёжи и уменьшилась численность контркультурных групп. Политический слой неформальных объединений частично легитимировался через создание партий и движений, новых молодёжных организаций. Гражданские инициативы, возникавшие в русле неформального движения, также частично институциолизировались как организации, а другие проявлялись спонтанно, в виде протеста против решений, как правило, местных властей. Объединения 1986—1991 гг., имевшие социально-культурную направленность, претерпели определённую эволюцию, значительная их часть с начала 90-х гг. существует в виде контркультурных проявлений[21]. В настоящее время в стране активно действуют молодежные организации ведущих общероссийских политических партий: «Единая Россия», Либерально-демократическая партия, Коммунистическая партия, «Союз правых сил», «Яблоко» и др.

Интересен подход к рассмотрению истории общественного движения как истории противостояния транснациональных и национальных корпораций и компаний. Локомотивами развития крупнейших общественных объединений являются финансово-промышленные группы и корпорации, борющиеся за власть. Общественные объединения рассматриваются как инструмент борьбы за рынки сбыта и влияния. Так, предполагают, что «Гринпис» (мировое экологическое движение) активно поддерживают нефтяные и газовые корпорации, заинтересованные в массовом протесте против развития атомной промышленности; «антиглобалистов» финансируют национальные корпорации, препятствующие развитию мировой экономики по сценарию Мирового валютного фонда и правительства США и т.д.

Историю общественного детско-молодежного движения можно рассмотреть как историю развития способов и возможностей удовлетворять нематериальные потребности детей и молодежи. При таком подходе общественные объединения рассматриваются как группы, представляющие различные слои общества, отличающиеся по уровню благосостояния, здоровья, месту жительства, национальной, профессиональной, образовательной, научной, трудовой принадлежности; как буфер между богатыми и бедными, средство эффективной поддержки обездоленных. Так, первое детское объединение скаутов (от англ. Scout – разведчик) было организовано в Англии для детей, чьи отцы погибли в ходе военных действий. Сегодня скаутизм – система воспитания детей и юношества, основанная на принципах скаутинга – педагогической методики организации внешкольного воспитания[22]. Скаутская организация - наиболее массовое (около 16 млн. человек в 160 странах) и влиятельное движение в мире, пользующееся поддержкой официальных властей, многих частных фон­дов и церкви. Скауты берут на себя тот аспект социализации, кото­рый связан с подготовкой убежденных и активных защитников интере­сов своего государства. Законы скаутов выражают общегуманистичес­кие нормы поведения. Современные идеологи скаутизма определяют его как внешкольную воспитательную, невоенизированную, неполитическую систему подготовки детей к жизни путем познания природы, ремесел и игры. Подчеркивается его аполитичность, независимость от каких-либо партий и движений. Во 2-й половине ХХ в. возникли различные экологические организации («3елёные», «Молодые друзья природы» и др.), выступающие за сохранение и защиту природных ресурсов и окружающей среды, за мир и взаимопонимание между народами. Основная цель движения «Молодые друзья природы» — способствовать развитию внутреннего мира человека и формированию общественного сознания. В годы Великой Отечественной войны важную роль сыграло тимуровское движение (возникшее как массовый отклик на повесть А.П.Гайдара «Тимур и его команда»), оказывавшее помощь семьям военнослужащих Красной Армии, оставшимися одинокими гражданам. В своих воспоминаниях А.П. Гайдар признавался, что заимствовал идею «тимуровской команды» у английских скаутов-разведчиков, даже первоначально назвал свою повесть «Дункан и его команда». В первые годы после выхода художественного фильма «Тимур и его команда» в пионерскую организацию были привнесены неформальные черты детской организации: тайна, риск, самодеятельность, самостоятельность в планировании и реализации социальных инициатив. Позднее черты самодеятельности были утеряны, само движение «тимуровцев» было политизировано. В конце ХХ века получили развитие ученические организации — союзы учащихся, союзы старшеклассников и другие объединения, отстаивающие интересы учащейся молодёжи.

В современной России наибольшую активность проявляют объединения молодёжи, тяготеющие к определённой социальной среде и представляющие интересы отдельных групп: студентов, крестьянской молодёжи, предпринимателей, строителей, юристов, социальных работников, педагогов. Для общественного движения России приоритетной становится деятельность по защите нрав и интересов детей и молодёжи. В России с 1990 г. активно действуют добровольческие организации: «Детские и молодежные социальные инициативы», Ассоциация юных лидеров и др. В 2000 г. создан Союз благотворительных организаций России. Ряд объединений ставит своей целью заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, а также о подростках, совершивших антиобщественные поступки. Созданы Ассоциация молодых инвалидов «Аппарель», Ассоциация молодёжных инвалидных организаций, содействующие материальному обеспечению молодёжи, вовлечению её в общественную, культурную и хозяйственную жизнь, ускорению её реабилитации. Координаторами общественного движения молодежи в странах выступают различные организации и учреждения: Национальный Круглый Стол Молодежи в Австралии, Добровольческий Национальный Комитет в Португалии, Национальный Корпус Молодежного Движения в Нигерии, Национальный Молодежный Корпус в Канаде, Ассоциация Молодых Добровольцев в Китае и т.д. В России координатором социального служения выступает Российский Добровольческий Центр, координатором детско-молодежного общественного движения - Национальный совет детских и молодежных объединений России.

Государственная поддержка обеспечивает жизнестойкость общественного движения как системы, способствующей развитию страны; создание налоговых и других льгот, системы поощрения, привлечения спонсоров и меценатов. При таком подходе детско-молодежное движение России имеет три ярко выраженных этапа: общественный (середина XIX в. - до революции 1917 г.), государственный (с 1917 г. до 1991 г.), когда возникли финансируемые государством пионерская и комсомольская организации и общественно-государственный (с 1991 г. по настоящее время), когда общественные организации детей и молодежи возникают по инициативе общественности, в заявительном порядке регистрируются государством, и в рамках Федеральной целевой программы «Молодежь России» до 2005 г.  получали финансовую поддержку отдельных проектов на основе ежегодного конкурса / торговых закупок. Становление и эффективность деятельности общественного движения в значительной степени обусловлено характером нормативной ситуации (точно определенными правилами, условиями и обстоятельствами, относительно которых государство приписывает общественным объединениям определенные действия), которое с позиций идеологии социально-педагогической солидарности предполагает единение общества на основе выстраивания тактики педагогически выверенных взаимоотношений структур гражданского общества и властных структур в правовом поле демократического государства.

Информированность о государственной политике и программах позволяет людям на местах чувствовать себя в большей степени сопричастными процессу общественно-государственного строительства и знать, когда и где можно принять в этом процессе участие. Таким образом, они будут более склонны стать участниками добровольческих мероприятий в дополнение к правительственным программам. Распространение информации о других местных инициативах и эффективных методах работы является также важным фактором, экономящим время и энергию. Государственные и муниципальные органы власти, образовательные учреждения, неправительственные организации имеют все возможности для пропаганды нового понимания ценности взаимодействия и партнерства между государством и обществом.

Оказание государственной поддержки общественным объединениям может определяться:

- стратегическими целевыми установками объединения,

- выборами приоритетов и рационализацией методов достижения поставленных целей,

- направленным поиском дополнительных источников финансирования,

- характером и величиной воздействия образовательного уровня волонтеров на производительность и качество их деятельности, их способность к повышению квалификации,

- рациональным использованием материалов и оборудования,

- удовлетворённостью участников достигнутыми результатами,

- финансовой дисциплиной.      

Некоторая часть вновь создаваемых общественных организаций являются искусственными образованьями, основная задача которых – продвинуть своего лидера в ряды чиновников, что, естественно, компрометирует все молодежное общественное движение в целом. Большинство общественных объединений ищет сотрудничество с властными структурами. Именно в этом одна из причин естественной мимикрии бывших пионерско-комсомольских вожаков к новому контексту власти: названия организаций, структура управления («демократическая»), стандарты поведения, ритуалы собраний, митингов, шествий.

В настоящее время наиболее активно поддержка государства проявляется в финансировании массовых зрелищ: фестивалей, форумов, съездов, салютов, военизированных парадов – всему тому, что «способно доставить национальное удовольствие от подчиненности власти». Также в последние годы неоднократно предпринимались попытки повысить эффективность поддержки общественных объединений путем минимизации их количества. Такой подход, по мнению некоторых представителей власти, позволит выстроить управленческую вертикаль, способную обеспечить прозрачность расходования бюджетных средств. С этой позиции можно рассмотреть историю детско-молодежного общественного движения как историю создания общественно-государственных структур, выступающих в роли выразителя интересов «всей молодежи»: «Молодежная организация «Наш дом – Россия», «Молодежное Отчество», «Партия молодежи», «Молодежный Интернационал» и т.п.

Общественные объединения, чья деятель­ность направлена на формирование творческого потенциала, активизацию личности, повышение её статуса в обществе и государстве, - явля­ются мощным инструментом социального развития общества, сдержива­ющим средством социальных катаклизмов и конфликтов в обществе. Общественные объединения позволяют выработать у представите­лей различных социальных слоев, групп, профессий и возрастов спе­цифический взгляд и отношения к материальным и духовным ценнос­тям, окружающей действительности. Следовательно, применительно к современной России, ввергнутой в социальный передел без предвари­тельной подготовки и добровольного согласия большей части общест­ва, развитие детско-молодежного общественного движения есть воп­рос социально-политический и один из приоритетных в сфере нацио­нальной безопасности.

Сложившаяся в настоящее время система отношений государства и общественных объединений требует существенных изменений способов её функционирования, корректировки сложившихся стереотипов и освобождения места для конструктивного творчества и взаимодействия. Общественно значимая деятельность представляет собой богатый источник навыков, энергии, знаний, которые государство может использовать при осуществлении целенаправленных, эффективных, массовых и открытых государственных программ и социальной политики в целом. Вместе с тем добровольчество редко признается стратегическим ресурсом, на который может позитивно повлиять государственная политика, и еще реже принимается в расчет в национальных и международных стратегиях развития. Организация общественного движения предоставляет уникальную возможность для достижения значительного прогресса в преодолении разрыва между признанием давней традиции добровольческих действий, с одной стороны, и признанием их потенциала в качестве одного из принципиально важных национальных средств содействия социальному развитию - с другой.

Детско-молодежное общественное движение рассматривается как история сохранения/смены форм социальной активности в условиях становления информационного общества. Информационные источники (СМИ, Интернет) становятся главным ресурсом общественного развития, проводником, связующим звеном между государством и обществом. Главным признаком тоталитарного коммуникативного пространства выступает единство: только одно мнение, только одна точка зрения, иные не допускаются[23]. В современной России СМИ выступают проводниками идей власти, идет массированное насаждение рыночных отношений и преобразований. В бюрократической структуре, к которой можно отнести разветвленные сети современных общероссийских общественных объединений, происходит замедление коммуникативных потоков из-за множества инстанций, ограждающих движение информации к первому лицу. Стремительное развитие Интернета препятствует этому. Известно, что самые массовые выступления антиглобалистов планируются, согласовываются, анализируются в Интернете.

Стремительное развитие Интернет-ресурсов (работа на приборах и оборудовании, подключенных к Интернету, и управляемых с компьютеров; управляемые модели и мультипликация; технология совместного редактирования в режиме он-лайн сайтов сетевых проектов; интерактивное вещание; виртуальные издания и мероприятия и др.) способствует созданию единого информационно-образовательного пространства, организованному на базе глобальных коммуникаций, жизнедеятельности «виртуальных» общественных объединений. Современные общественные объединения эффективно функционируют на основе корпоративных информационных сетей. Новые информационные технологии, СМИ оказывают огромное влияние на формирование молодежной субкультуры, выступают мощным образовательным институтом.

«Виртуальное» общественное объединение (информационно-образовательная среда реального действующего общественного объединения, активно использующего Интернет-ресурсы) является современной и перспективной моделью создания, развития и функционирования информационных общественных ресурсов. «Виртуальная» общественная организация усиливает научно-исследовательскую, информационно-педагогическую, образовательную, культурно-воспитательную функции реального объединения. Основными критериями эффективности такой модели по отношению к конкретному общественному объединению служат: интерактивность, интеграция и разнообразие информационных ресурсов, вариативность представленной информации.

Социальная информатика изучает применение информационных систем в различных практических областях: в управлении персоналом, работе с конкретными ситуациями, повышении культуры и развитии коллективов учреждений, при уходе за больными по месту их жительства, планировании отпусков для матерей и программах вмешательства при кризисах и др.

Характер информационной услуги в общественном движении может быть различным: информация, совет, справка, юридическая помощь, хранение и передача информации, подбор клиентов, обработка и интерпретация результатов тестирования или социологического исследования, получение документов, доступ к информационным источникам, профессиональная подготовка, вспомогательная услуга и т. д.

Информационно-справочные услуги, оказываемые населению общественными объединениями посредством компьютерной техники и являющиеся по своей сути связующим звеном многочисленных внешних систем услуг, должны быть общедоступными и бесплатными, несмотря на способ обращения (письменно, по телефону, при личной встрече или при общении с автоответчиком).

Помимо этого, система информационно-справочных услуг — это планирующий, политический и исследовательский механизм, способный выявить тенденцию, обозначить недостатки, неадекватность и неэффективность существующих услуг.

Социальная информатика — это единство знаний, навыков и позиций применительно к информационным технологиям, с которыми обучающим предстоит иметь дело в будущей профессии.

Социальная информатика не ограничивается изучением компьютера или обучением навыкам работы с компьютером, социальная информатика — это наука об информации.

Однако, когда технологические нововведения внедряются в социальную сферу, а неравенство между богатыми и бедными растет, неудивительно, что лица, которые первыми воспринимают новые технологии, принадлежат к высшим слоям общества. Неудивительно также, что лица, которые находятся в самом низу социальной структуры, могут никогда не воспользоваться плодами новой технологии. Печальная реальность такова, что самые бедные люди и имеющие самый низкий уровень образования, больше всех нуждающиеся в преимуществах новой технологии, вероятнее всего, не будут иметь доступа к ней.

Беглый взгляд на литературу об информационной или компьютерной технологии показывает, что в подавляющем большинстве статей говорится о том, как можно использовать компьютерную технологию для работы с программами и другими информационными системами, о применении новых технологий при проведении интервью в обучении работников и студентов менеджменту и другим профессиональным умениям, в общении с кол­легами. Немного статей о том, кто и как может использовать компьютерные технологии, и еще меньше — о праве на доступ или об информационной демократии.

Широкий доступ к компьютерам и программам является необходимым компонентом информационной демократии, но, по-видимому, этого еще недостаточно. Подготовка к использованию новых технологий, особенно если новшество сложное, является важным условием социального успеха.

Использование компьютерной техники в общественном движении позволяет улучшить качество работы, способствует экономии времени при решении социальных проблем.

В современной российской системе образования у педагогов возникает нежелание работать с новейшими информационными технологиями (компьютеры, видео, средства массовой информации или их сочетание), что исходит не столько от их боязни, сколько от отсутствия уверенности в способности эффективно использовать эти средства. Хотя расходы человеческих и финансовых ресурсов значительны, подходы с применением информационных технологий способствуют индивидуализации процесса обучения, предоставляют возможности для активного участия в процессе всего курса обучения.

В общественном движении необходимо признать и преодолеть сопротивление применению информационной технологии в профессии и установить этические критерии и нормы для защиты конфиденциальности профессиональной деятельности.

История лидерства, роли личности, взаимодействия индивидуального и коллективного играет существенную роль в понимании общественного движения. Общественные объединения рассматриваются как группы поддержки типа человека, востребованного эпохой. Конкретные исторические и социальные условия соотносятся с «героями своего времени». С этой позиции все общественные объединения являются временными, поскольку со сменой лидера происходит их перерождение. Неформальное движение завершает свой процесс полным подчинением своему лидеру, приобретая черты формальной организации. Лидер играет решающую роль в текущей деятельности организации и её историческом месте. В истории пионерской организации есть целые эпохи, ассоциирующие с конкретными личностями: движение соколов (по мотивам произведений М.Горького), тимуровское движение (А.П.Гайдар), коммунарское движение (И.П. Иванов) и др. Поведение современного российского лидера попадает под сложившийся в обществе «пионерско-комсомольский молодежный миф» лидерства. Вольно или невольно люди подстраиваются под этот стереотип. Лишь единичные лидеры могут нарушить сложившиеся представления. Консервативный характер массового сознания позволяет опираться на модели, которые уже были апробированы. Лидеры подводятся под те представления о лидерах, которые записаны в памяти народа. Например, Зоя Космодемьянская и Павлик Морозов были введены в массовое сознание как вариант преодоления биологических норм во имя норм социальных. Проигрывается отторжение своей биологической жизни: в одном случае поднятие над смертью, в другом – над своим биологическим отцом. Лидер советского времени жертвовал семьей, временем ради общей цели. Большинство современных героев – погибшие в войнах и чрезвычайных ситуациях. Гибель людей становится их подвигом, любая катастрофа – победой спасателей. Политический лидер, по мнению большинства населения, должен обладать железной волей, непоколебимой решительностью, колоссальной работоспособностью, иметь ораторский дар.

При этом подходе общественные организации можно разделить, например, на тех, лидерами которых являются номенклатурные типы руководителя, и либеральные. В настоящее время ярко выражены два типа лидеров общественных организаций: «партократы» (прошедшие комсомольско-партийную школу при советской власти) и «демократы» (лидеры «новой волны», несущие идеи капитализма). Возможная и такая типология организаций: от харизматического лидера с тоталитарной властью до бюрократического всевластия олигархической структуры. Есть много примеров организаций, создающихся под конкретного человека. Современные организации в России могут развиваться только благодаря имиджу своего лидера. Именно он налаживает внешние контакты, поддерживает их. В зависимости от того, вхож лидер во властные структуры или нет, – иногда зависит уровень государственной поддержки организации в целом.

Бюрократическая иерархия не допускает перехода через ряд ступенек, что, однако, произошло в постперестроечной России: начался резкий рост количества организаций даже общероссийского статуса (международный статус считается ниже других, поскольку для его получения необходимо только одно региональное представительство в России и одно в зарубежной стране), возникло большое количество «президентов», «председателей», «генеральных секретарей» и других начальников, претендующих на статус не меньше «секретаря ЦК ВЛКСМ». Все это привело к дискредитации общественного движения, растерянности власти и СМИ.

Общественная организация,  для которой более важны властные мотивации, возглавляется, в основном, политическими профессионалами (молодые и профессиональные политики, депутаты, эксперты в области власти). Общественной организации, чья деятельность направлена на достижения, необходимы руководители из среды профессионалов различных областей. Анализ деятельности организаций России показывает, что большинство их руководителей имеют большую мотивацию к власти, а не к социально-экономическим достижениям страны.

Не нужно проводить специального исследования, чтобы вывести печальное заключение: большинство современных «общественных» объединений детей и молодежи создается взрослыми для решения своих, в лучшем случае воспитательных, задач. Создаются по набившему оскомину сценарию – с президиумом, выборами руководящих органов, многочасовыми дебатами по поводу улучшения жизни, многочисленными голосованиями и прениями, иногда с музыкой и флагами. 

Родители, бабушки, дедушки с ностальгией говорят: «Вот было хорошо, когда все были пионерами и комсомольцами». Чиновники спускают сверху педагогам разнарядки на создание новых организаций, «чтоб дети Родину любили». И повторяется хорошо известное современной России явление: создали – отчитались – забыли. До следующего «инструктивного письма». И давно уже никто для отчетности не создает колхозов, не собирает по рублю «в фонд мира», но идея создания «всеохватной» общественной организации («детско-молодежного движения») не иссякает. Более того, до сих пор собираются официальные «партхозактивы», на которых умные и занятые люди анализируют уроки пионерско-комсомольской истории в применении к новой реальности, пытаясь бывшее сделать настоящим и даже будущим. Отказавшись от коммунистической идеологии пионерского движения, от преобладающего вертикального стиля отношений, засилья коллективных форм в ущерб индивидуальным, идеологи «детского движения» сохранили формы уходящей эпохи, ассоциирующиеся у большинства населения с тоталитарным подходом, являющиеся «якорем», противоречащим новой идеологии развития гражданского общества.

В современной России все более-менее заметные общественные объединения можно условно разделить на две большие группы: «старые», являющиеся преемниками пионерско-комсомольского наследия, и «новые», созданные в постсоветский период. «Старые» организации обладают стабильностью, известностью, устойчивостью. Смена лидеров в них не приводит к значительным потрясениям, они как бы обладают «внеличностным имиджем». Однако «старые» организации в большинстве своём мало интересны молодежи, поскольку несут в себе набор привычных стереотипов, на которых было воспитано не одно поколение. Большее внимание к этим организациям проявляет старшее поколение (педагоги, вожатые с опытом, бабушки, дедушки). Эти организации являются не детско-молодежными, а для детей и молодежи. Они остановились в своем развитии не только на уровне культурологического, но и языкового движения. Массовое сознание из-за своей существенной консервативности отвергает попытки пионеров-комсомольцев выйти на новое поле деятельности. Организации оказываются замкнутыми в рамках своего прошлого имиджа, их можно назвать «организациями памяти», в противовес «организациям надежд», ориентированным не на прошлое, а будущее. Большинство этих организаций работает в режиме устаревших догм, вычленить в них что-то новое и интересное населению не представляется возможным. У населения создается впечатление, что продолжает работать единая комсомольско-пионерская организация. У большинства этих организаций отсутствует идеологическая нюансировка, карьеристская установка их лидеров является определяющей.

Из тех, что являются «новыми», можно выделить две группы: 1) инициированные группой единомышленников снизу; 2) созданные известным человеком (группой) сверху. Часть современных объединений инициированы сверху, поэтому обречены на «затухание»», поскольку все, что «спускается» сверху, встречает неприятие снизу. Возникли в последние годы и организации «возрождения»: скауты, казаки, кадеты и др.

Существование большого количества общественных объединений, найти отличия между которыми молодому человеку очень трудно, связано с особенностями современной массовой культуры, производящей продукт для массового потребления. Одноразовость (мероприятия, праздники, выборы) предполагает определенную одинаковость продукта. В противном случае кому-то удается выделиться и закрепиться надолго.

 

Вопросы для самопроверки

 

Задания для самостоятельной работы

 

Рекомендуемая литература

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 266.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...