Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Влияние религии на развитие общественного движения.




 

Корни общественного движения уходят глубоко в историю различных народов, когда люди приняли на себя моральное обязательство отвечать за судьбу других людей. Традиции поддержки ближнего исторически прослеживаются в мировых религиях: «тседака» у евреев, «благотворительность» у христиан, «зака» — один из пяти столпов ислама.

Выделяют (по И.Н. Яблокову) мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, регулятивную, культуротранслирующую и другие функции религии[24].

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря прежде всего наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и проч. Придание смысла существованию предоставляет возможность тому, кто верует, вырваться, хотя бы в воображении, за пределы ограниченности, поддерживает надежду на достижение светлого будущего, блаженства, на избавление от страданий, несчастий, одиночества, морального падения.

Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются «братством во Христе», в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в религиозной группе и т. д. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение и др.

Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включая процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: 1) верующих друг с другом; 2) верующих с божественными существами (Богом, ангелами, душами умерших, святыми и т. д.), которые выступают в качестве идеальных медиаторов, посредников общения между людьми — в литургии, молитве, медитации, «тайнозрении».

Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали и проч.), образцов (многочисленных примеров для подражания), контроля (слежение за реализацией предписаний), поощрений и наказаний («воздаяний» действительных, реальных и обещаемых в посмертном существовании).

Культуротранслирующая функция заключается в том, что религия, являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее слоев — письменности, книгопечатания, искусства, одни культурные феномены принимала, другие — отталкивала. Обеспечивалось охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществлялась передача накопленного наследия от поколения к поколению.

Религиозная традиция, с одной стороны, как бы сдерживает притязания личности, избавляя ее от завышенной самооценки, но, с другой стороны, задает некоторый «идеал» личности, который простому смертному не превзойти, но приблизиться к нему возможно.

Исследование различных религиозных учений имеет важное значение для  общественного движения, так как его истоки лежат в русле религиозного подвижничества и религиозной морали. Спасение души, загробная жизнь в райских кущах обещалась только праведникам, и заслужить себе право на бессмертие можно, лишь прожив свою земную жизнь в соответствии с догматами той или иной конфессии (религии). Помощь ближнему во всех религиях считалась добродетелью, что способствовало зарождению и развитию благотворительности как неформальной, не регулируемой государством, но поощряемой общественным мнением деятельности. Храмы и монастыри становились центрами благотворительности, размах деятельности которых иногда был весьма впечатляющим даже по нынешним временам. Церковные приходы с помощью прихожан призревали сирот, беспомощных стариков, инвалидов, помогали бедным одеждой и продуктами, иногда буквально спасали от голода целые деревни, лечили, учили, врачевали душевные раны.

Светская общественность училась у Церкви содержанию, формам и организации благотворительности. И в наше время религиозные учреждения не утратили своего влияния на общественное движение. Более того, работа с отдельными группами населения провозглашается приоритетной в их деятельности: с детьми, молодежью, студентами высших учебных заведений, инвалидами, военнослужащими, языческими народами и т. д. Отдельные конфессии имеют свои учебные заведения по подготовке специалистов общественного движения и социальных работников. Так, например, Салезианский институт христианского воспитания в Варшаве готовит социальных педагогов для работы в светских организациях по трем специализациям: семейный социальный педагог, по работе с социально дезадаптированными детьми и подростками, по работе с детьми-инвалидами. А, например, Финская протестанская церковь поддерживает деятельность Христианской ассоциации для мальчиков и девочек Финляндии (Christian Association for Boys and Girls in Finland — PTK), оказывая ей финансовую поддержку, выделяя помещения в церковных приходах, помогая организовывать летние детские лагеря.

Сотрудничество двух ветвей общественного движения — религиозной и светской — необходимо в целях объединения усилий и выработки наиболее прогрессивных и эффективных технологий.

Общественные объединения выступают мощным средством поддержания баланса сил цивилизаций, основой толерантности и терпимости. Это достаточно нетрадиционный, но обоснованный подход к истории детско-молодежного  движения, поскольку самые первые и наиболее мощные общественные объединения были созданы и поддерживаются конфессиями (скауты, ассоциации юных христиан и т.д.) и не связаны с какой-то определенной страной или нацией. К середине XIX века вначале в Германии, а затем почти во всех странах Европы и в США возникли руководимые священниками молодёжные союзы. Одним из первых в середине XIX века был организован католическим священником Колпингом Союз подмастерьев в Эльберфельде. Религиозно-нравственная сфера деятельности союзов находила поддержку властей, благодаря которой молодёжные объединения укрупнялись и централизовывались. В 1855 г. протестантские деятели Великобритании, Бельгии, Германии, Нидерландов, США, Франции, Швейцарии и Шотландии основали Всемирным альянс ассоциаций молодых христиан (ИМКА, центр в Париже) — первую организацию, которая вела активную работу с детьми и подростками. Христианское молодёжное движение консолидировалось в международном масштабе, кроме ИМКА, были созданы: Всемирная ассоциация молодых женщин-христианок (ИВКА, 1894 г., Лондон), Всемирная федерация студентов-христиан (ВФСХ, 1895 г., Вадстена, Швеция). Эти объединения сохранились до наших дней и продолжают действовать на международной арене. К концу XIX века религиозные военно-спортивные детские группы и союзы существовали почти во всех европейских странах. В международном движении значительную роль играет Всемирный альянс ассоциаций молодых христиан, который объединяет свыше 100 национальных организаций (начало 90-х гг.). Входящие в него национальные организации активно работают с детьми и подростками; им принадлежит большая сеть спортивных сооружений, летних и сезонных лагерей, школ по изучению профессий и т.п., библиотек, секций и кружков, в которых могут заниматься дети и подростки из всех слоев общества. В 50-х гг. XX в. возникли пацифистские детские и юношеские организации, к которым относятся «Международные детские летние деревни», Фонд Саманты Смит (США), «Дети как миротворцы» (США), «Школы против бомб» (Великобритания), «Дети как учителя мира» (США) и др., выступающие за установление взаимопонимания между детьми разных стран. Наиболее известная пацифистская организация — «Международные детские летние деревни», СИСВ. В 1951 г. американский педагог Д. Аллен устроила в Цинциннати (США) первую международную летнюю деревню (лагерь) с участием в ней по два мальчика и две девочки в возрасте 11 лет из Австрии, ФРГ, Франции, Дании, Великобритании, Норвегии, Швеции, Мексики. Эксперимент был повторен в 1952 г. во Франции, в 1953 г. — в Швеции. В 1956 г. в поселке Фроставаллен, близ Мальмё (Швеция) была основана Международная ассоциация движения СИСВ, а в 1966 г. в Ньюкасле (Великобритания) открыт международный офис СИСВ. Создание международных летних лагерей рассматривается как главное направление развития и укрепления дружбы и сотрудничества между детьми и подростками. Из программ организаций полностью исключены политические вопросы, детям прививается вера в то, что предотвращение войны возможно лишь с помощью убеждения и установления личных контактов между людьми. Основные формы работы — игры, спорт, посильный труд, занятия музыкой, изучение природы. Спустя 6—7 лет 16—18-летние участники СИСВ вновь приезжают в лагеря, но уже в качестве помощников руководителей. Основные цели и принципы движения: установление взаимопонимания детей и подростков в интернациональном общении, предоставление возможности каждому человеку научиться жить в дружбе с людьми разных наций. Организации, движения активно участвуют в борьбе против религиозной ксенофобии, милитаризма, расизма, аморальности и т.п. Основные формы работы: туризм, спорт, клубная деятельность и т. п. Со 2-й половины 80-х гг., в связи с новыми тенденциями в международных отношениях, развивается сотрудничество национальных, региональных и других организаций различной направленности на общегуманистических позициях. Происходит отказ от сложившейся ранее модели функциональной организации, в которой юное поколение выступало инструментом взрослых. Современное детское и юношеское движение характеризуется ростом общественной активности детей в разных странах мира. В сотрудничестве организаций и движений на первый план выдвинулись вопросы толерантности, воспитания в духе мира и взаимопонимания между народами, охраны окружающей среды, защиты прав детей и демократического образования. В современных условиях демократические тенден­ции усилились в деятельности «Соколов», скаутского движения. Конфессиональные организации стремятся к сотрудничеству с другими ассоциациями независимо от их религиозных воззрений. В 1980 г. в целях сотрудничества детских и юношеских организаций Европы создано объединение, в рамках которого руководители СИМЕА, «Соколов», Европейского регионального бюро скаутов, «Молодых друзей природы» и др. координируют работу организаций в совместных акциях и кампаниях. Были проведены Международная эстафета мира детских организаций (1984), конференции «Дети, развитие и мир» (СССР, 1986 и Швейцария, 1988), семинар по правам детей (Польша, 1989) и др.; издана совместная брошюра «Общие элементы воспитания в духе мира» (1986). В России в 2001 г. в Соборном зале Храма Христа Спасителя учреждено Всероссийское православное движение, объединившее активную молодежь из 60 регионов страны.

Вопросы для самопроверки

 

Задания для самостоятельной работы

 

Рекомендуемая литература










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...