Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Наука об общественном движении.




Если к общественному движению интерес проявили ученые, то это предполагает, прежде всего, достижение научного результата. Наука в целом – это определенная система знаний об объективных законах (существующих независимо от нашего сознания). Леонардо да Винчи предостерегал: «Науку часто смешивают со знанием. Это — глубокое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует» (наука = знание + сознание). Есть отчетливая грань между наукой и практикой. Наука занимается поиском истины. Практика пытается сделать жизнь лучше (В.Д.Никандров). Результат научного исследования – истина. Результат практической деятельности – повышение качества жизни. Критерий научного исследования – истинность. Критерий практики – качественность. Поэтому, если кто-то решил написать работу о том, как он хорошо поработал на благо людей (практики) – это будет что угодно (отчет о работе, рекомендации, пособие, мемуары и т.п.), но не результат научного исследования. В научном исследовании необходимо рассказать о своем движении к истине. О выявленных объективных законах.

Вообще, наука (как поиск истины) представляет собой внутренне единое целое (Макс Планк). В истории известны имена величайших ученых, которых позднее считали «своим» философы, педагоги, психологи, химики, физики, математики и т.п.: Аристотель, Леонардо да Винчи, Менделеев, Ломоносов и др. 

Разделение науки на отдельные отрасли (гуманитарные, технические, естественные и т.п.) обусловлено не столько природой вещей, сколько ограниченностью способности человеческого познания. В действительности существует непрерывная цепь от физики и химии через биологию и антропологию к социальным наукам, цепь, которая ни в одном месте не может быть разорвана, разве лишь произвольно.

Искусственное разделение науки на самостоятельные отрасли происходит благодаря наличию у «поднауки» только ей свойственного инструментария (как комплекса методов):

1. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование, проектирование, экстраполяция, контент-анализ; синтез; наблюдение (в естественных условиях, при моделировании сложных ситуаций, в процессе тестирования, совместных мероприятий и др.); изучение и обобщение опыта; эксперимент; метод экспертных оценок и др.

2. Исторические методы: сравнительно-исторический метод (для установления закономерности, повторяемости исторических процессов), генетический метод (выявление происхождения, причин и стадий изучаемого явления), структурный метод (установление связей отдельных элементов со всей системой) и др.

3. Социологические методы: анкетирование и интервью; социометрия; мониторинг (постоянное отслеживание ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу); метод социальных биографий, моделирование и др.

4. Психологические методы (применение бланковых и аппаратурных тестов (индивидуальных и групповых)).

5. Методы математической статистики (дескриптивный, линейный и факторный анализ, процентное распределение, ранжирование и др.).

6. Педагогические  методы: опора на положительный пример, стимулирование, просвещение, консультирование, консилиум, планирование, координирование, контроль, инструктирование и др.

Из всего многообразия современных отраслей науки, не претендуя на полноту рассмотрения данного феномена, остановимся на психологии, педагогики, конфликтологии и истории общественного движения.

Психология общественного движения.

С понятием «психология» мы сталкиваемся довольно часто. Как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. Каждый человек — психолог в каком-то смысле слова. Не изучая еще науки, мы с детства употребляем слова «память», «у него такой характер», «чуткий», «невнимательный», умеем определять настроение близких нам людей по внешним признакам: жестам, выражению лица и прекрасно пользуемся этими знаниями в процессе общения. Однако наши знания о психологии человека находятся на житейском уровне и очень приблизительны, расплывчаты и порой просто неверны, так как лишены систематичности, глубины, доказательности, и по этой причине не могут стать прочной основой для серьезной работы с людьми (социально-педагогической, организационной, лечебной). Работа с людьми требует научных, т. е. объективных и достоверных знаний о психике человека, позволяющих прогнозировать его поведение в тех или иных ожидаемых обстоятельствах. Научное знание отличается от житейского доказательностью реальных причин, доступностью проверки опытом и логическим анализом.

Психология — это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психика — внутренний субъективный мир личности, которая возникает в процессе активного взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе отражения этого мира в виде образов, мыслей, чувств и поступков. Иначе говоря, поведение человека всегда обусловлено воздействием объек­тивного мира. Отражая внешний мир, человек не только познает законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие, чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей.

В общей психологии под личностью чаще всего подразумевается некое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению последовательность и устойчивость. Это интегрирующее начало обозначается широким спектром понятий: установка (Д.Н.Узнадзе), отношения (В.Н.Мясищев), направленность (С.Л.Рубинштейн). Большое значение в процессе функционирования личности психологи придают внутренним регулятивным механизмам личности, включающим акты самосознания, самооценки, самоуважения, самоопределения, самовыражения, определяющим уровень притязаний человека и его реальное поведение.

Под структурой личности в социально-психологическом плане понимается строение и соподчинение личностных свойств индивида. Единицами этой структуры являются ценности, нормы, установки. Существует множество определений понятия «личность» и соответственно разнообразны характеристики ее структуры. Тем самым проблемой становится отбор тех оснований-критериев, которые позволяют выделить составляющие «ядра», синтезирующего психические процессы индивида. К.К.Платонов предлагает рассматривать сознание как определяющий признак, характеризующий личность. Он предпринял попытку в зависимости от уровня сформированности сознания дифференцировать личность: 1) гармонично и односторонне развитую, 2) прогрессивную и реакционную, 3) моральную и аморальную, 4) развивающуюся и деградирующую[5]. Подобный подход проецирует на оценку уровня развития сознания социально-политические эталоны, действующие в определенных исторических условиях.

В свое время С.Л.Рубинштейном и другими психологами (Б.Г.Ананьев, В.Н. Мясищев, Е.В. Шорохова и др.) была предпринята попытка рассмотрения социальной сущности личностного начала в человеке.

С позиций С.Л. Рубинштейна, личность определяется своим отношением к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуются в деятельности, посредством которой люди познают мир – природу и общество – и изменяют их. Таким образом, человек выступает в качестве личности как «единица» в системе общественных отношений, как их реальный носитель. Понятие «личность» выступает, с точки зрения С.Л.Рубинштейна, скорее как общественная, а не как психологическая категория. «Закономерности психических явлений – это внешне обусловленные внутренние закономерности…». С.Л.Рубинштейн развел характеристики «индивидуальные свойства личности» и «личностные свойства индивида». В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека им были выделены те, которые обусловливают общественно-значимое поведение или деятельность человека. Под этим углом зрения человек рассматривается как индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств. Психическое содержание человеческой личности не исчерпывается мотивами сознательной деятельности. Оно включает в себя многообразие неосознанных тенденций – побуждений непроизвольной деятельности личности[6].

Некоторые исследователи становление личности рассматривают как обретение индивидом свободы, как превращение его в субъекта своей жизнедеятельности. «Путь формирования личности ребенка заключается в постепенном освобождении его от непосредственного влияния окружающей среды и превращении его в активного преобразователя этой среды и своей собственной личности»[7]. Для личности становится характерной активная, а не реактивная форма поведения. Наше время дает полный идеологический простор для воспитания именно свободной социально инициативной личности.

Общественное движение, способствующее активному созидательному труду детей и молодежи, гармонизует интересы личности, общества и государства, поскольку ориентируется на совместную деятельность, сотруднический характер отношений субъектов образовательного процесса: детей и взрослых; на развитие человека как цело-стной личности в ее нравственном, физическом, трудовом, правовом, экономическом, философском, художественном, политехническом, поли-тическом и других аспектах.

Ряд исследователей выделяет психологические предпосылки объединения детей и молодежи в инициативные группы, в том числе в общественные объединения:

- внутренние противоречия;

- неопределённость уровня притязаний;

- повышенная застенчивость и одновременно конфликтность, порой агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения;

- возникновение нового уровня притязаний, объясняемого чувством взрослости;

- переориентация общения с родителей, учителей, вообще старших на ровесников, более или менее равных по социальному положению и уровню развития;

- стремление к автономии от старших, в то же время решение задачи социального и личного самоопределения, которая означает отнюдь не автономию от взрослых, а чёткую ориентацию во взрослом мире и осознание своей роли в нём;

- потребности в переживании и осознании детьми и молодежью своей общности со сверстниками, общегрупповой солидарности;

- противоречивое переплетение двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации (потребности принадлежать, быть включённым в какую-либо группу или общность). Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших, а также в стремлении уединиться от сверстников. Подросток, юноша испытывает потребность не только в социальной, но и пространственной и территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства. Однако наряду со спокойным уединением существует чувство мучительного одиночества, тоски, субъективного состояния духовной и душевной изоляции, непонятности. Такое ощущение неприкаянности, связанное с возрастными трудностями, порождает у подростков жажду группирования со сверстниками, в обществе которых они надеются найти то, в чём им отказывают взрослые, — понимание, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание своей значительности для других членов сообщества;

- глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью к объединению со сверстниками. Мотивом может выступать желание укрепить в общественной организации самоуважение, испытать чувство эмоциональной сопричастности с группой, получить новую информацию и навыки коммуникативного общения, удовлетворить своё стремление к властвованию над другими и т. д. (большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются).

Научный анализ достижений психологии, педагогики, социальной психологии позволил обосновать структуру группы как ограниченной размером общности людей, выделяемой из социального целого по определенному признаку. Возможны следующие классификации инициативных групп как элементов гражданского общества:

1) по размеру: большие, малые, микрогруппы;

2) по общественному статусу: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные);

3) по уровню развития: группы низкого уровня развития (ассоциации, корпорации, диффузные группы) и высокого уровня развития (коллективы);

4) по значимости: группы референтные и группы членства.

Группы, в зависимости от приоритетов и целей инициативной деятельности и на основании ведущих интересов, можно классифицировать по трем основаниям: а) решение личностных проблем каждого участника (личностный интерес); б) решение проблем общины (общественный интерес); в) поддержка чиновника или продвижение в ряды чиновников своего представителя (государственный интерес).

Малые группы – основа каждого общества. Возможности реальной коммуникации резко ограничивают количество таких участников в одной группе: двое влюбленных (третий – лишний), 12 апостолов, 11 футболистов, солдатский взвод, пионерское звено, комсомольская ячейка, трудовая бригада и т.п.

Парное взаимодействие – основа человеческих отношений. Оно, в сравнении с традиционными коллективистскими формами работы, в наибольшей степени способствует гармонизации личности и более успешной социализации.  Группа из 2-х человек выполняет прежде всего функцию защиты. Она способствует демонстрации собственной силы, уверенности и желания власти человека с проецированием всего этого на другое существо[8]. В паре происходит взаимодополнение (психологическая компенсация) внутреннего мира каждой личности. Наличие у человека (особенно у ребенка, особенно в новом коллективе) товарища (друга) – необходимый элемент психологической защиты. Умение педагога в короткий срок подобрать каждому ребенку подходящего (с психолого-педагогической точки зрения) партнера, наладить парное (диалоговое) взаимодействие – главный элемент профилактики суицидальных и других индивидуальных отклонений, основа успешности функционирования любого коллектива: одновозрастного, разновозрастного, однополого, разнополого, временного, постоянного.

Микрогруппа, состоящая из трех человек, – изначально конфликтная, поскольку в ней существует большее разнообразие мнений, возможно доминирование двух над третьим. Это не произойдет, если поочередно один из трех будет выполнять роль наблюдателя за взаимодействием, арбитра или руководителя. Созданные таким образом «тройки» – основа бесконфликтного поведения в коллективе, а собранные под руководством воспитателя для отчета за взаимодействием «наблюдатели» - фундамент построения органа самоуправления.

Группам из четырех человек присуща большая гибкость, так как они могут быть образованы путем слияния двух пар. Группы из 5–6 участников предполагают большой обмен опытом и имеют более высокий творческий потенциал и возможность реализации социальной инициативы. При этом следует учитывать, что в мини-группах  больше четырех человек коллективные потребности занижают индивидуальные нормы.

С позиций психологической науки, инициативную группу более четырех человек можно рассматривать как психотерапевтическую[9], предоставляющую возможность ее членам разрешить свои психологические проблемы, исправить, скорректировать пове­дение, предупредить дисфункции, обеспечить нормальное разви­тие, самоутверждение личности. Инициативная группа (в том числе и общественное объединение) продуктивна для личностного развития каждого ее участника только тогда, когда ребенком или взрослым осознается и высказывается проблема, имеющая общественное значение и поддающаяся типологизации. Научить выявлять проблему очень трудно. Успех сопутствуем тому, кто может технологическим способом разложить проблему до элементарных составляющих, чтобы затем собрать из них нечто целое. Пример – элемент деловой игры, где дети сами называют наиболее актуальные для их территории молодежные проблемы. Например, называют типичную проблему - «нехватка денег». Ведущий начинает задавать уточняющие вопросы: Денег не хватает на что? (на развлечения). На какие развлечения? (на дискотеку). Сколько денег не хватает? (карманных – до 100 руб.). Почему денег не хватает? (не дают родители). Почему не дают родители? (мало зарабатывают, еле хватает на жизнь). Почему не зарабатываете сами? (нет возможности найти временную работу). Таким образом, настоящая проблема - не в отсутствии денег на данном этапе и на конкретную цель у конкретного подростка, а в невозможности подростку найти или получить работу, создать свой бизнес, адекватный возрасту и закону, совместить стационарное обучение и работу. Такая постановка проблемы, несомненно, имеет общественное звучание, так как общество заинтересовано в приобщении подростков к респектабельной трудовой деятельности и в воспитательной, и в профилактической цели.

Выявление истинной общественно значимой цели, представленной как личностная потребность, которая легко переводится в мотив деятельности, по принципу разбора матрешки, осуществляется посредством психотехники и специального тренинга в психотерапевтической группе.

Потребность порождает мотив, мотив ведёт к действию, к взаимодействию с окружающей сре­дой, в процессе которого и происходит усвоение личностью социального опыта, т.е. развитие.

В современной психологии выделяются несколько условных групп потребностей. Физиологические потребности (в воздухе, воде, сне, еде, сексе и др.) выступают фундаментом личностного развития. В современном общественном движении неравных возможностей детей и молодежи из бедных и богатых семей – вопросы полноценного горячего питания, работы туалетов, наличия специального обмундирования, медицинского обеспечения и т.п. приобретают особое звучание.

Познавательная потребность проходит стадии любопытст­ва, любознательности, направленного интереса, склонности, осознанного самообразования, творче­ского поиска, стремления к истине.  

Потребность в безопасности, защищённос­ти –  это желание любить и быть любимым, ощущать симпатию, эмоциональную близость окружающих, не чувст­вовать страха.

Потребность в самоопределении выражает­ся в поиске личностью наиболее подходящей для себя роли, своего места в жизни, в духовном поиске.

Потребность в самовыражении проявля­ется в стремлении показать, проявить себя, свои способности, лучшие качества, нравиться другим и себе. Она вызывает желание общаться, испытывать эстетические переживания.

Потребность в самоутверждении выража­ется в желании занимать достойное место в общест­ве, иметь в чём-то преимущество перед окружаю­щими, быть не хуже других, быть уверенным в себе, становиться лучше других, т.е. совершенствоваться; требует общественного признания достижений ребенка, молодого человека

Потребность в самореализации — намере­ние построить своё счастье; стремление использо­вать весь свой потенциал, все возможности, полу­ченные от природы и приобретённые в опыте; до­стичь своих целей, сделать то, к чему чувствуешь предназначение; стать тем, кем хочешь. Осуществляя себя, свои стремления, используя свои воз­можности, строя свою жизнь, человек растёт, раз­вивается, строит свою личность.

Механизм удовлетворе­ния этих потребностей – познание, испытание и реализация своих возможностей – играет роль главного мотива в учебной, творческой, созида­тельной деятельности человека.

ПРО ДУБРОВИНУ!!!!!!!!!!!!

Любой временный коллектив проходит определенные этапы становления как психотерапевтическая группа:

- знакомство членов группы;

- обсуждение их ожиданий, опасений;

- переживание и обсужде­ние группового напряжения, связанного с рассогласованием между ожиданиями и групповой реальностью;

- нарастание сопротив­ления по отношению к руководителю группы; соотношение этого соп­ротивления с прошлым жизненным опытом, вскрытие проблем, связан­ных с отношением к руководителю группы, с самостоятельностью, от­ветственностью и активностью;

- формирование адекватного отношения к проблеме, которую необходимо решить;

- формирование активной мотивации к учас­тию в группе, нормам и традициям группы;

- анализ динамики развития внутригрупповых отношений с выходом на проблематику отдельного участника;

- коррекция отношений, закрепление достижений;

- обсужде­ние результатов взаимодействия, подведение итогов; определение дальнейших перспектив;

- рефлексия.

Психотерапевтический подход к деятельности общественного объединения позволяет предвидеть не только волнообразное развитие отношений «участники – педагог, ведущий, лидер», «пикообразное» изменение уровня эмоциональных переживаний (пик приходится на самое сложное испытание, упражнение, дело), но и разрешать типичные (ожидаемые) конфликты между членами:

- неприязнь участников друг к другу, что свойственно вначале группового взаимодействия, незнакомым или мало знакомым друг с другом людям – важно не допускать негативных комментариев действий друг друга, настраивать участников на поиск решения и поддержку;

- сознательное или бессознательное сопротивление групповому взаимодействию, жалобы на нежелание некоторых участников выполнять достигнутые договоренности – важно помнить о типичном сопротивлении человеком всему новому, любым изменениям, необходимы дружеское участие, настойчивость, уверенность в достижении совместно поставленных целей; 

- манипулирование участниками взаимодействия (в том числе и руководителем) – важно заранее обучить группу дополнением поведения манипулятора («беспомощному» нужен «опекающий», агрессивному поведению – жесткий отпор и т.п.);

- поиск оправдания отсутствия на общих сборах, невыполнения порученного – достаточно простого напоминания; важно отстаивание достигнутых соглашений, недопустимо возникновение конфронтации;

- групповые жалобы на поведение одного или нескольких участников взаимодействия – лучший способ прекращения подобных жалоб – их игнорирование;

- сложившийся стереотип восприятия взрослого (например, как авторитарного, или навязчивого, или опасного, или незаинтересованного человека, или как «бездонную копилку») – важно не давать оценок, делиться своими чувствами, предлагать альтернативы, строить равные отношения, отвечать не на ситуативные запросы, а на достижение поставленных целей взаимодействия;

- отрицание эффективности группового взаимодействия – важно определить причины такого отношения, использовать мозговой штурм для улучшения взаимодействия[10].

«Нет ничего более страшного для человека, чем другой человек, которому нет до него никакого дела. Глубокий смысл имеет культурное притворство, вежливость, с помощью которых мы ежеминутно подчеркиваем интерес друг к другу» (О. Мандельштам). Интерес – это мотивировка поведения людей, это то, что заставляет принимать то или иное решение[11]. Поэтому интерес – двигающая сила общественного движения. Неинтересно – не приду. Неинтересно – уйду.

Интерес выступает как элемент более глубинного уровня, чем позиции или проблемы. Всегда необходимо искать согласование интересов, чтобы решить проблему взаимодействия «индивид – коллектив». Р. Фишер и У. Юри выделяют три пути плодотворного согласования интересов личности и общественной организации: 1) удовлетворение интереса можно достигнуть несколькими возможными позициями; 2) за реальными противоположными позициями всегда стоят такие, которые не входят в противоречие; 3) нахождение определенных норм, из которых может исходить одна из сторон: ответ на вопрос «почему» помогает выйти на глубинный уровень[12].

Психология XX-XXI столетий заметно расширила границы своих исследований. Современные психологи интересуются не просто психикой человека, но закономерностями и механизмами ее развития и распада, психологией групп и общества.

Рождение психологии как самостоятельной дисциплины, ее призвание и судьба неразрывно связаны с возникновением «социального» как особого пространства мышления и реальности. Психология как наука развивалась параллельно с такими понятиями, как «общественная деятельность», «благосостояние», «социальная работа», «социальные службы» и т.д. Социальное, особенно в XX веке, стало объектом и психологического знания. Психология сыграла немаловажную роль в развитии самого явления «социального». Психология помогает человеку сделать жизнь осмысленной, значимой, реализовать свою индивидуальность, оптимизировать жизненное пространство, развивать жизненные силы, оказывать помощь нуждающимся.

 

Вопросы для самопроверки

 

Задания для самостоятельной работы

 

Рекомендуемая литература

Педагогика общественного движения.

Педагогика — это наука, изучающая объективные законы развития человека в обществе, объясняющая поведение человека и дающая конкретные рекомендации по применению этих законов в различных условиях жизни и деятельности человека. Все, что происходит в политике, в культуре, в спорте, в производственной деятельности, в семейной и интимной жизни, — все это может быть рассмотрено с точки зрения педагогики, потому что она изучает психические механизмы, определяющие поведение человека. Каждый человек — прежде всего человек, а потом уже спортсмен, политик и т.п. Люди общаются друг с другом, взаимно влияют друг на друга, подчиняясь законам, общим для всех людей. Как заметил Мишель Монтень, души императора и сапожника скроены на один и тот же манер.

Таким образом, педагогика — это особый взгляд на мир, педагогическое мышление — это особое, специфическое мышление, которое приобретается постепенно и которому нужно учиться. Педагогика — это тот волшебный ключик, которым открывается все в мире людей.

Педагогика в общественном движении выступает в роли стержня — деятельностного компонента, потому что информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе, отношениях в группе, социализации, развития готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методами и средствами. Педагогика наряду с психологией в структуре общественного движения выполняет объяснительные функции. Решение социальных задач во многом определяется воспитанностью людей, поэтому педагогика выполняет прогностические функции. Педагогике принадлежит ведущая роль в определении способов, путей и средств развития личности, субъектов и объектов общественной деятельности.

Общественное движение может быть представлено как образовательный  процесс, в ходе которого люди изучают культуру, овладевают навыками социального поведения, включаются в материальные и общественные отношения. Хотя социальному формированию личности и коллектива приписывается спонтанность, научно обоснованная общественная деятельность делает его целенаправленным.

Социальное научение эффективно только в условиях дифференциации и индивидуализации учебно-трудовой деятельности. Проводя инструктаж, организуя изучение технологической документации, работник общественного движения добивается активности добровольца, клиента, поощряет их самостоятельность.

Необходимым педагогическим элементом общественного движения является формирование социальных действий, умений и навыков, человек при этом овладевает приемами самопомощи.

Общественное движение в конечном итоге должно подвести личность к самовоспитанию, дать ей возможность обрести цель и смысл жизни, средства, с помощью которых можно достичь продуктивного социального поведения, включиться в систему непрерывного образования.

Педагогическое содержание общественного движения определяется коррекцией поведения и перевоспитанием людей. Коррекция — это необходимый элемент любой деятельности, потому что невозможно ни в учебе, ни в труде, ни в общении в один прием достигнуть социально значимого результата. Формирование здорового работоспособного коллектива является важным педагогическим аспектом общественного движения. Таким путем добиваются совпадения формального и реального лидерства, что снижает вероятность конфликтов, усиливает взаимопомощь в группе.

Повышение производственного разряда, квалификации, непрерывное образование, участие в самоуправлении и есть те ступеньки, проходя которые, человек поднимается на новые уровни самоутверждения и самовыражения. Ценными педагогическими свойствами обладают методы, которые обеспечивают успех в учебно-трудовой, спортивной, художественной и других видах деятельности. Успех в социально значимой деятельности сам по себе возвышает личность. Однако нередко требуются специальные приемы его обеспечения, как-то: научная организация труда, учет индивидуальных особенностей, эффективная, психологически обоснованная помощь. Наибольший эффект развития личности достигается при включении в различные виды творчества. Проблемное обучение, исследования в процессе доучивания, переучивания, повышения квалификации развивают мышление.

Социальная незащищенность, особенно детей, молодежи, людей пожилого возраста, вызвала потребность изменить традиционный подход к социальной политике, более настойчиво искать способы объединения (на основе идеи социально-педагогической солидарности) социально-экономических, правовых, эколого-оздоровительных, образовательно-культурных и других возможностей для поддержки основной ячейки общества — семьи, профилактической работы с ее проблемами.

Традиционная педагогика, рассматривая процесс воспитания человека подразумевает чаще всего становление личности ребенка в ограниченном пространстве: школе, детсаде, семье. Такое положение дел в педагогической науке не могло не повлиять и на практику. Если в современной массовой школе и говорят о семье, то имеют в виду только родителей, способных наказать (похвалить) ребенка, оказать помощь в ремонте и в организации праздника, иногда посещающих родительские собрания. А то, что семья и ближайшее социальное окружение оказывают наиболее сильное влияние на формирование личности, что это самые мощные средства социализации, социальной поддержки и защиты личности, оставалось за кадром.

Именно неудовлетворенность большинства ученых узким взглядом на воспитание, желание пересмотреть цели, функции и принципы образования, разработать прогрессивные технологии, гибкие организационные формы социально-педагогической работы послужили толчком для возрождения идей и подходов социальной педагогики, включающей в себя знания о системе целенаправленной, педагогически организованной поддержки жизненных сил человека, разумного построения его отношений с окружающим миром и людьми, самим собой на основе творческой активности и нравственной самоорганизации жизни в конкретном социуме. Социальная педагогика рассматривает закономерности взаимодействия человека и социальной среды в течение всех возрастных периодов жизни и в различных сферах. Активность самой личности, ее социальная зрелость также непосредственно связывается с взаимодействием человека со средой.

Педагогическое знание становится сегодня частью общей культуры и социальной политики. Необходимо использование всего педагогического потенциала социума для стимулирования развития, реализации индивидуальных возможностей каждой личности в общественной деятельности.

Педагогический компонент общественного движения позволяет принимать в различных сферах социальной деятельности эффективные, педагогически целесообразные решения, позволяющие приводить в движение реальные механизмы развития социальной инициативности, творческой активности детей и взрослых, полноценно использовать возможности семьи в обеспечении социальной заботы о правах и благосостоянии каждого человека.

Педагогическая деятельность — это всегда поиск, творчество конкретных людей в конкретной ситуации. Знание и владение принципами и методами социальной педагогики необходимо широкому кругу общественных деятелей и людей, определяющих социальную политику государства.

Представители экзистенциальной философии: Ж.П. Сартр, А. Камю, К.Ясперс, М. Бубер, М. Хайдеггер и др. создали мощный теоретический фундамент для развития гуманистического воспитания, провозгласив ведущим достижением интерес к внутреннему миру человека, к его инди-видуальности. Для педагогики имеет принципиальное значение то, что экзистенциалисты провозглашают в качестве главенствую-щей установки, что человек не объект и конечный продукт социальных влияний, а субъект свободного и ответственного самосозидания.

Стремительное развитие рыночных отношений привнесло в педагогику интерес к социальной инициативности детей и молодежи как ведущему личностному качеству свободного и успешного человека. Принцип социальной инициативности в современной педагогике не является существенной чертой гуманистической концепции воспитания. При этом составная часть инициативности – активность – рассматривается в традиционной педагогике как обяза-тельное условие развития способностей ребенка, его дарований, как средство достижения успеха; как жизненная потребность ребенка и показатель его достижений. В активности ребенка исследователи видели проявление его мыслительной дея-тельности, воззрений, приобретенных самостоятельно.

В тоталитарной советской системе воспитания активность формировалась в условиях автократической педаго-гики, была зависима от политической идеологии, совмещалась с чрезмерной опекой партийного руководства, с излиш-ним вмешательством взрослых в содержание жизни пионерской и комсомольской организаций.

Воспитание социальной инициативности предполагает превраще-ние общественной деятельности детей и молодых людей, которую они организуют совместно со взрослы-ми, в их самодеятельность. Социальная инициативность рассматривается как предпосылка развития человека и как результат воспитания. Смыслом общественного движения, направленного не на развитие общественных объединений, а на развитие социальной инициативности, является по-мощь ребенку в строительстве собственной личности посредством сози-дательной деятельности. Педагог-воспитатель в этом случае ориентируется на интересы, потребности детей, их способности.

Способность личности к инициативе, самостоятельным начинаниям, активности, предприимчи­вости и сформированная потребность в деятельности образует личностное качество – инициативность. Инициативность может иметь социальную направленность, что предполагает постоянную готовность сочувствовать, сопереживать, помочь бескорыстно; готовность откликнуться и понять близких; или асоциальную направленность, выражающуюся в эмоциональной неприязни, равнодушии к делам и состоянию других людей, антигуманных поступках, притеснении слабых, проявлении жестокости, зависти. 

Социальная инициативность предполагает ориентацию на материальное, духовное, моральное благосостояние человека, общества и государства. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи предполагает постоянную сверку и корректировку педагогом социальной инициативы с момента ее зарождения до оценки результатов с педагогическими задачами и принципами воспитания человека на основе социального заказа и духовно-нравственного идеала; получение педагогических, социальных, экономических и гражданских эффектов для инициаторов, общества и государства.

Результативность уровня воспитанности социальной инициативности проявляется в количестве и качестве инициатив, реализуемых личностью, и в совокупности социальных и нравственных характеристик личности. Инициатива (франц. initiative, от лат. initium – начало) – почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельно­сти; руководящая роль в каких-либо действиях; предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям. В мо­ральном смысле инициатива характеризуется тем, что человек берет на себя большую меру ответственности, чем этого требует соблюдение общепринятых норм. Социальная инициатива детей и молодежи – это форма их добровольной деятельности в интересах и на благо личности, общества и государства, направленной на преобразование существующей или конструирование новой социальной реальности.

Очевидно, что масштабы и степень влияния инициатив (как позитивного – социального, так и негативного – асоциального характера) за­висят не только от действий инициатора или группы, но и от ответной реакции на инициативы других лю­дей, что создает необходимый социально-воспитательный фон реализации инициатив.

Для любой социальной группы, общества и государства одинаково опас­ными могут быть и невосприимчивость к социальной инициативе, и неспособность нейтрализовать асоциальную инициативу. Новаторское содер­жание инициативы часто оказывается неожидан­ным для общественного мнения, поэтому даже самая благонамеренная инициатива обычно со­пряжена с риском для личности, выступившей с инициативой, так как она (личность) не в состоянии предвидеть все последствия, которые могут не оправдать надежды общества и государства, быть вменены ей в вину.

Основные структурные элементы – характеристики социальной инициативности как личностного качества:

– направленные на себя – целеустремленность, настойчивость, активность, самостоятельность, самопознание, любознательность, стремление к материальному благополучию и психологическому комфорту;

– направленные на общество – лидерство, динамичность, мобильность, оригинальность, общительность, неординарность, коллективизм, взаимопомощь, восприимчивость к новому, сформированность специфической субкультуры;

– направленные на государство – активная жизненная позиция, активность в публичном и информационном поле, ответственность, желание и умение трудиться, стремление к известности и популярности, включенность в массовую культуру и политическую практику.

Побудители социальной инициативности детей и молодежи: потребности, интересы, склонности, идеалы.

Регуляторы социальной инициативности детей и молодежи: смысловые, целевые, операционные установки (способ мышления, стиль поведения, привычки, умения, навыки, квалификация), групповые нормы, самооценка, мировоззрение, убеждения, верования.

Дети и молодежь, как правило, не имеют тех же самых мотивов воспитания социальной инициативности, что и взрослые. Одна из проблем воспитания социальной инициативности – в противоречии между мотивацией взрослых, которые «точно» знают, какие характеристики социальной инициативности являются ведущими, и реальной ситуацией, требующей того или иного инициативного подхода.

Результаты многочисленных исследований демонстрируют перспективность и продуктивность воспитания социальной инициативности, обеспечивающей значимость личности в ее собственных глазах и глазах окружающих. Проявление социальной инициативы способствует развитию человека, имеет преобразующую силу, обеспечивает прогрессивное развитие гражданского общества. Педагогически ориентированная система поддержки социальной инициативы позволяет детям и молодежи осознать общественное и личностное значение труда, свои гражданские обязанности, сформировать психологическую установку к активной трудовой деятельности, к выполнению любой работы, способна оказать действенную помощь в сознательном и правильном выборе профессии, жизненном и духовно-нравственном самоопределении. Наличие в структуре личностных качеств социальной инициативности является действенным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития, укрепляет силы и здоровье, повышает жизненную энергию и умственную работоспособность, сообразительность, творческую смекалку.

В педагогической науке мотивация традиционно разделяется на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя мотивация – это свойства и ценностные ориентации личности, которыми она руководствуется, совершая тот или иной поступок или действия. Внешняя мотивация – это то, что ориентирует личность на достижение лучших результатов в своей деятельности и справедливую оценку таких результатов (премии, моральное поощрение, материальное вознаграждение и т.п.). Главная цель вознаграждения – удовлетворение члена группы оценкой его роли, адекватность оценки ожиданиям и внешней мотивации, восприятие его как сигнала к дальнейшей более эффективной деятельности.

Многочисленные исследования показывают различные мотивации добровольцев, но все они сводятся в основном к следующим:

– реализация своих потребностей;

– видение достигнутых результатов;

– возможность самосовершенствоваться;

– собственная значимость;

– чувство благодарности;

– общественное и личное признание;

– ощущение себя частью команды;

– возможность найти друзей[13].

При этом мотивы и особенности участия в общественном движении детей и молодежи связаны с возрастом добровольцев, так как в каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психологические новообразования, изменения которых и характеризуют смену возрастных периодов[14].

Мотивы участия детей и молодежи в общественном движении имеют широкой диапазон.

Мотивы молодых людей (18-30 лет): эмоциональное благополучие, проявление своей индивидуальности, реализация потребности по­мочь нуждающимся из чувства сострадания и милосердия; возможность общественного признания, морального и материального вознагражде­ния за свой труд; организация деятельности, адекватной семейным, национальным, региональным и культурным российским традициям; повышение информационно-коммуникативного уровня; формирование мировоззренческого багажа знаний о социальных проблемах; понима­ние юридических и практических рамок деятельности специалистов социальной сферы; ознакомление с механизмом проведения конкретных социологических исследований; обмен профессиональным опытом в процессе нерегламентированного общения и взаимодействия; и др.

Мотивы детей (8-18 лет): стремление стать взрослыми; возможность развить уверенность в себе; открытость и го­товность старших обсуждать возникающие проблемы; возможность осваивать и использовать современные технические средства и технологии (компьютерное оборудование, факсимильные сообщения, копировальные аппараты, автотранспорт и др.); обучение элементам наблюдательности, общения, лидерству и азам управления; ре­ализация собственных инициатив и самостоятельного дела в кругу единомышленников, друзей и партнеров; и др.

Выделяются три уровня (от высокого до низкого) понимания смысла социально инициативной деятельности:

– адекватное, заинтересованное, активное;

– адекватное, но равнодушное, нейтральное; неполное, часто избирательное;

– непонимание, неумение или нежелание понять смысл социально инициативной деятельности.

В основе развития детско-молодежного общественного движения - социально-педагогическая солидарность, проявляющаяся на различных уровнях взаимодействия отдельных граждан, общества и государства. Речь идет о взаимовлиянии государственных и общественных интересов, когда человек может проя­вить себя как личность. Социаль­но-педагогическая солидарность позволяет каждой конкретной растущей личности ощущать себя значимым элементом государственно-общественного строительства, индивидуально активным и в то же время педагогически ответственным человеком. То есть от традиционной (непедагогической) оценки эффективности общественного движения (когда главным считается количество членов, участников, привлеченных, сочувствующих и т.п., количество проектов, программ, привлеченных средств, статей в СМИ, качество написанного документа или оказанных услуг) внимание устремлено к социально-психолого-педагогической оценке, содержащей ответ на вопрос: сколько и как скоро человек стало успешными, достигнув своей собственной цели? От потребности окружения и социального заказа – к потребностям и интересам каждого ребенка, молодого человека. От подготовки так называемых «специалистов» общественного движения: проектировщиков, программистов, руководителей, имиджмейкеров, пиарщиков, менеджеров и т.п., обслуживающих текущую деятельность общественного объединения, осуществляется принципиальный переход к подготовке «человека успешного», озабоченного в своей общественной деятельности вопросом не кем, а каким быть. От определенных умными взрослыми искусственных рамок направлений деятельности общественного движения (типа: милосердие, экология, здоровье, патриотизм) – к созданию вокруг социально значимой проблемы ребенка (насилие в семье или школе, бесцельность существования, завышенная или заниженная самооценка и т.п.) поля любви, поддержки и заботы. От навязывания содержания деятельности – к умению делать свою жизнь содержательной, целе-достигаемой. То есть самой привлекательной организацией становится не та, в которой складывается система приятного (неформального) общения и времяпрепровождения в целом, а та, в которой за короткий промежуток времени с наименьшими ресурсными затратами наиболее качественно решаются конкретные, прежде всего, личностные проблемы. Интересна не организация (она – фон, инструмент), а результат ее деятельности, нацеленный на удовлетворение личностной потребности.

С позиций социально-педагогической солидарности главная задача общественного объединения – не привлечение как можно большего количества людей в свою деятельность, а как можно скорейшее и качественное удовлетворение потребности каждого своего участника. Общественные объединения из средства для достижения идеологических, политических, общественных целей, превращаются в институт, удовлетворяющий личностные интересы и потребности. 

Социальный аспект социаль­но-педагогической солидарности предполагает создание (совместно со взрослыми) воспитательного пространства (школа, детский лагерь, общественная организация и др.), которое становится фактором развития ребенка, молодого человека, в котором воспитаннику предоставляется возможность выступить созидателем, творцом. В этом случае среда принимается ребенком как «своя», созданная своими силами, при поддержке опытных взрослых. Такая среда не вызывает отчуждения, желания разрушать, противопоставлять себя другим. Но в отличие от идеологии коммунарского движения, пронизанной заботой о ближнем, часто в ущерб себе, главную заботу члены коллектива проявляют о себе, создают пространство успешности вокруг, будучи успешными (и личностно и профессионально) сами. 

Современный молодой человек, вступая в новые (созданные в 90-х годах XX века) общественные объединения, напоминает вола, несущего неподъемный груз. В этот груз входят знания: истории организации, ее лидеров, устава, программ, атрибутики, ритуалов, кодекса чести, гимна, девиза и т.д. и т.п. Большинство новых общественных объединений России «огосударствились», превратившись в учреждения со строгой иерархией (вышестоящие органы: президиумы, исполкомы; нижестоящие подчиненные: первичные объединения) и вертикальными (чаще сверху вниз) связями. Даже создание общественной организации для 8-10 летних детей сопровождается всеми атрибутами государственного регулирования общественной деятельностью, свойственной советскому периоду: выбор президиума, секретариата, счетной, мандатной комиссий, утверждение повестки и регламента и бесконечное голосование «за», «против», «воздержались». Стало важным и главным – забота об организации, ее имидже, программах, количестве ее членов и региональных отделений. Государственный интерес в минимизации количества объединений и их количественном росте (что удобно для управления) привел к кризису общественного движения детей и молодежи. При наличии официально действующих общественных объединений большинство детей и молодежи остается вне этого процесса. Это скучно, не интересно, не престижно.

Социально-педагогическая солидарность как научная основа развития общественного движения детей и молодежи определяет данный процесс как совокупность педагогических факторов, соответствующих личностным особенностям ребенка, молодого человека и запросам страны в воспитании нравственного человека, патриота и гражданина:

– предоставление детям и молодежи большей свободы, самостоятельности, ответственности, в том числе в выборе и разработке на основе выявленных личностных потребностей индивидуальных проектов инициативной деятельности, в самостоятельном осмысленном решении своих проблем;

– осуществление планомерной и систематической поддержки социальных инициатив молодого человека как субъекта воспитания, взаимодействующего с государственными и общественными институтами при прохождении разных этапов своего личностного развития;

– учет личностных особенностей, запросов, интересов, потребностей, состояния здоровья детей и молодежи, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать поддержку, оказываемую государственными и общественными институтами.

В современном общественном движении на смену вариативно-программному подходу, предполагающему наличие у различных общественных объединений комплекса программ, приходит потребностно-целе-результативный подход, предполагающий создание множества временных общественных объединений в логике «потребность – цель – деятельность – результат». Сосредоточение внимания государства и гражданского общества на поддержке социальных инициатив детей и молодежи – основа строительства свободного, децентрализованного общества, способного постоянно модернизироваться и гибко адаптироваться. 

Обоснование социально-педагогической солидарности как стратегического фактора развития общественного движения позволило предположить существование определенного типа личности, для которого характерны высокий уровень индивидуального самосознания, определенная автономия по отношению к обществу и власти, конструктивное взаимодействие с другими личностями во имя общих целей, интересов, ценностей, подчинение своих частных интересов и способов их достижения общему благу, выраженному в правовых нормах.

Выделяются три уровня сформированности инициативности в зависимости от индивидуальных, групповых или общественных предпочтений направленности личностных установок на формирование инициативности (социальной или асоциальной) (табл.1).

Данные обобщенные характеристики позволяют -дифференцированно подбирать не только методики и подходы к воспитанию социальной инициативности детей и молодежи, но и психолого-педагогические средства, направленные на повышение мотивации социально значимой деятельности, создание предпосылок к развитию тех сторон индивида, которые способствуют оптимальным проявлениям «сильных» сторон группы, что в итоге обеспечивало успешность группы в целом.

Таблица 1

Уровни сформированности инициативности в зависимости от индивидуальной, групповой или общественной направленности личностных установок

 

Направленность Социальная инициативность

Асоциальная инициативность

Личностно-ориентированная

Независимость, автономность, склонность к познанию, к оценке значимости отдельных процессов, спонтанная активность с выраженным свойством беспечности.

Устойчивость психики

 

Сдержанность

Адекватная самооценка

 

Повышенная общественная мотивация

Надежность и стабильность инициативной деятельности, высокая результативная активность

Неустойчивость психических состояний Чрезмерная импульсивность Завышенная или заниженная самооценка Антиобщественная мотивация   Недостаточная надежность и стабильность инициативной деятельности; невысокая интенсивность и устойчивость внимания

Ориентированность на группу

Склонность к групповым действиям, объединению частей в целое, усовершенствованию и действенной реализации инициативы, гласному рассуждению о возможных последствиях тех или иных замыслов группы

Глубокая критическая оценка замыслов группы

Надежность и стабильность совместных действий; высокий уровень вероятностного прогнозирования, интенсивное и устойчивое внимание к другому мнению

Зависимость, эмоциональная неустойчивость, тревожность Недооценка совместных действий Невнимание к другому, особенно противоположному мнению

Общественно/ антиобщественно-ориентированная

Зависимость от социальных установок, ярко выраженные лидерская позиция, целеустремленность, ответственность

Ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы

Самостоятельность, способность к саморегуляции

Ответственность по отношению к себе, группе, обществу

Уважение к государственным символам и ритуалам

Ориентация на ценности кумиров и значимых людей Радикализм, зависимость активности от внешней оценки Безответственное отношение к себе и обществу Пренебрежение к государственным символам и ритуалам
       

 

Единицей измерения эффективности воспитания социальной инициативности может быть самооценка инициированных детьми и молодежью социальных действий (инициатив), которые испытуемые могли оценить двумя способа-ми: как «событие» или «несобытие» их жизни[15]. В исследовании участвовало 500 старшеклассников и студентов. Анализ ответов позволил установить, что они различают три уровня «социальных действий»: действия, -оказавшие воздействие на их мировоззрение (Если бы я не увидел этого, не встретился с этими людьми, вся моя будущая жизнь пошла бы по другому пути); на интеллект (Я и до этого слышал и читал об этом, но после реализации данного проекта вся имеющаяся в моей памяти информация словно объединилась, и я понял, что теперь я знаю про это все); на самооценку (Я реализовал данную социальную инициативу, и все увидели, какой я та-лантливый и целеустремленный человек, и я это тоже увидел).

Условно критерии эффективности воспитания социальной инициативности можно разделить на две группы: внутренние и внешние. Внутренние связаны с личностным ростом каждого человека, позитивной системой его отношений к миру, близким людям, которая строится на основе его положительной самооценки, активности во всех делах, самодисциплине, толерантности, плюрализме, достоинстве и стремлении совершенствоваться, верности долгу и истине, мужества и упорства, настойчивых усилий по решению стоящих задач и выполнения их как можно лучше, лояльности по отношению к друзьям, семье и тем, за кого человек несет ответственность, ясного и честного размышления. Высшими внутренними критериями результативности воспитания социальной инициативности является развитое чувство собственного достоинства ребенка, его стремление к свободе и способность сочувствовать людям.

Внешние критерии эффективности связаны с социальным окружением, которое благодаря социально инициативной деятельности становится примером и идеалом сотрудничества, бодрости, оптимизма. Высшими внешними критериями результативности воспитания социальной инициативности является долголетняя дружба, прочность дружеских связей, осознание детьми и молодежью своей прошлой инициативной деятельности как события в жизни, успешное и радостное начало биографии.

Социально инициативная деятельность оказывает существенное влияние на эволюцию социальной структуры государства. Для решения этой проблемы (например, в США) проводятся при государственной поддержке крупномасштабные программы статистического наблюдения за карьерой общественных деятелей в течение нескольких десятилетий их жизни.

Важен и педагогический анализ экономической составляющей деятельности инициативных групп, прежде всего тем, что в поле их интересов постоянно находятся актуальные образовательные проблемы: обучение взрослых (в частности переподготовка кадров от безработных до специалистов) и различных групп населения (отсеявшихся из школ, иммигрантов, бездомных), вопросы «утечки мозгов».

 

Вопросы для самопроверки

 

Задания для самостоятельной работы

 

Рекомендуемая литература

Конфликтология общественного движения.

Конфликтологией называют относительно автономную отрасль знания о социальных конфликтах, их причинах и следствиях, механизмах формирования, проистекания и разрешения, способах и методах их оптимизации. Зародилась эта область научного знания в середине 70-х гг. ХХ века на стыке социологии, социальной психологии, менеджмента, социальной работы, педагогики и политологии. Поскольку она дает знание об общих и специфических закономерностях разнообразных конфликтов в обществе, начиная от внутриличностных конфликтов и ссор и кончая революциями и войнами государств, она представляет интерес для всех специалистов, работающих с людьми и участвующих в регулировании социальных отношений.

Современная Россия — одна из самых конфликтных стран мира. Социальные конфликты определяют характер деятельности всех социальных институтов и групп, придают социальным отношениями принципиально новые качества. В общественном движении люди имеют дело с остроконфликтными категориями населения (инвалидами, пенсионерами, безработными, беженцами и т. п.) и призваны содействовать ослаблению социальной напряженности. Таким образом, общественное движение не может осмысливаться вне конфликтологического аспекта. В противном случае неизбежен отрыв общественного движения от реальных общественных запросов, возможна искаженная интерпретация его функций и предназначения.

Конфликтом в общественном движении может быть и несоответствие личных и профессиональных ценностей специалиста. У практического работника в семейной службе, являющегося, например, противником абортов, могут возникнуть трудности при обсуждении этой проблемы с беременной юной девушкой. Волонтер клиники, осознающий возможности современной медицины, может столкнуться с правом на самоопределение пациента, который отказывается от спасающего жизнь переливания крови по религиозным причинам.

Устойчивая и эмоционально привлекательная организация всегда имеет четкий образ врага. Некоторые исследователи (например, Эрик Хоффер) считают наличие врага основой любого массового движения, поскольку ненависть, по их мнению, – самое главное объединяющее средство. Ненависть отвлекает человека от его собственных проблем, делая анонимной частицей целого. «Массовое движение может возникнуть и распространяться без веры в Бога, но никогда это не будет возможным без веры в дьявола. Обычно сила массового движения пропорциональна яркости и осязаемости их дьявола. Причем, легче ненавидеть врага, в котором есть много хорошего, чем такого, у которого все плохо»[16]. Отсюда такая огромная популярность «антиглобалистов», их враг – мировой капитализм; футбольных фанатов, их враг – другой спортивный клуб. Противостояние «друг-враг» носит настолько древний характер, что записано на генном уровне. Враг не вызывает отторжение у населения, поскольку его наличие делает политику гораздо более зрелищной и понятной. Добро и зло не должны быть абстрактными.

Активно используемые в общественном движении устаревшие методики, рожденные во времена идеологической борьбы коммунизма и капитализма, вступают в конфликт с современными рыночными реалиями, в которых важна успешность каждого человека, а уже после – коллектива. Коллективистские формы педагогической работы должны быть фоном для кропотливой индивидуальной работы по воспитанию успешной в рыночных отношениях личности. С точки зрения конфликтологии в основе эффективного формирования любого коллектива – противопоставление другому коллективу. В первые дни таким «противником», например, в отряде детского оздоровительного лагеря становится другой отряд. Затем формируется сильный коллектив детского лагеря, противопоставляемый другим детским лагерям или местным жителям. В последние дни своего пребывания в лагерях с коммунарской методикой ребенок ощущает себя частью большого коммунарского братства, которое противопоставляется реальному «злому» миру. Яркий атрибут этого – «орлятский круг», в котором дети, плотно прижавшись друг к другу, стоят спиной ко всему миру. Отсюда стрессы, слезы, истерики, серьезные разочарования по возвращению в «обычные» школы и свои проблемные семьи.

Коллективизм, не нацеленный на реальный результат (производственный, спортивный и т.д.), закладывает в ребенке чувство зависимости от группы и неуверенности в своих собственных силах. В истории педагогики имеются многочисленные примеры, когда замкнутость и закрытость педагогического пространства детского лагеря (либо пионерско-комсомольского актива района или города) от реального мира приводили к ограниченности и малой результативности используемых форм и методик воспитательной работы.

Игнорирование конфликтологического рассмотрения общественного движения ведет к односторонности трактовок его насущных проблем. Например, общественное движение часто отождествляют только с благотворительностью и милосердием.

Корни конфликта поколений – в язычестве, отраженном в мифологии, ориентированном на противоречие (вплоть до борьбы и уничтожения) старого поколения новым. Молодые всегда в подчинении, отношение «дети-родители» в дохристианской культуре напоминают отношения «рабы – господин». Как оппозиция миру взрослых создаются «автономные детские общества» (М.Крюбельс), существующие в тайне, имеющие секретный язык, автономную территорию, особые ритуалы и игры, борющие между собой.

С точки зрения перманентного конфликта институтов гражданского общества и государства возможно выделение трех уровней развития функции защиты прав и свобод граждан со стороны инициативной группы, связанных с наличием/отсутствием и характером критики государства:

1. Отсутствие критики. Инициативы носят узко лично направленный характер: люди объединяются в группы, когда их личные интересы ущемлены (участники войн, жертвы терактов, экологических катастроф и др.) для защиты льгот и привилегий, предоставляемых государством. Такая инициативность не предполагает борьбы против неправомерных действий государства (отказ от войн, продуманная экологическая и социальная политика и др.), является непродуктивной для развития гражданского общества, но удобна для власти, поскольку позволяет контролировать деятельность инициативных групп, выстраивать отношения с ними по принципу «заказчик-подрядчик»: есть социальная проблема, которую нужно решить, есть исполнитель, который либо сам проявляет инициативу, либо его находят чиновники. Власть в лице ее чиновников нисходит до гражданского общества, демонстрируя его бессилие и неспособность быть равноправным участником диалога.

Подобные организации создаются для реализации «естественных» функций человека (социальная помощь нуждающимся, ритуально-символическая причастность к делам государства, демонстрация лояльности к власти), а не ради достижения каких-то конкретных целей. Часто такие организации являются дочерними структурами государственных институтов. Ограничение имеющихся у власти ресурсов требует от подобных общественных объединений борьбы между собой, защиты своего места у государственной кормушки. На этом же уровне находятся общественные объединения, созданные «под грант» международных фондов или коммерческих структур. В своих анкетах руководители подобных организаций отмечают, что часто власть проявляет интерес к их деятельности, поскольку привлеченные средства позволяют исправить недостатки работы государственных институтов. В поле исследования попали и организации, созданные коммерческими структурами, получающими от этого определенные дивиденды от государства или «отмывающими» с их помощью финансовые средства, полученные незаконным путем.

2. Тактическая критика. Инициативы общественных объединений на этом уровне связаны с непосредственным столкновением с властью: жалобы, обращения, судебные процессы; они предполагают защиту локальных прав через изменение действующей нормативной правовой базы; оказание поддержки в защите прав другим людям. Инициативы такого рода неудобны для власти, поскольку выявляют имеющиеся в государственных институтах недостатки, недоработки, злоупотребления, ущемление прав и свобод, но эффективны для развития гражданского общества: с одной стороны, указывают на признание легитимности власти, приглашают власть к диалогу, с другой – предоставляют возможность сделать гласными свои позиции и мнения, добиться конкретных результатов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...