Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(гриф – после решения экспертного совета Минобрнауки)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЯ

 

ТЕТЕРСКИЙ С.В.

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

 

Москва

2006


РЕЦЕНЗЕНТЫ

Бузырева Любовь Михайловна

начальник организационного отдела по работе с молодежью Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию

Звонарева Лола Уткировна

доктор исторических наук, академик РАЕН, ведущий научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания, секретарь Союза писателей Москвы

Тетерский С.В.Детско-молодежное общественное движение России: история, современное состояние и перспективы развития: Учебное пособие. – М., 2006. – 190 с.  

 

Вы держите в руках уникальное учебное пособие, в котором впервые общественные объединения рассматриваются не как самоцель развития общественного движения и гражданского общества, а как форма поддержки (государством и гражданским обществом) социальных инициатив детей и молодежи. Фундаментом развития современного общественного движения автор пособия обосновывает потребностно-целе-результативный подход, предполагающий создание множества временных инициативных групп (общественных объединений) детей и молодежи в логике «потребность – цель – деятельность – результат».

Учебное пособие подготовлено для обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью» (дисциплина «История и перспективы детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации»), для системы повышения квалификации, переподготовки сотрудников общественных объединений, образовательных учреждений и сферы государственной молодежной политики. Учебное пособие предназначено также для тех, кто получает профессиональное образование различного уровня в области педагогики, психологии, социальной работы, молодежной политики, общественного движения и проводит в этих направлениях научные исследования. Оно будет полезно для организаторов общественно значимой деятельности детей и молодежи: учителей, вожатых, социальных педагогов, социальных работников, психологов, специалистов комитетов по делам молодежи, органов управления образованием, социальной защиты, руководителей образовательных учреждений, организаторов и лидеров общественных объединений.

Учебное пособие выполнено в рамках Комплексной программы РАО «Воспитание как социальный феномен: состояние и перспективы развития» (научный руководитель программы – доктор социологических наук, профессор, академик РАО С.В. Дармодехин), раздел №1, тема №2 «Тенденции развития и прогнозирование воспитательных систем» (научный руководитель темы – доктор педагогических наук, профессор Л.Е.Никитина).

    ã Тетерский С.В., 2006

ã ГосНИИ семьи и воспитания, 2006


 

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 4

ОТ АВТОРА 5

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ 6

§1. Современное понимание общественного движения детей и молодежи. 6

§2. Наука об общественном движении. 19

§3. История общественного движения детей и молодежи. 44

§4. Влияние религии на развитие общественного движения. 61

ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ 66

§1. Анализ нормативной правовой базы и ресурсного обеспечения деятельности общественных объединений. 66

§2. Дети, молодежь, взрослые, участвующие и не участвующие в общественном движении. 72

§3. Общественное движение как образовательный процесс. 78

§4. Лидерство в общественном движении. 86

§5. Структура и стадии развития общественного движения (на примере общественной организации). 98

§6. Символика общественного движения. 112

§7. Проектирование общественного движения. 114

§8. Пропаганда результатов общественного движения. 135

§9. Экономическая эффективность общественного движения. 147

§10. Мероприятия признания общественного движения. 165

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 181

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 184

ПРОГРАММА образовательного курса «История и перспективы детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации» 18185





ПРЕДИСЛОВИЕ

 

    Российский народ пережил много трудностей, переоценил и переосмыслил историю, воспринял новые реалии политической и экономической жизни. Новое российское общество восприимчиво к новаторским решениям и технологиям, и самая большая наша надежда связана с новым поколением, у которого ярко выраженное стремление учиться всему, что способно изменить жизнь людей к лучшему. Это не только перспективные и высокооплачиваемые профессии, но и овладение многими полезными знаниями и навыками, в том числе и в области социальной политики. Молодежные проекты, молодежные программы, молодежные службы играют все более заметную роль в социальной жизни, становятся местом приложения сил и стремлений молодежи сделать повседневную жизнь осмысленной, общественно значимой и интересной. Они наглядно показывают многообразие детской и молодежной инициативы и ее настрой на конкретные практические дела, позволяют увидеть позитивную прагматичность и социальный оптимизм многих молодых людей в разных уголках современной России.

Это учебное пособие поможет по-новому взглянуть на возможности  детей и молодежи, увидеть, как можно, опираясь на инициативу молодых, строить обучение и воспитательную работу, развивать общественные объединения, укреплять социальные службы молодежи. Государственные и муниципальные программы молодежной политики должны стимулировать социальные инициативы молодых, создавать все возможные условия для того, чтобы молодые люди учились быть не иждивенцами в семье и государстве, а стремились своим трудом и усилиями доказать, что они не только готовятся к активной социальной деятельности, но и уже сейчас, в самые яркие и романтические годы своей жизни, являются достойными гражданами нашей великой Родины. 

 

 

Президент Российской академии образования                        В.Д. Никандров

 


 ОТ АВТОРА

 

Настоящее учебное пособие призвано поддержать и воодушевить энтузиастов и профессионалов – всех тех, кто решил посвятить свою жизнь социальному благополучию, раскрытию личностного потенциала молодых людей, проявивших интерес к общественной деятельности, желающих научиться конструктивным формам самоорганизации своей личной жизни.

Главное внимание в книге уделяется развитию индивидуальности каждой личности (удовлетворение личностных  потребностей, решение собственных проблем, достижению собственных целей) в кругу единомышленников и соратников, что позволяет участникам общественного движения стать, прежде всего, успешными, чтобы сделать успешными близких и все общество.

В подготовке материалов к настоящему учебнику принимало участие большое количество специалистов, работающих с детьми, подростками и молодежью. В нём использованы разработки и опыт Национального совета молодежных и детских объединений России (председатель – А.В.Соколов), общероссийских общественных организаций «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ), Российского союза молодежи (председатель – О.А. Рожнов); межрегиональной общественной организации «Ассоциация юных лидеров» (АЮЛ, президент – А.М.Лопухин), межрегиональных общественных фондов «Новые перспективы» (Н.А.Серякова) и «Созидание» (Е.А.Захарова). В книге использованы результаты комплексного исследования «Состояние и перспективы развития детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации», проведенного в 2004-2005 гг. по заказу Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию лидерами крупнейших общественных объединений страны, совместно с учеными ведущих научных школ.

В пособии указаны имена людей и организаций, которые внесли свой вклад в содержание книги в виде той или иной мысли, проекта, упражнения. Автор выражает сердечную признательность всем, кто принял участие в многолетней опытно-экспериментальной работе по проверке эффективности инициативного общественного движения детей и молодежи, в особенности – своим коллегам-соратникам по научной школе – Государственному НИИ семьи и воспитания (директор С.В. Дармодехин).

Особая благодарность моему научному руководителю – Любови Евгеньевне Никитиной – доктору педагогических наук, профессору, директору ДИМСИ, благодаря замечаниям и предложениям которой книга приобрела законченный вид.

 




ГЛАВА I.

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ

ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 266.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...