Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура и стадии развития общественного движения (на примере общественной организации). 




 

Навыки коллективной деятельности, столь необходимые для жизни в современном обществе, легче всего полу­чить, вы­полняя различные практические дела в кругу своих единомышленни­ков, участвуя в деятельности общественной организации. Ребенок, молодой человек, вовлекаясь в деятельность, соответствующую его интересам и потребностям, но объективно имеющую общественный смысл, получает удовлетворение не столько от самой деятельности, сколько от осознания своей нужности, полезности для других людей.

Выбирая или самостоятельно разрабатывая проект, инициативная группа детей и молодежи принимает на себя общее задание, будь то изготовление игрушек для детского дома, разбивка цветника, концерт для воинов-инвалидов, уход за огородом ветерана и т.п. Это работа выполняется сообща, где каждый дополняет свои усилия усилиями другого, где все озабочены производством общего продукта. Наставник только задает задачу, руководит общей работой, помогая своим советом и трудом там, где работа застопорилась, но не дает образца, который все должны повторять. В этом случае создается нечто новое, до того не бывшее.

В настоящее время молодежные и детские общественные объедин­ения России не имеют достойной государственной поддержки, развива­ются хаотично, их деятельность слабо освещается в средствах мас­совой информации, но в последнее время активно создаются и разви­ваются многочисленные движения, фонды, организации, в том числе большое количество детских и молодежных общественных объединений. Сотни международных, общероссийских, межрегиональ­ных, региональных и местных детских и молодежных объединений реа­лизуют на территории Российской Федерации тысячи программ и про­ектов различной направленности.

Несмотря на множество объединений, данные статистики показы­вают, что большинство детей и молодежи остаются в стороне от ак­тивного участия в общественной жизни страны, не знают даже назва­ний имеющихся объединений.

Если не углубляться в экономические проблемы обеспечения де­ятельности общественных объединений и не рассматривать фактичес­кую блокаду российскими средствами массовой информации позитивной деятельности детей и молодежи, то причинами нежелания подростков входить в детско-молодежную организацию являются, прежде всего: 1) ориентированность вновь создаваемых объединений на учебно-вос­питательные, чаще абстрактные цели, не связанные с привычной для ребенка, молодого человека средой; 2) жесткий авторитет со стороны взрослых (взрослый всегда прав; ребенок должен слушаться педагога (вожатого); 3) нежелание руководителей расстаться с устаревшими формами работы, борьба за количество, посещаемость, "чистоту" рядов; 4) экзотичность объединений, игнорирование российских традиций; 5) насаждаемая рели­гиозность, партийность, экстремизм; 6) закрытость объединения от реальной жизни города, поселка, села, преобладание "надуманных" ситуаций над реальной жизнью.

Общественная организация может быть рассмотрена как совокупность стержневой и целевых групп. Стержневую группу составляют члены организации, руководитель (лидер, педагог). Целевые группы составляют люди, на которых направлена деятельность организации и которые не принимают непосредственного участия в групповом взаимодействии, но участвуют в мероприятиях, организованных стержневой группой.

Результаты деятельности стержневой или целевой группы имеют ряд особенностей, связанных с различными мотивами участия людей. В стержневой группе, в которую ребенок, молодой человек добровольно приходит или создание которой он инициирует, ведущий мотив участия – личностно-направленный, связанный с возможностями удовлетворения тех или иных личностных потребностей. Если участники стержневой группы оказывают социальные услуги (реализуют социальные инициативы) целевым группам, ведущий мотив – общественно-направленный, связанный с постоянной готовностью сочувствовать, сопереживать, помочь бескорыстно.

Эффективность процесса воспитания в общественной организации во многом определяется рассмотрением детей и молодых людей – участников целевых групп – как потенциальных членов стержневой группы, а не потребителей услуг. Воспитатель ориентируется на готовность молодых людей откликнуться и понять близких, на эмоциональную предрасположенность к делам и состояниям других людей. В этом случае общественная деятельность организации препятствует развитию пассивного и активного негативизма в детско-молодежной среде. 

Ведущие интересы стержневой группы – выражение «Я» своих членов и вербовка новых сторонников. Чтобы успешно развиваться, общественной организации необходимо противопоставлять себя другим объединениям, самоидентифицироваться, иметь отличительные характеристики – именно это мотивирует людей на выбор данного объединения. В ходе исследования было доказано, что общественная организация детей и молодежи является индикатором общественных и педагогических проблем: ее появление, направленность деятельности объективно указывают на педагогические и другие пробелы в системе образования, социальной защиты, молодежной политики.

Связующим элементом между стержневой и целевыми группами выступает гражданское образование, способствующее развитию объединения детей и молодежи как института гражданского общества, изменению функциональной наполненности уже существующих организаций в зависимости от требований гражданского общества и социальной ситуации. Данный подход позволил выявить пять субъектов общественной организации: член организации; группа в целом; наставник/ руководитель разновозрастного коллектива; поддерживающие организацию общественные структуры; поддерживающие организацию государственные структуры.

На основании четкого ежегодного (в период 1993–2004 гг.) фиксирования смены ведущих функций стержневой группы общероссийской общественной организации «Детские и молодежные социальные инициативы» по отношению к целевым группам (ориентация, нормативная, проектирование, структуризация, ресурсное обеспечение, стимулирование, признание достижений, обособление, систематизация, законотворчество) были выявлены и научно обоснованы 10 стадий развития общественной организации (инициативная, юридическая, программная, стандартизации, фандрайзинговая, стимульная, имиджевая, корпоративная, законодательно-инициативная, научно-обобщающая) (Таблица 2).

ДИМСИ является одним из самых массовых и авторитетных общероссийских детских общественных объединений, имеет региональные отделения в большинстве субъектов Российской Федерации. Общая численность ДИМСИ – более 60 тысяч человек в возрасте от 8 лет. Среди них различные группы молодежи: учащиеся школ, профессиональных училищ и колледжей, студенты средних и высших учебных заведений, работающая молодежь, молодые предприниматели и др. Со дня своего основания (1995 г.) ДИМСИ является экспериментальной площадкой Российской академии образования по темам, связанным с развитием воспитательного потенциала детских и молодежных общественных объединений. ДИМСИ работает во всех сферах жизни и деятельности детей и молодых людей: профориентация и вторичная занятость, образование и культура, досуг и спорт. К приоритетным направлениям деятельности организации относятся социальная поддержка проблемных групп детей, пропаганда здорового образа жизни, гражданское и патриотическое воспитание. С 1997 г. ДИМСИ входит в Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой.

Таблица 2

Стадии развития общественной организации

(на примере общероссийской общественной организации 

«Детские и молодежные социальные инициативы»)

 

Стадия Цель Основная функция Ресурсы Признаки
I. Инициативная Оформление идеи Ориентация Личные средства участников (членов инициативной группы) Наличие личностных потребностей в создании организации. Самовыдвижение лидера (команды лидеров). Ресурсное обеспечение процесса создания организации, выделение помещения, др. ресурсов. Финансовая поддержка проведения учредительной конференции.
II. Юридическая Юридическое оформление Нормативная Финансовая поддержка государственных органов Принятие групповых ценностей (свода «законов») организации, планирование деятельности. Восполнение недостающих знаний руководителями / лидерами организации. Поиск источников финансирования деятельности организации. Спонсирование юридической регистрации. Информационная поддержка.
III. Программная Программирование деятельности Проектирование Гранты зарубежных фондов Инициирование, разработка проектов, поиск источников их финансирования. Комплектование инициативных структур. Разработка образовательных программ. Обучение членов организации проектированию и программированию, проведение образовательных мероприятий. Организационная поддержка программ и проектов организации.
IV. Стандартизации Увеличение количественных показателей Бюрократизация Гранты зарубежных фондов Четкое определение своего места и своей роли в организации, фиксирование членства (на основании личного устного или письменного заявления). Завышенная самооценка (оценка только с позитивной позиции), минимальный учет мнений со стороны. Завышение реальных количественных показателей. Придумывание новых должностей, наделение большого количества членов особым статусом. Инициирование создания новых структур (комиссий, комитетов, советов и т.п.) управления организацией; образовательных структур («школ», центров, клубов и т.п.). Акцентирование внимания на количественных показателях деятельности (целевых группах). Поддержка проектов, направленных на целевые группы. Требования различных отчетов, справок и т.п.
V. Фандрайзинговая Создание системы устойчивого финансового развития Ресурсное обеспечение Поддержка фондов и государственные гранты Участие в регулярном обмене информации и анализе проблем, выяснение и акцентирование внимание на личных потребностях и профессиональной карьере. Определение сильных и слабых сторон организации как «товара», продвигаемого на рынок. Упорядочение порядка сбора членских взносов. Обучение членов организации фандрайзингу. Активный поиск дополнительных источников финансирования, в том числе привлечение ресурсов регионов. Участие во всех «подходящих» конкурсах программ. Поддержка программ, частичное содержание наемного персонала (аппарата).
VI. Стимулирующая Фиксация качественных достижений как организации в целом, так и каждого ее члена Стимулирование Многоканальные источники финансирования Приоритет индивидуального подхода; признание достижений членов организации, поддержка чувства успеха, оптимизма в отношении будущего. Адекватная самооценка достигнутых и планируемых результатов, внимание к оценкам сторонних участников программ и проектов, журналистов, партнеров, коллег. Разработка системы стимулов, форм поощрения. Признание вклада организации и отдельных членов в решение социальных проблем, поощрение достижений (награждение). Поддержка программ, частичное содержание наемного персонала (аппарата).
VII. Имиджевая Создание и пропаганда имиджа организации Признание достижений Многоканальные источники финансирования Определение силы и привлекательности предложения о вступлении и членстве в организации. Создание собственной субкультуры, выражающейся в символах, ритуалах, атрибутах, традициях, униформе, общих мероприятий – всего, что работает на единый результат. Создание специфического микроклимата, фирменного стиля организации. Формирование четкого образа будущего (что произойдет, если я стану членом, лидером, руководителем этой организации). Разработка имиджа в целом, а не отдельных частей, подразделений или результатов работы. Перевод желаемых характеристик организации в вербальную, визуальную и событийную формы. Популярность и высокая репутации организации в целом и ее лидеров. Организация – часть социально-политической системы.
VIII. Корпоративная Вычленение и фиксирование особенностей организации в сравнении с другими Обособление Многоканальные источники финансирования Осознанное чувство корпоративной принадлежности к организации. Сосуществование ощущений общности с членами своей организации и отчужденности от других организаций. Идентификация личного морального кодекса с групповыми нормами и ценностями. Разработка системной идеологии развития организации. Оформление договорных отношений. Попытка использования потенциала организации в правозащитных или политических целях. Стремление регулировать деятельность организации в интересах власти.
IX. Законодательно-инициативная Совершенствование нормативного правового поля деятельности Законотворчество Превалирование государственной финансовой поддержки Высокая активность в деятельности законодательных институтов, участие в парламентских слушаниях и законотворчестве. Интерес к законотворчеству, организационному упорядочению. Преобладание внутри организации вертикальных отношений. Выступление руководителя организации в роли политического лидера. Сотрудничество с секторальными органами управления (образование, социальная защита, молодежная политика). Организация межсекторного партнерства. Содействие изменению общественного мнения в отношении инициативности и активности детей и молодежи, закрепление позитивных эффектов. Привлечение лидеров к участию в общественных и государственных структурах. Рассмотрение лидеров организации как кадрового резерва государственных институтов.
X. Научно-обобщающая Обобщение достигнутых результатов на научном уровне Систематизация Государственная (закупки) Личностный и профессиональный карьерный рост. Признание достижений. Самореализация. Разработка стратегии поступательного развития организации и подведение ее сильных сторон под потребности стержневой и целевых групп. Создание безопасной, бесконфликтной, доверительной атмосферы, здорового окружения. Налаживание потока достоверной информации, свободно развивающейся как по вертикали, так и по горизонтали. Максимальное усиление имеющихся положительных моментов. Участие актива организации в научных мероприятиях различного статуса. Поддержка выпуска научной, учебной и методической литературы, фиксирующей достижения организации и обеспечивающей профессиональную подготовку кадров для бюджетных социальных учреждений разной ведомственной подчиненности.

 

Данная систематизация позволила сделать следующие выводы:

- Дружеские и родственные связи являются исходными при создании некоторых институтов гражданского общества, что приводит к преобладанию в период становления гражданского общества клановой общественной политики, когда отдельные общественные организации, политические партии и бизнес-структуры являются в основном институционализированными сетями друзей.

- Поступательное развитие общественной организации проявляется в закономерном, волнообразном чередовании внутренней (на себя) и внешней (на социальное окружение) направленности ведущих функций стержневой группы:

         

 

 

Внутренняя направленность              Внешняя направленность

 

           Ориентация                                                                                                           

Нормативная

 


           Проектирование                                                                                                                        

 

                                                           Стандартизация

                                                       

Ресурсное обеспечение                                                                                                                                                                                                                                                                      

Стимулирование

 

 


Признание достижений

                                                                                                                                                               Обособление

                                              

            Систематизация

 


                                                                                                                                            Законотворчество

 

В соответствии с этим происходит периодическое изменение количественного состава организации: усиление внимания педагогов-руководителей к внешней направленности наносит ущерб внутренним связям, что приводит к сокращению количества членов организации в эти периоды.

Чем «старше» общественная организация, тем больше вероятность ее превращения в подобие государственного учреждения. С течением времени федеральная (межрегиональная) структура организации приобретает облик государственной структуры, первичные структуры становятся зависимыми от «центра», вертикальные связи становятся доминирующими. Предположительно, существует 10-летний интервал сосредоточения внимания общественной структуры на деятельности, связанной с прогрессивным развитием, после прохождения которого происходит смещение внимания в сторону деятельности, связанной с вхождением во власть, сращивание с властью. Это является одной из причин огосударствления пионерской, комсомольских организаций в СССР, Международного Красного Креста и Красного Полумесяца, скаутских и некоторых других изначально общественных организаций.

С течением времени доля государственных источников финансирования успешной общественной организации увеличивается и становится (или должна быть) преобладающей. Основные условия финансово-экономической стабильности общественной организации связаны с эффективностью функционирования субъектов поддержки общественной деятельности (личности, группы, общества, государства) на двух управленческих уровнях (внутреннем и внешнем):

1) на личностном уровне и уровне инициативной группы:

- повышение экономической грамотности;

- преодоление отставания материально-финансового оснащения деятельности и переход на многоканальные источники финансирования;

2) на уровне общества:

- создание института независимых от государства общественных деятелей, их профессиональная подготовка;

- разработка эффективной модели отстаивания интересов и поддержки общественных объединений, общественных деятелей;

3) на уровне государства:

- переход на систему конкурсной финансовой (грантовой) поддержки социальных инициатив, контролируемую государственно-общественным институтом экспертов;

- систематизация и упрощение практики оперативно-хозяйственной деятельности, структуры учета и отчетности, нормативов, стандартов и регулирующих правовых установок, процессов финансирования общественных структур.

Педагог как руководитель играет важнейшую роль в огосударствлении общественной организации: неформальное движение завершает процесс полным подчинением лидеру, приобретая черты формальной организации. Педагог-руководитель играет решающую роль в текущей деятельности организации и становлении её истории. Современные организации в России могут развиваться во многом благодаря имиджу лидера. Именно он налаживает внешние контакты, поддерживает их. От того, вхож лидер во властные структуры или нет, – иногда зависит уровень государственной поддержки организации в целом. Анализ результатов проведенного в 2003 г. исследования субъективных позиций лидеров современных общественных объединений России продемонстрировал, что инициативные группы, для которых более важны властные мотивации, возглавляются, в основном, политическими профессионалами (молодыми профессиональными политиками, депутатами, экспертами в области власти). Инициативные группы, чья деятельность направлена на достижение общественных целей, возглавляются профессионалами в различных областях, не зависимыми от власти и бюджетных структур. Из этого следует, что если ориентироваться не на выращивание политиков, а на педагогические цели, актуальным является создание института профессиональных общественных деятелей – педагогов, возможно, в рамках специальности «организация молодежной работы».

Перспективными направлениями развития общероссийских общественных организаций детей и молодежи в современной России являются:

- законотворчество, способствующее созданию инициативных разновозрастных групп и межсекторных центров поддержки социальных инициатив на муниципальном (общинном) уровне, их программное научно-педагогическое обеспечение;

- научное обобщение опыта, предполагающее разработку научной и идеологической платформы развития молодежных институтов гражданского общества, разноуровневой подготовки молодежных работников, сотрудников, лидеров общественных объединений, государственных и муниципальных служащих органов управления образованием, молодежной политикой;

- международная интеграция, предполагающая включение в международные проекты и программы, развитие международных контактов, активное использование Интернет-ресурсов, создание международного общественного движения в поддержку социальных инициатив детей и молодежи.

В результате проведенного исследования выявлены две современные парадигмы поддержки общественных организаций детей и молодежи: обслуживающая и поддерживающая.

«Обслуживающая парадигма» составляет концептуальную основу государственного подхода и проявляется в создании многоуровневого, открытого, доступного, саморегулирующегося рынка программ и проектов инициативных групп детей и молодежи, с реалистическими, понятными, демократическими и прозрачными правилами получения разных форм и видов поддержки, дающего педагогической общественности дополнительные возможности ресурсного обеспечения воспитательной деятельности.

«Поддерживающая парадигма» составляет концептуальную основу общественного подхода и проявляется в стимулировании создания и деятельности инициативных общественных организаций, через которые осуществляются идеологическое обоснование и педагогическая поддержка социальной инициативы подростка, молодого человека. Члены общественной организации являются реальными или потенциальными субъектами социального партнерства государства и гражданского общества при защите интересов личности, решении её экономических, социальных и психолого-педагогических проблем.

В ходе исследования выделены некоторые негативные характеристики «обслуживающей парадигмы» поддержки общественных организаций детей и молодежи: предсказуемая вертикальная структура неправительственных (политических, общественных, коммерческих, правозащитных) организаций, часто при главе государства или региона; стремление государственных чиновников участвовать в деятельности международных и европейских неправительственных структур в качестве представителей гражданского общества; создание большого количества комиссий, подкомиссий, комитетов и т.п. Государство создает подконтрольные общественные объединения для демонстрации единства власти и общества в средствах массовой информации и международных неправительственных структурах.

Научно-педагогический анализ исторического опыта развития общественного движения детей и молодежи в России XIX-XX вв. демонстрирует государственно-преобладающий подход в советскую эпоху, связанный с государственным патернализмом («обслуживающая парадигма») общественной деятельности детей и молодежи. В современной педагогической практике инициативные общественные организации детей и молодежи не являются устойчивым элементом жизни сообществ, характеризующим развитое гражданское общество. Это обусловлено, прежде всего, двумя причинами: государственным интересом в минимизации их количества при количественном увеличении членов (что облегчает управление) и стагнацией общественного развития, когда граждане в большей мере озабочены вопросами выживания, а не создания институтов, способных воспитывать социальную инициативность, отстаивать их право на процветание и развитие.

В современной России частично сохраняется государственно-патерналистский подход к поддержке общественных организаций детей и молодежи, но также созданы предпосылки для развития поддерживающей парадигмы, которая проявляется в увеличении количества добровольцев и их объединений, в разнообразии спектра этих объединений, в разработке системы стимулирования общественных деятелей, в усилении внимания к ним со стороны властей и политических сил, в развитии межсекторного социального партнерства, направленного на встраивание общественных объединений детей и молодежи в рыночную модель, в значительной степени базирующуюся на самостоятельности и инициативе граждан.

Учитывая растущее беспокойство в российском обществе относительно прогнозов о результатах воспитания подрастающих поколений, заинтересованность граждан, семьи, прогрессивных общественных и политических сил в безопасном и нравственном обществе и сильном, но не агрессивном государстве, на повестку дня выносится вопрос о формировании общественно признаваемого идеала личности, способной развивать и совершенствовать себя, свое окружение, общество и страну цивилизованными способами и с реальными результатами. Общественная организация – эффективный и малозатратный путь для достижения этой цели.

Наиболее распространенная организационная структура общероссийской (национальной) общественной организации строится по принципу административно-территориального деления и содержит три уровня функционирования:

1) Муниципальный (реальный) – на нем происходит основной объем практической работы, отвечающий общественным интересам, осуществляется непосредственная связь с населением, вовлекаемым в общественное строительство и защиту своих прав.

2) Региональный (координирующий) – является переходным от муниципального к федеральному, хотя в России, имеющей крупные, относительно самостоятельные территориальные подразделения (регионы) имеет тенденцию сосредоточения на себе функций, свойственных федеральному уровню. При этом сильно развитая региональная структура для реализации своих властных амбиций рано или поздно встает перед необходимостью выхода на федеральный уровень, что возможно двумя путями: присоединением к уже существующей общероссийской организации или инициирование создания новой: так появляются межрегиональные объединения. Создание региональной структуры возможно двумя способами: вертикальным, когда действующая федеральная структура находит людей, способных объединить усилия нескольких муниципальных объединений, или когда инициативный человек (группа людей) напрямую выходит на федеральную структуру; горизонтальным, когда несколько муниципальных организаций делегируют часть своих функций (прежде всего представительских) человеку или группе людей. Второй сценарий свойственен только устойчивому гражданскому обществу, где муниципальные общественные структуры самодостаточны (прежде всего в финансовом плане).

3) Федеральный (управленческий) – на нем осуществляется концептуально-методическая и программная деятельность, формируются общая политика и стратегия, единый корпоративный имидж, сосредоточивается информационное и ресурсное обеспечение. Именно на этом уровне можно говорить о стандартизации члена организации, подчиненного единым «усредненным» требованиям, что обеспечивает сохранение властных устремлений ее руководителей, создание единого идеологического, образовательного и информационного пространства. Стандарт позволяет каждому члену организации чувствовать свою принадлежность к происходящим в организации событиям, продуцирует представление о возможном удовлетворении карьерных амбиций.

Общественная организация, претендующая на «вечность» существования, выполняет две задачи: 1) отделяется от других и 2) мотивирует на выбор данной организации. Важно четко представлять, для кого создана данная организация и почему кто-либо может быть заинтересован в её выборе. Важны не просто характеристики, но и преимущества. Организация не может быть создана только для того, чтобы «занять» детей – это функции клубов и кружков. Организация создается для внешней ориентации (потому и общественная), она заинтересована в вербовке новых сторонников. Её социальное предназначение - выражение «я» своих членов. Чтобы развиваться, нужно противопоставлять себя другим объединениям, самоидентифицироваться. Нужно знать характеристики, отличающие организацию от других объектов этого же сегмента рынка, что будет мотивировать людей на выбор именно этого объединения. Общественная организация является индикатором общественных проблем. Её появление, направленность деятельности указывает на пробелы в системе образования, социальной защиты, молодежной политики.

Общественная организация не может являться административно-бюрократической системой с четко определенными границами, иерархической подчиненностью и закрепленными полномочиями. Это функциональное объединение, структура которого определяется потребностями социума. Логика моделирования (создания) общественной организации требует выполнения ряда процедур:

- сбор информации и анализ проблем; выяснение потребностей населения;

- определение сильных и слабых сторон создаваемой организации как товара, продвигаемого на рынок;

- привлечение ресурсов территории;

- конструирование организации и подведение её сильных сторон под потребности населения; максимальное усиление имеющихся положительных моментов;

- перевод требуемых характеристик организации в вербальную, визуальную и событийную формы;

- инициирование создания новых структур для решения конкретных социальных проблем; 

- содействие изменению общественного мнения в отношении активности детей и молодежи, закрепление позитивных эффектов.

Принципы деятельности общественной организации:

- Личностноориентированность: направленность всех действий на развитие и самореализацию члена организации, рассмотрение его как полноценного члена общества.

- Семейственность: приоритет семьи как оптимальной воспитательной среды.

- Системность: всесторонний анализ общественных проблем и каждого конкретного случая, применение системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике. Сбор информации, её анализ, составление базы данных, организация и регулирование информационных потоков, информирование участников, общая координация усилий.

- Развиваемость: готовность организациик развитию, включению в нее новых структур, изменению функциональной наполненности уже существующих организаций в зависимости от требований социальной ситуации.

- Контекстность деятельности на различных уровнях социальной политики: от ребенка, его семьи и социального окружения, во взаимодействии с исполнительной властью, общественностью, до изменения законодательства и государственной социальной политики в целом в соответствии со спецификой и уровнем задач.

- Добровольность: деятельность членов организации осуществляется в той мере, в какой они свободны в принятии решений об участии в тех или иных проектах и мероприятиях.

- Защищенность: безопасность личностных границ, образа жизни и ценностей, охрана жизни и здоровья, защита прав и интересов, содействие принятию решений, обеспечивающих возможности полноценного развития и самореализации члена организации.

- Профессионализм: ярко выраженная зона ближайшего развития между взрослым и ребенком; дистанция, определенная функциональными обязанностями, четкое разграничение сферы личностных и профессиональных отношений, повышение уровня квалификации, поддерживание связи с коллегами.

- Восполняемость: члены организации становятся волонтерами, разработчиками проектов, руководителями группы, меняя роли, позиции и обязанности.

Стабильность: налаженная система деятельности, складывающейся из структуры, ресурсов, целостности, роста рядов, связей с общественностью, органами власти, СМИ, результатов прошлых мероприятий, взноса попечителей и др.

Корпоративность: выраженная внешне и осознанная на внутриличностном уровне принадлежность к общественной группе, отличной от других.

У каждой организации есть бюджет: приход и расход. Чтобы их уравновесить, нужны пожертвования, помощь извне. Добиться поддержки – важная цель организации. Эту поддержку всегда можно измерить количественно: заказчики, добровольцы, служащие, деловые лидеры, политики, журналисты.

В общественной организации возникает имидж «честного поведения», противопоставленный имиджу «поведения обманного», характерного для официальных структур. В отличие от массовых движений, здесь личное членство - участники и руководители друг другу известны.

В социальном плане общественная организация как открытая социально-педагогическая система: 

- обеспечивает молодому поколению, переживающему период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых и адаптации к нему, возможность освоения социальных ролей, ускоряет осознание социальной идентичности;

- выступает как специфический и очень значимый канал информации, в том числе таких сведений, которые дети, молодые люди не могут получить другим способом;

- способствует приобретению в процессе межличностных отношений и совместной деятельности опыта социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине, в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными; выработке необходимых коммуникативных качеств, поскольку отношения между членами строятся на равноправных началах;

- позволяет наладить соревновательность в групповых взаимоотношениях, которая отсутствует в общении с родителями и педагогами;

- выступает специфическим видом эмоционального контакта. Солидарность и взаимопомощь не только облегчают автономизацию от других, но и обеспечивают чрезвычайно важное ощущение эмоционального благополучия и устойчивости. Решающее значение для самоуважения члена организации имеет завоёванный им авторитет;

- повышает социальную адаптированность членов организации;

- мотивирует своих членов на общественно полезную, в том числе познавательную активность;

- укрепляет осознание принадлежности к обществу, семье, школе, вузу.

Общественные организации, помимо активной пропаганды и создания эффективной модели мобилизации и управления добровольцами, привлечения для реализации своих целей финансовых и человеческих ресурсов, имеют еще одну важную функцию: заслон против извращенцев, проходимцев.

Общественная организация выступает общественным контролером, и эта функция является важным элементом её деятельности. Каждый взрослый, приходящий в детско-молодежную организацию, должен иметь конкретный участок работы, вся его деятельность открыта и легко контролируется членами организации. Руководители, наставники ответственны за все происходящее в рядах своих организаций. Испытательный срок для волонтеров, особенно взрослых, специальные тренинговые занятия, работа в команде – это еще и возможность социальной диагностики и контроля.

Члены общественных организаций, которые поддерживают друг друга, как правило, более внимательны к нуждам обездоленных, более терпимы к этническому и религиозному многообразию, более озабочены благосостоянием неизвестных и далеких людей и народов. Эти реалии отражают сложную взаимосвязь между местными обстоятельствами и глобальными задачами.

Признаками сформировавшейся общественной организации выступают:

- осознанное чувство корпоративной принадлежности;

- сосуществование ощущений общности с членами своей организации и отчуждённости от других коллективов сверстников;

- идентификация личного морального кодекса с групповыми нормами и ценностями;

- субординация отношений, не носящая административного характера;

- специфический микроклимат;

- субкультура, выражающаяся в символах, ритуалах, атрибутах, традициях;

- восполняемость ресурсов.

Возможны следующие способы оценки эффективности деятельности общественной организации: 1) Зеркальный - представление членов организаций самих о себе. Психологически на первое место выдвигается позитив, поэтому обычно самооценка всегда завышена, минимально учитывает мнение со стороны. 2) Текущий – взгляд со стороны участников программ и проектов, журналистов, партнеров, коллег. Здесь важна информированность для получения адекватной оценки. 3) Желаемый – отражает то, к чему стремится организация. Часто для вновь создаваемых структур это единственная возможность оценки (описание, самоописание). Каждый приход нового лица в старую организацию увязывается с её новым желаемым имиджем. 4) Корпоративный – имидж в целом, а не отдельных частей, подразделений или результатов работы. Здесь: репутация, успех, степень стабильности. 5) Множественный – образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации, поэтому оцениваются символика, единая униформа, общие мероприятия, ритуалы – все, что работает на единый результат[54].

Детско-молодежные общественные организации - эффективное средство социализации ребенка, молодого человека, поскольку используют социально-психолого-педагогический потенциал свобод­ного времени молодого человека и несут в себе ряд специфических черт, недоступных или малодоступных общему, профессиональному и дополнительному об­разованию:

- предоставление дополнительных возможностей для ду­ховного и физического развития;

- развитие индивидуальных, частных интересов личности, удовлетворение преимущественно личных нематериальных потребнос­тей гражданина как полноправного члена общества;

- компенсация и рекреация творческого потенциала, пси­хофизических, интеллектуальных, эмоциональных сил, здоровья;

- большой выбор видов и направлений познавательной, творческой и практической, в том числе профессиональной деятельности;

- внешняя привлекатель­ность, уникальность или элитарность членства (участия), неформальность, нестандартность содержания деятельности;

- разновозрастный состав участников;

- синтез практического опыта и элементов многих наук и отраслей знаний и т.д.

Общественные организации можно сравнивать по параметрам: компетентность, качество обслуживания, стоимость членства, услуг и продукции, доверие.

 

Вопросы для самопроверки

 

Задания для самостоятельной работы

 

Рекомендуемая литература

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 490.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...