Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопросы и задания для закрепления
1. Дайте определение понятию «целеполагание». 2. Какие существуют виды целей, раскройте каждую? 3. Какие требования предъявляются к целям управления? 4. Перечислите отличительные особенности целеполагания и миссии в организации образования. 5. Представьте себя руководителем организации образования. Какие стратегические и тактические цели Вы бы поставили для этого учреждения.
Использованная литература 1. Гладких В.Г. Целеполагание в деятельности директора школы. Автореф. канд.пед.наук - М., 1991.- 17 с. 2. Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность: Уч.пос.для вузов.- М.: Академ.проект; Культура, 2006. – 544 с. 3. Садвакасова З.М. Организационный менеджмент в образовании: схемы и таблицы. Уч.метод.пос. Алматы, 2006.-140 с. Практическое занятие Упражнение «Шкатулка мудрости» · Для достижения успеха надо ставить цели несколько выше, чем те, которые в настоящее время могут быть достигнуты (Макс Планк). · Помни: не цель оправдывает средства, а наличные средства оправдывают цель (Г. Юдин). · Кто хочет достичь цели, должен ее знать (Азбучное правило менеджмента). · Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда (Марк Твен). Напишите свой афоризм на тему «целеполагание, целеустремленность, моя цель». Байка «Попадание в цель» Великий мастер по стрельбе из лука по имени Дрона обучал своих учеников. Он повесил на дереве мишень и спросил каждого из учеников, что тот видит. Один сказал: - Я вижу дерево и мишень. Другой сказал: - Я вижу дерево, восходящее солнце, птиц на небе. Все остальные отвечали примерно также. Затем Дрона подошел к своему лучшему ученику Арджуне и спросил: - А ты что видишь? Тот ответил: - Я не могу видеть ничего, кроме мишени. И Дрона сказал: - Только такой человек может стать попадающим в цель. Мораль. Полная сосредоточенность, способность сконцентрироваться на поставленной цели, абстрагироваться от посторонних раздражителей – обязательное условие достижения требуемого результата. Комментарий. Очень часто достижению поставленнойцели мешают тысячи повседневных мелочей, которые отвлекают нас от главного, рассеивают наше внимание, «пожирают» свободное время. Планирование Планирование – это процесс практического воплощения стратегии. Он заключается в принятии конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить их неопределенность (Шамова Т.И.). Внутришкольный план является важнейшим мобилизующим документом. Он должен содержать четкие и конкретные ориентиры на дальнейшие и ближайшие перспективы, обеспечивать непрерывность и преемственность во всей учебно-воспитательной работе, являть собой идеальную модель будущей деятельности коллектива и его руководителей. Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с определением конкретных исполнителей и сроков исполнения. Цель планирования - выработка единства действий административного и педагогического коллектива, с одной стороны, и коллектива учащихся – с другой. Задачи планирования во внутришкольном управлении: ─ обеспечение выполнения решений государственных органов по вопросам воспитания и обучения подрастающего поколения; ─ вычленение главных, узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива; ─ определение конкретных мероприятий, сроков их исполнения и ответственных исполнителей; ─ воспитание ответственности у членов коллектива.
Процесс планирования включает в себя следующие компоненты: 1. Прогнозирование. Предвидение будущего состояния образовательного учреждения в целом или в его отдельных управленческих подразделениях. 2. Результаты. Формирование цели и задач. 3. Средства. Качественный и количественный анализ возможных вариантов, определения правил действий программ, процедур и выбор из них тех, которые в наибольшей степени отвечают принятым критериям, направленным на достижение целей и выполнение задач. 4. Ресурсы. Участники образовательного процесса, время, финансово-хозяйственное и материально-техническое состояние образовательного учреждения. 5. Внедрение. Разработка программы действий, принятие решений, способы их организации и установление последовательности для выполнения плана. 6. Контроль. Разработка методики предвидения и обнаружения недочетов, недостатков, предотвращение ошибок реализации. Приступая к планированию, руководитель должен опираться на методологию, позволяющую организовать всю деятельность школы на научно-обоснованных принципах: ¾ принцип научности (построение плана на научных методологических позициях); ¾ принцип аналитического основания; ¾ принцип целенаправленности; ¾ принцип перспективности (выражающая идею самого планирования, т.е. работать целеустремленно, с учетом не только близких, но и дальних перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целей); ¾ принцип непрерывности; ¾ принцип размерности в распределении плановых заданий; ¾ принцип коллективности (участие всех учителей в планировании учебно-воспитательной работы).
Годовой план школы составляется на период с1 сентября текущего года по 31 августа. Составляется в мае месяце по итогам мониторинга учебно-воспитательного процесса и утверждается на педагогическом совете. Структура годового плана работы образовательного учреждения состоит из следующих разделов: а) информационная справка о школе; б) анализ работы школы за прошедший учебный год; в) цели и задачи школы на новый учебный год; г) основные направления деятельности педагогического коллектива по достижению оптимальных конечных результатов; д) создание условий для достижения целей и выполнения задач. Виды внутришкольного планирования На практике существуют три вида планирования учебно-воспитательного процесса в школе: перспективное (стратегическое), текущее (календарное), оперативное. 1. Перспективное планирование (или стратегическое)(2, 3, 4, 5, 10 лет и т.д.) - различные программно-целевые комплексы администрации и общественных организаций школы, рассчитанные на отдаленную перспективу. «Если ты можешь это вообразить, ты можешь это осуществить» говорилУолт Дисней. Структура перспективного плана работы школы может иметь следующий вид: ¾ Задачи школы на планируемый срок. ¾ Перспективы развития контингента учащихся по годам, возможное количество классов. ¾ Перспективы обновления учебно-воспитательного процесса, внедрение педагогических инноваций. ¾ Потребность школы в педагогических кадрах. ¾ Повышение квалификации педагогических кадров (курсы, семинары, тренинги, мастер-классы, курсы на хозрасчетной основе и т.д.). ¾ Развитие материально-технической базы и учебно-методическое оснащение школы (строительные работы, приобретение компьютерных средств, пополнение фондов библиотеки, наглядных пособий, обновление оборудования и оформление кабинетов и др.). ¾ Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий труда и отдыха. Стратегического планирование, это главный зонтик в управлении. Под стратегией принято понимать набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития той или иной системы. Стратегия - образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации. При формировании стратегического планирования в практике придерживаются следующих принципов: 1. Системность 2 . Определённость целей и сроков 3. Опора на традиции (миссия) 4. Сбалансированность (ресурсы) 5. Инновационность 6. Конкурентоспособность
2. Годовое планирование охватывает весь учебный год, включая летние каникулы. Подготовка плана работы школы осуществляется в течение текущего учебного года и проходит в несколько этапов. ¾ На первом этапе (первая учебная четверть) директор школы, его заместители и руководители школьных служб изучают новые нормативные, инструктивные документы, теоретические и методические материалы по вопросам развития и образования в целом и планирования в частности. ¾ На втором этапе (вторая учебная четверть) под руководством директора школы создается инициативная группа по разработке и корректировке структуры проекта плана, определяются источники и формы сбора необходимой информации. ¾ На третьем этапе (третья учебная четверть) анализируется получаемая информация, заслушиваются отчеты о работе членов комиссии и руководителей подразделений школы, выявляются причины возникающих трудностей и пути их устранения в перспективе. На четвертом этапе (конец четвертой четверти) подготавливается и обсуждается проект плана. На первом заседании совета школы в новом учебном году план работы школы утверждается. 3. Текущее планирование (календарный)- школьный годовой план, расписание уроков, составляемое на учебное полугодие, четвертные графики, внутришкольного контроля, эпизодические планы целевого назначения, срок действия которых выходит за рамки одного месяца (например, план подготовки и проведения в школе недели детской книги). 4. Оперативное планирование -месячный календарный план учебно-воспитательной и организационно-педагогической работы, недельный план работы менеджера образовательной организации, поурочный план учителя, каждодневный план работы воспитателя группы продленного дня. Практическое занятие |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 266. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |